Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(3) Лариса Викторовна Панфилова,

учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории,
руководитель лаборатории информационного развития
МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска,

победитель национального проекта  «Образование»

в номинации «Лучший учитель России» (2008 г.)



Все статьи автора(8) Мария Ивановна Мазур,

кандидат педагогических наук, учитель математики высшей
квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска,
методист Областного центра работы с одаренными детьми Новосибирской области,
победитель национального проекта
«Образование» в номинации «Лучший учитель России» (2006 и 2012 гг.)


Первые шаги (из опыта организации занятий информационными технологиями в специализированных классах)

Кто владеет информацией – владеет миром.

 

В этом учебном году на базе гимназии № 6 сформированы два специализированных класса: математический и физический. В качестве профильных предметов соответственно выбраны: математика, физика и информатика. Разумеется, дети проходили конкурсный отбор, но в силу различных обстоятельств (различные школы, время обучения информатики) уровень знаний и мотивационные параметры оказались очень разными. Различаются школьники и по интересу к предмету, активности и желанию изучать именно этот предмет.

Первый вопрос, который необходимо было решить при проведении занятий по информатике – это разбиение на подгруппы, которые бы позволили качественно начать занятия. Нам показалось целесообразно провести начальное тестирование для определения способностей детей, степени их подготовки и желания заниматься предметом на определённом уровне. Тестирование для формирования групп состоялось на третьем уроке – для того, чтобы дети сами могли попытаться оценить свои возможности и в какой-то мере понять необходимость разноуровневой подготовки.

Преподаватели наблюдали в это время за их обучаемостью, оценивали потенциальные возможности школьников. Необходимо было более способным и мотивированным, но менее подготовленным предложить равные возможности с более подготовленными на тот момент учащимися. Для школьников сразу же сформулирована была цель диагностики – разделение по интересам и способностям. Таким образом, в математическом классе были сформированы две группы – одна с основной направленностью на развитие алгоритмических способностей, изучение программирования на углубленном уровне. Во второй группе ведущим направлением стало углубленное изучение технологий, построение математических моделей в приложениях.

Для конструирования индивидуальной траектории ребёнка в течение первой четверти учащимся была предоставлена дополнительная возможность поменять группу. Дети, которые сами почувствовали, что хотели бы сменить направление деятельности в обучении информатики с учётом рекомендации преподавателя, получили такую возможность. Кроме того, в группе «программистов» сложилась подгруппа учащихся, заинтересованных в решении олимпиадных задач. В дополнительное время с ними проводится факультативная, а по сути своей индивидуальная работа. Группа состоит из четырех человек, и они уже показали неплохие результаты в первом туре Всероссийской олимпиады школьников и Всесибирской олимпиаде по программированию.

В специализированном физическом классе учащиеся также поделены на две группы, и одна из них более углубленно изучает программирование, но основной направленностью работы в этих группах является изучение и построение моделей физических процессов, программирование расчетов для физических задач и сопровождения экспериментов.

Основа курса одинакова, но каждый учащийся сможет выбрать для себя «степень углубления» в ту или иную технологию, согласно выбранному направлению. Такая организация позволит показать прикладной характер информатики и других изучаемых дисциплин, сориентировать учащихся в дальнейшем профессиональном определении. Поддержкой курса будут служить уроки-экскурсии в НГУ и НГТУ.

Наличие ноутбуков индивидуально для каждого учащегося позволит провести выбор между технологиями, постоянно использовать ресурсы Интернета, выполнять индивидуальные задания и пользоваться индивидуально подобранными электронными пособиями, учебниками, материалами. Для учеников составлены комплекты тренировочных заданий различного уровня сложности, тестовые и контрольные работы, индивидуальные рекомендации, разработаны алгоритмы работы разного уровня сложности, приготовлены задания для индивидуальных проектов. Такая структура работы влияет на формирование мотивационной активности детей, инициирует переход к активно-деятельностной позиции в совместной работе с преподавателем.

Информационные технологии являются универсальным инструментом для развития способностей одаренных детей, дальнейшего роста их творческой активности. Большое место здесь занимает проектная деятельность, которая даёт навыки постановки проблемы, выбор способов её решения, опыт по созданию готового продукта – модели, презентации, проекта, доклада. Наличие «под рукой» инструмента-ноутбука, как источника информации и технического средства – позволяет сделать эту работу практически постоянной.

В этих классах мы постоянно используем сетевые технологии для интерактивного обучения, для выполнения индивидуальных и групповых заданий, для домашних работ и внеурочной работы. Учащиеся с удовольствием общаются с преподавателем вне урока: «заходят» на его страницу за информацией, выкладывают готовый продукт, задают вопросы, получают консультации.

Именно одаренные дети особенно ярко и эмоционально воспринимают возможности, которые им предоставляет интерактивное обучение, наиболее живо воспринимают «игровые» методы обучения, но, с другой стороны одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям как «интернет-зависимость», «игровая компьютерная наркомания» и т.п. И мы видим свою задачу в том, чтобы организовать обучение предмету таким образом, чтобы компьютер и в целом «информационная паутина» стали инструментом в формировании умений ребёнка приобретать и преобразовывать знания, формировать коммуникативную компетенцию, а не игрушкой и средством ухода от реальности.

Изучая и анализируя разнообразные источники, многолетний опыт работы учителей информатики, мы сформулировали для себя приоритеты работы в специализированных классах:

– развитие коммуникационных навыков и способности к учению;

– развитие умственных навыков высокого уровня;

– формирование ИКТ компетентностей;

– профессиональная ориентация и подготовка;

– социализация учащихся, повышение у них самооценки и мотивации к учению.

Продвигаться в этом направлении помогают следующие действия:

– обновление форм и методов работы – так, основной формой работы является не традиционная лекционная, а переход к проблемно-деятельностному обучению – активные формы обучения – групповая работа, самотестирование, самоанализ, визуализация; курс на интеграцию предметов – проектная работа; тесное взаимодействие между преподавателями в группах и других предметов; индивидуализация обучения;

– управление качеством образования по результатам; работа над созданием саморегулирующейся системы, которая гарантирует объективный анализ качества обучения каждого ученика; применение нестандартных методов оценивания; листов самооценки, взаимооценки, рейтинг, портфолио; индивидуализация подходов к оцениванию;

– повышение сетевой культуры учащихся и преподавателей, применение ноутбуков для формирования индивидуальной образовательной траектории; индивидуально подобранные образовательные материалы и электронные учебники.

После окончания оснащения кабинета специализированных классов компьютерами и другой оргтехникой мы планируем интенсивное внедрение своих технологий в учебный процесс по другим предметам. Думается, наши коллеги получат большую поддержку в своём преподавании и с удовольствием пойдут нам навстречу.

Литература:

1. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Поташник, М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт / М. М. Поташник. – Киев, 1988.

3. Тренинг «Технологические приемы – роль и место в системе обучения» – http://www.edu54.ru/node/101384

4. Панфилова, Л. В. К вопросу о роли информационных технологий в работе с одаренными детьми / электронная газета «Интерактивное образование», № 1, 2008. – http://io@nios.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Первые шаги (из опыта организации занятий информационными технологиями в специализированных классах)
2. Одаренный ребенок: найти своё призвание