Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Елена Владимировна Горшкова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 15 Ленинского района г. Новосибирска

Научить быть счастливым… (из опыта работы)

«Успешность планов развития страны зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося» (Д.А. Медведев, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Мой класс 4б. Эти ребята знакомы мне с 2007 года, т.е. с первого класса, а некоторые из них, а именно 8 человек, с предшкольного класса.

В первый класс дети пришли абсолютно разные. Возрастная категория детей колебалась от 6,5 лет до 10 лет. Среди детей был мальчик, оставленный на дублирование первого класса, девочка из Таджикистана, которая с трудом объяснялась на русском языке. На основании анкетирования, проведённого на первом родительском собрании, я выяснила, что 13 детей воспитываются в полных семьях, у 7 ребят неполная семья, 4 из многодетных семей. Из всех первоклассников только двое были задействованы во внешкольных кружках.

Планируя воспитательную работу на данном этапе, я поставила перед собой цель: «Создание условий для наиболее безболезненной адаптации детей к школьной жизни».

Я заметила, что у детей разносторонние интересы, поэтому для достижения поставленной цели строила воспитательную работу следующим образом. Большое внимание уделила различным праздникам: «Праздник осени», «Мы школьниками стали», «Книжкины именины», «Праздник прощания с букварём».

В этом возрасте игры, праздники, конкурсы могут и должны стать основой для развития общения между детьми.

Большинство ребят в классе – мальчики, народ подвижный и активный, необходимо было направить их энергию в нужное русло. Реализовать это можно было через различные спортивные состязания, эстафеты (как внутри класса, так и на параллели), игры, «весёлые старты».

Ученик начальной школы всегда стремится к яркому и необычному, он проявляет желание познать мир прекрасного. Организация выставок, «картинных галерей», конкурсов поделок и рисунков положительно влияли на микроклимат в группе, ребята наглядно видели свою важность, значимость.

Младшие школьники, особенно первоклассники, очень любят выполнять различные поручения. Они чувствуют себя нужными, ждут возможность проявить себя. Желание проявить себя ведёт к развитию личности ребёнка, которое в свою очередь происходит по двум взаимосвязанным линиям:

СО-деятельность совместно с другими: содружество; сотрудничество; содействие; сопричастность в общем деле (как условие для подготовки к САМО).

САМО-самостоятельная деятельность: самовыражение; самодеятельность; самоопределение; самосовершенствование; саморегуляция.

Соуправление является так называемой подготовкой к самоуправлению.

Когда происходит процесс перехода от соуправления к самоуправлению сказать трудно, как правило, это зависит от условий, особенностей коллектива, индивидуальных особенностей детей. Первый класс, бесспорно, являлся этапом соуправления, ученики выступали в роли исполнителей. Я назначала поручения и контролировала их выполнение. Поручения менялись 1 раз в неделю.

1 сентября во второй класс были зачислены новые ребята: 2 из параллельного класса, 5 из других школ. Собрался очень разношёрстный коллектив. Новые ребята внесли некое беспокойство в жизнь класса. Я поставила цель: «Создание условий для вовлечения вновь прибывших детей в коллектив, а также для развития умения общаться и сотрудничать».

Изменение ситуации в классе повлекло за собой не только изменение цели воспитательного процесса, мне пришлось несколько пересмотреть формы работы с коллективом. В план воспитательной работы я включила классные часы, спортивные мероприятия, экскурсии.

Классные часы носили тематический характер: «О чём я мечтаю», нравственный: «Об обидах и причинах обид», информационный: «Путешествие по карте мира» и т.д.

Спортивные викторины, беседы и дискуссии, дни здоровья стали доброй традицией. Коллектив находился на этапе соуправления, контроль же с моей стороны стал носить частичный характер. 3-й класс стал для меня и моих ребят отправной точкой в «свободное плавание».

На начало года схема повторилась – четверо «новичков». С одной стороны, я имела активное вливание в коллектив ребят, пришедших в прошлом году. С другой – приходилось начинать с чистого листа (в плане адаптации «новичков»). Приоритетная цель остаётся прежней: «Создание условий для вовлечения вновь прибывших детей в коллектив». Наряду с ней, есть и другая: «Формировать у учащихся сознательное отношение к учёбе, нравственно-этические качества личности через взаимодействие семьи и школы».

Для выполнения намеченных целей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Повысить уровень ученического самоуправления в планировании, проведении, анализе жизнедеятельности класса.

  1. Обеспечить участие большего числа родителей в жизни класса.
  2. Формировать физически здоровую личность через участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Решение этих задач проходило через:

– совместное с родителями  планирование воспитательной работы в классе;

– подготовку и проведение КТД;

– расширение роли физкультуры и спорта в жизни ребят (утренняя гимнастика, участие в спортивных кружках и секциях, тематические классные часы).

Это способствовало сплочению детского коллектива и росту активности родителей. СО-САМОуправление на данном этапе отличалось тем, что у ребят появилась свобода выбора поручений, что стало первым шагом к самостоятельности в планировании, проведении, анализе жизнедеятельности класса. Моя роль как воспитателя заключалась в предложении набора поручений и частичном контроле за их выполнением.

В этом учебном году в коллектив пришли 3 новичка. 2 ребят из Киргизии со слабым знанием русского языка, 1 – из другой школы.

Проведя анализ воспитательной работы в 3 классе, я поставила цель: «Создать условия для вовлечения вновь прибывших детей в коллектив, для развития творческого потенциала учащихся, направленного на становление гражданина, человека культуры, нравственной личности через взаимодействие семьи и школы».

Для достижения поставленной цели я наметила следующие задачи:

1. Провести диагностику воспитательной работы в классе с целью определения путей дальнейшего развития.

2. Ввести в план воспитательной работы новые классные часы, мероприятия, направленные на внедрение в воспитательное пространство семейной среды.

3. Укрепить роль классного самоуправления через деятельность актива класса.

Поставленные задачи решались путём анкетирования родителей и детей в начале учебного года.

  1. Нравится ли вам организация деятельности детского коллектива?
  2. Какие мероприятия класса и школы вы посетили в учебном году?
  3. Какие из них вам понравились более всего?
  4. Какие из них не понравились и почему?
  5. Какие мероприятия класса вам бы хотелось повторить в новом учебном году?
  6. Какие мероприятия необходимо исключить?
  7. Какие традиции необходимо продолжать?

Детям было предложено вспомнить мероприятия 3 класса и распределить их в 3 группы:

– самые интересные;

– самые скучные;

– самые весёлые.

Собрав эту информацию, я получила представление о том, что можно включить в план нового учебного года.

Ребята находятся на рубеже начальной школы и среднего звена. Для того чтобы помочь учащимся в адаптации к обучению в 5 классе провожу тренинговые занятия. Для большей эффективности разбила ребят на группы. Тренинг представляет собой 4 занятия, состоящие из 3-4 упражнений.

Занятия носят игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятий, с удовольствием включаться в деятельность.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа». Изучение мнений учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Время выполнения 10 минут.

Содержание упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они бы хотели охарактеризовать свою школу, и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.

– Школа, в которой я учусь…

– В нашей школе учат…

На данном этапе происходит «становление» самоуправления. Ребята всё чаще проявляют инициативу в подготовке, проведении, анализе мероприятий. На одном из классных собраний в начале учебного года выбран староста класса, смену поручений договорились проводить через него.

Результативность моей воспитательной работы я оцениваю по следующим критериям:

– способность к выдвижению идей;

– умение организовать свою работу;

– развитие умения выступать перед другими;

– участие в организации и деятельности самоуправления помогает сформировать: самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 67)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела