Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Елена Валентиновна Коротнева,
учитель биологии МБОУ СОШ № 136
Ленинского района г. Новосибирска

Экологическое воспитание в школе

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, растений, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Человек – неотъемлемая часть этих взаимоотношений. От его поведения, деятельности зависит многое. И природа в развитии и становлении человека как гражданина играет огромную роль.

Конечно, экология – наука непростая. Но чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического просвещения, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

– все связано со всем;

– все куда-нибудь девается;

– все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

– природа знает лучше.

«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление», – так считал К.Д. Ушинский. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, о генетических отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почвы, об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

По-моему, исходя из этого, лучше звучит термин «природоохранное просвещение».

Цель природоохранного просвещения и воспитания – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две наиважнейшие задачи:

1) убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды;

2) вооружать их хотя бы необходимым минимумом знаний в этой области.

Воспитывая и обучая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

– осознанию ребенком себя как части природы;

– воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам живых организмов вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

– пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

– пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать заново;

– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.

Экологическое просвещение и воспитание должно быть непрерывным на всех этапах жизни человека. Первыми учителями для ребёнка являются его родители, дающие ему знания об окружающем мире, затем это может быть детский сад и, конечно, школа.

Начальная школа, среднее звено и старшая ступень должны быть единым целым, чтобы не прерывалась нить непрерывного образования и воспитания. Именно в тандеме работают у нас в школе учителя биологии, географии и начальной школы. Итак, экологическое просвещение на начальной ступени осуществляется на уроках окружающего мира, где детям даются основные знания о природе. Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребёнок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения (уход, пересаживание, наблюдение). Большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями.

Создавая приближённые условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие.

Экологические проекты, конкурсы рисунков и сочинений любимы детьми и родителями. Это действительно так, потому что многие работы предназначены для семейного выполнения.

В среднем звене углубляются и систематизируются знания об окружающем мире. Меняется и система работы в данном направлении. На уроках биологии и географии красной нитью проходит изучение природы Новосибирской области. Это такие формы работы, как лабораторные работы (например, изучение внешнего строения и особенностей поведения представителей нашей фауны при изучении типов, классов, отрядов), подготовка сообщений о флоре и фауне Новосибирской области, самостоятельная работа с презентациями (найти материал, проанализировать, изложить в электронном виде и представить своим одноклассникам). Если у ученика получается достойная работа, то у него появляется возможность выступить перед другой аудиторией (например, другим классом в параллели или учениками начальной школы). Ребята нашей школы участвуют и в районных конкурсах, таких как «Мы идём по Птицеграду», «Заповедная Родина», конкурс рисунков «Водные животные НСО».

Большое значение в процессе развития экологического сознания играет школьная библиотека. Выставка книг о природе, библиотечные уроки, методический центр оказывают поддержку учителям, детям и родителям.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания. Самые распространённые экскурсии: в зоопарк, в музей, на природу.

Если нет возможности выехать куда-либо, то на помощь приходит заочная экскурсия, проводимая в стенах класса на уроке.

Субботники – пример бережного отношения к природе и лучший способ формирования понимания, что чистота – залог здоровья. Ребята всех возрастов с удовольствием наводят порядок на территории школы. Этим решаются две важнейшие задачи: формирование любви к труду и заботливого отношения к природе.

При подготовке НПК мы стараемся брать темы, связанные с окружающей средой. Одна из наиболее ярких работ была представлена Захаровой Ксенией на районной и городской НПК по теме «Исследование запылённости воздуха в нашей школе». Была проведена большая работа по сбору проб, выращиванию микроорганизмов, подсчётам и анализу. Работа была представлена на суд детей и родителей на родительском собрании.

Работая с родителями в данном направлении, одно из собраний посвящаю теме формирования экологического сознания.

Учащиеся старшей ступени тоже не остаются в стороне. Тема охраны окружающей среды рассматривается в каждом блоке тем в курсах географии и биологии.

Основные приёмы работы – это диспуты, конференции, конкурсы экологических листовок, презентации, экскурсии на предприятия, наглядно демонстрирующие охрану окружающей среды.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется акцентировать внимание руководителей учебных заведений, учителей географии и биологии, а также классных руководителей и родителей учащихся на актуальности и важности экологического воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 98)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела