Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Алла Александровна Раевская,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 3 Железнодорожного района г. Новосибирска

Линейка памяти Бориса Богаткова

Живет легенда о твоем,

о подвиге крылатом.

Г. Гоц

В современных условиях патриотическое воспитание учащихся является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Создавая воспитательное пространство школы, мы опирались на духовные и материальные ценности школы. К материальным ценностям школы относятся объекты: здание школы, построенное А.Д. Крячковым, Пост Памяти Бориса Богаткова, мемориальный музей имени Бориса Богаткова. Духовной ценностью школы является патриотическое воспитание учащихся.

Задачи патриотического воспитания учащихся реализуются через школьную программу «Патриотическое воспитание учащихся». В рамках программы ежегодно проходит декада Памяти Бориса Богаткова. В течение декады организуются встречи с ветеранами 22 Сибирской дивизии, экскурсии в школьный музей, тематические беседы, тематические уроки, радиолинейка и классные часы «Жизнь и подвиг Бориса Богаткова», возложение цветов к памятнику Бориса Богаткова, просмотр видеофильма о поездке в город Белый. Декада Памяти завершается линейкой, разработка которой представлена в данной работе. Всю работу по подготовке и проведению линейки можно разделить на следующие этапы.

1. Целеполагание.

Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, мужественности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

– воспитание уважения к историческому прошлому России, в том числе и школы;

– утверждение в сознании и чувствах учащихся таких качеств, как мужество, честь, героизм, подвиг;

– сохранение школьных традиций.

2. Определение формы: линейка.

3. Планирование работы: подбор материала, составление сценария.

4. Организация: распределение видов деятельности, работа с активом музея приглашение ветеранов.

Линейку ведут члены Актива школьного музея Бориса Богаткова.

Список оборудования, материалов, технических средств

1. Оформление актового зала:

– бюст Бориса Богаткова, который установлен на фоне красного занавеса;

– на занавесе – плакат с надписью: «Живет легенда о твоем, о подвиге крылатом»;

– слева – знамя школы. Справа – флаг России.

2. Музыкальное оформление:

– музыкальный центр;

– гимн России;

– песня «Священная война»;

– песня «Сибирская добровольческая»;

– песня «Он не вернулся из боя»;

– песня «Бухенвальдский набат».

3. В сценарии использованы стихи Б. Богаткова, Р. Рождественского, Б. Окуджавы.

Присутствуют:

– ветераны 22 Сибирской добровольческой дивизии;

– администрация школы;

– учителя школы;

– учащиеся 5, 6, 7 классов.

Структурно-сценарный план

(Под музыку входят учащиеся, ветераны, учителя. Все учащиеся выстраиваются в линейку. Звучит гимн России).

Ведущий: Торжественную линейку, посвященную памяти поэта-комсомольца, ученика нашей школы Бориса Богаткова, считать открытой. (Представление ветеранов 22 Сибирской дивизии. Звучит музыка Баха).

Ведущий:

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Их 20 миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

Ведущий: Борис Богатков родился 3 октября 1922 года в Красноярском крае. Погиб в августе 1943, прожив всего 20 лет. Таким сроком можно определить не жизнь, а лишь начало ее. Борис совершенно осознанно выбрал свой путь, не колеблясь, прошел его до конца – путь солдата, защитника Родины.

Ведущий:

Ах, война,

Что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли

– Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад

(Звучит песня «Священная война»)

Ведущий: После тяжелого ранения Борис Богатков комиссован из армии. А в 1943 г. он снова уходит на фронт в составе 22 Сибирской добровольческой дивизии.

В суровый час, на бой с врагом,

Поэт ушел солдатом.

Живет легенда о твоем,

О подвиге крылатом.

8 августа 1943г. войска Западного фронта, в составе которого сражалась Сибирская добровольческая дивизия, громя фашистов, вышли на дальние подступы к Смоленску. На пути сибиряков встали укрепленные Гнездиловские высоты.

Ведущий:

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты –

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.

Ведущий:

Гнездиловские высоты надо было брать.

Впереди – города пустые,

Нераспаханные поля.

Тяжко знать,

Что моя Россия

От того леска – не моя…

Ведущий:

Поклялись мы, что встанем снова

На родимые рубежи!

И в минуты битвы суровой

Нас, гвардейцев, не устрашит

Ливень пуль, сносящий пилотки

И оживший немецкий дот…

Только бы прозвучал короткий,

Долгожданный приказ: «Вперед!»

Ведущий: Дважды автоматчики гвардии старшего сержанта Богаткова поднимались в атаку и, прижатые бешеным огнем, ложились на землю. И тогда Борис решил поднять на штурм взвод своей песней.

(Звучит песня 22 Сибирской дивизии)

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных

Новосибирской области родной.

Немало получили враги ударов грозных

От гвардии Сибирской огневой!

К Германии проклятой, пожарами объятой,

Несем мы беспощадные штыки,

Гвардейцы-добровольцы,

Упрямые ребята,

Отважные бойцы-сибиряки!

Ведущий: Гнездиловские высоты были взяты. После боя собрались на опушке усталые гвардейцы. И, подходя к березам, низко склоняли головы. В тени ветвей, на окровавленной шинели неподвижно лежал Борис, их любимый друг, командир.

Прожив на свете чуть больше 20 весен, погиб новосибирский поэт, воин-комсомолец Борис Богатков.

(Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» (1 куплет)

Ведущий:

Летним, солнечным днем сорок третьего года

В похоронку вписали судьбу паренька…

Но осталась в израненном сердце народа

Его полная яростной жизни строка!

Песню поэта допели друзья,

И враг был раздавлен гвардейскою грудью.

Над павшим тревожно пылала заря,

Прощальный салют громыхали орудья.

Ведущий: Борис Богатков погиб. И этот подвиг, к которому он готовил себя с юношеского возраста, о чем говорит все его человеческое поведение и все его стихи, дорог нам. Этот подвиг не будет забыт людьми, как не будет забыта вся его короткая жизнь и героическая смерть, одного из многих, ценою своей жизни защищавших Родину.

Ведущий: Слово предоставляется ветерану 22 Сибирской гвардейской дивизии.

(Вручение цветов ветеранам)

Ведущий:

Каких имен нет на могильных плитах,

Их всех племен оставили сыны.

Их 20 миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Ведущий: Почтим память павших минутой молчания.

(Минута молчания. Звучит «Бухенвальдский набат»)

Ведущий:

Помните!

Через века, через года, помните!

Помните о тех, кто уже не придет никогда!

Пожалуйста, помните!

Не плачьте,

В горле сдержите стоны, горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

(Представители от классов возлагают цветы к бюсту Бориса Богаткова)

Ведущий: Торжественную линейку, посвященную памяти поэта-комсомольца Бориса Богаткова считать закрытой.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова