Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(2) Валерий Алексеевич Понырко,

учитель истории Новосибирского специализированного лицея с этнокультурным еврейским компонентом образования «Ор Авнер»,
«Учитель года» в рамках новосибирской ассоциации лицеев и гимназий (2007 г.),
победитель Международного фестиваля учителей из школ с этнокультурным
(еврейским) компонентом образования «Учитель года-2009»

О «Сибирском Иерусалиме» и не только…

Если говорить про нашу общину, то она относительно молода, как и сам Новосибирск. Годом его основания считается 1893, а городской статус он получил в 1903 году. Евреи появились в Новониколаевске (Новосибирске) сразу – в конце ХIХ – начале ХХ века. Новый сибирский город привлек их возможностью предпринимательства. Архивные материалы свидетельствуют, что еврейское население Новониколаевска пополнялось как из близлежащих городов (таких, как Каинск, Колывань, Томск), так и из более отдаленных (Тобольск, Барнаул), а также из европейской части России – Житомира, Харькова, местечек Могилевской, Витебской губерний.

Евреи занимались торговлей обувью, кожевенными товарами, готовым платьем, хлеботорговлей.

Неподалеку от Новониколаевска находился другой город, современниками прозванный «сибирским жидовским Иерусалимом». Окружной городок Томской губернии Каинск находился в 13 километрах от станции Барабинск на старом Сибирском тракте. Каинск и Тобольск были первыми сибирскими городами в начале XIX в. официально определенными для расселения евреев. По данным 1858 г., в Каинском округе было 1008 евреев, что составляло 41% всех евреев Томской губернии. Около 40% из них проживали в Каинске (а это 12% жителей всего города).

Основной состав евреев были ссыльные, а также кантонисты. В дневнике графа Сперанского есть пометка за 1820 год: «Каинск – маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган». Со временем основным занятием евреев Каинска стало предпринимательство, а основным «еврейским контингентом» были купцы, торговцы сибирской пушниной. Вот какое наблюдение оставил современник о еврейской общине Каинска: «… где поселились евреи, там коммерческая суетня и толкотня. В Сибири также думали превратить евреев в хлебопашцев, но и здесь, как и в Западной России, народ этот сумел разбить всякие надежды и упрямо остался при своих качествах. Из города Каинска евреи умудрились сделать такой же город, каких неисчислимое множество во всем западном крае России. Каинск сибиряки справедливо называют «сибирским Иерусалимом»: из городка, не имеющего никакого промышленного и торгового движения и, как все города Сибири, вообще углубленного в себя и мертвенно молчащего, евреи сделали крикливый, живой и торговый. Евреи же добились того, что в Каинске теперь одно из главных мест склада всего пушного товара (особенно беличьих хвостов), отправляемого за границу, на Лейпцигскую ярмарку».

В руках евреев была сосредоточена практически вся мелочная торговля города. Весьма специфической была «торговля невестами». Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия. Девушек-евреек в сибирских городах было очень мало, и особые сваты специально ездили в черту оседлости и привозили оттуда невест. За них уплачивали свату огромные деньги, иногда до 200 рублей и более – в зависимости от наружности невесты. В отчаянии каинские евреи стали просить, чтобы и им, по примеру прочих сибиряков, разрешили покупать привозимых из-за границы калмычек и жениться на них по еврейскому закону. Сибирские власти дали лестный отзыв о трудолюбии и безукоризненном образе жизни местных евреев, которые не желают жениться «на девках другого закона». И тогда в Петербурге постановили: «Евреи могут покупать или выменивать приводимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Перешедшие в еврейство жены-калмычки соблюдали законы еврейской веры, ходили в синагогу и мало чем отличались от прочих евреек. Только в XIX веке таким образом в иудаизм перешло более 10 тыс. калмычек.

Со второй половины XIX века здесь существовала мощная община, появились молельные дома, а в 1890 годах – двухэтажная деревянная синагога. Ну и, конечно же, еврейская школа, кладбище и иные «составляющие» еврейского бытия, где бы оно ни протекало.

Сегодня в нашем лицее учатся правнуки тех евреев, которые принесли славу этому городу.

О себе: На желание стать историком повлиял мой преподаватель, который привил любовь к этой науке. Студентом и после окончания института занимался археологией. А когда возвращался из экспедиций, дома, как и подобает настоящему ученому-археологу, при помощи бинокуляра (наблюдательного прибора), по микроследам, пытался выяснить предназначение найденных на раскопках орудий труда.

Шесть лет назад пришел работать в еврейский лицей «Ор Авнер. Поначалу испытывал «недостаток знаний по еврейской истории», эти пробелы решительно взялся устранять и… сел за парту. За 2 года учебы в Открытом Университете Израиля изучил все курсы, сдал все экзамены. А по четырем курсам сам стал тьютором (преподаватель-консультант, наставник ученика, помогающий ему в организации образования).

Еще со студенчества участвовал в экспедициях, в которых были детские отряды, а после окончания института начал самостоятельно организовывать детские экспедиции. Многие мои бывшие ученики стали историками, а четыре человека связали свою жизнь с археологией, защитив уже ученые степени.

 В 2009 году я посетил место археологических раскопок, в Иерусалиме, вдоль Стены плача. Огромное впечатление на меня произвели размеры и качество обработки блоков, из которых сложены стены вокруг Храма и… я видел основание стен, еще заложенных царем Шломо.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 863)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела