Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Максимова Людмила Александровна,

библиотекарь-библиограф высшей квалификации,

заведующая библиотекой МАОУ «Лицей № 9»

Железнодорожного района г. Новосибирска

Библиотека как важная составляющая системы работы по формированию информационной компетентности обучающихся в МАОУ «Лицей №9»

В современном российском образовании сегодня многое меняется. Одной из основополагающих идей ФГОС НОО является идея научить детей учиться. Новые образовательные программы и стандарты призваны обучить школьников универсальным учебным действиям, компетенциям. Сегодня школьная библиотека не может оставаться в стороне от проблем и преобразований, которыми живёт школа. В связи с этим происходит изменение места и роли библиотеки в учебном процессе. Свою образовательную и воспитательную деятельность библиотека должна активно встраивать в учебный процесс. Ведь школьная библиотека сегодня – это активная развивающая среда для всех пользователей. Помимо чисто библиотечных функций, выставочной работы, организации массовых мероприятий, привлечения учащихся к чтению на первый план выходят задачи информационного обслуживания учащихся, учителей, родителей, развитие у школьников информационной культуры. Необходимым условием успешности библиотечной деятельности также является овладение и использование в работе библиотекаря современных педагогических и информационных технологий.

Представляю вашему вниманию опыт работы библиотеки МАОУ «Лицей №9». Библиотека лицея насчитывает более 20000 экземпляров изданий. Количество пользователей – около 900 человек. Среднегодовое количество посещений – 14000, количество книговыдач – более 20000. Штат 2 человека: Максимова Людмила Александровна – зав. библиотекой, образование – высшее библиотечное (Московский государственный институт культуры), Гладкова Анриетта Николаевна – библиотекарь, образование высшее библиотечное (Кемеровский государственный институт культуры).

Вынесенные в эпиграф слова Виктора Гюго в полной мере можно отнести к вопросу перехода российского образования на международные стандарты, основанные на компетентностном подходе. Внедрение компетентностного подхода в систему образования призвано повысить качество современного образования. Библиотека лицея № 9 активно участвует в формировании ключевых компетенций учащихся, и это, на наш взгляд, то, что позволяет библиотеке быть востребованной и современной.

Проведённая в лицее диагностика сформированности ключевых компетентностей учащихся (в том числе и информационной) обнажила проблему, которая характерна не только для нашего учебного заведения, но и для всего российского образования: современные школьники достаточно хорошо информированы в различных областях знаний, но их умения и навыки использования полученной информации отстают от современных требований. Позволю напомнить, что недавно опубликованы результаты очередного исследования PISA – 2009. Это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Исследование изучает способности учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Оценивание читательской (а шире – информационной) грамотности российских школьников показало, что наши 15-летние учащиеся в 2009 году продемонстрировали относительную умелость в извлечении нужной информации и слабость в умении выразить своё мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Сегодня важно не столько уметь заучить определённый объём информации, сколько научиться самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов. Эффективному использованию вновь создаваемых знаний в открытых ресурсах должна научить школа. Если мы говорим про развитие нашего школьника, его творческого потенциала, то только при умении самостоятельно работать с информацией можно ожидать этого развития. Учителя, классные руководители, библиотекари лицея ставят перед собой задачу научить лицеистов быть творчески мыслящими личностями, обладающими навыками критического мышления, способными ориентироваться в быстро меняющихся потоках информации, умеющими самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Школьная библиотека играет здесь огромную роль, поскольку библиотеки продолжают оставаться важнейшим информационным ресурсом, а библиотекарь – специалист по работе с информацией на любых носителях. Многие годы школьные библиотеки обучают учащихся работе с информацией через уроки библиотечно-библиографической грамотности. Сегодня этого недостаточно. Мы нашли более приемлемый подход к решению этой проблемы, связав её с актуальными задачами нашего учебного учреждения. Библиотекой был разработан проект «Развитие информационной культуры лицеистов как фактор формирования ключевых компетенций, навыков непрерывного образования и социализации в условиях информационного общества». Содержание проекта соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) НОО, задачам образовательной инициативы «Наша новая школа» по повышению качества образования, служит реализации новой парадигмы образования, которая получила отражение в лозунге «Образование в течение всей жизни», способствует формированию ключевых компетенций учащихся, их социализации. Формирование информационных компетентностей лицеистов осуществляется комплексно в урочной, воспитательной и внеурочной деятельности: учителями-предметниками на уроках, библиотекарями через систему элективных курсов, классными руководителями во внеклассной работе, руководителями научного общества лицеистов в ходе исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

Проект разработан библиотекой и потому позволил:

– выстроить систему работы по формированию информационных компетенций лицеистов всех возрастных групп как составной части общеучебных компетенций учащихся;

– принять участие библиотеке в реализации новых образовательных стандартов;

– быть вовлечёнными в «Лицейскую систему оценки качества образования» через воспитание выпускника, соответствующего «Модели компетентностей выпускника лицея».

Пример планирования реализации проекта:

5-9 классы

Учебная деятельность

Информационные компетенции

Кто формирует

Формы работы

Аналитико-синтетическая переработка информации (составление тезисов, пометок, выписок, конспекта, аннотации, цитирование).

Использование технических средств информации.

Работа в Интернете.

Учителя-предметники

Урочные формы

 

Воспитательная деятельность

Информационные компетенции

Кто формирует

Формы

Пользование печатными и техническими средствами информации.

Владение алгоритмом поиска, отбора, критической оценки информации в различных источниках.

Пользование библиографией, картотекой, каталогом.

Библиографическое описание книги.

Подбор недостающей информации.

Библиотекарь, классные руководители.

Классные часы, экскурсии, практикумы, деловые игры.

Внеурочная деятельность

Информационные компетенции

Кто формирует

Формы

Алгоритм поиска информации в различных источниках.

Критерии оценки информации.

Технология переработки информации и создание собственного информационного продукта.

Оформление информационного продукта.

Составление списка использованных источников информации.

Библиотекарь, руководители НОЛ, руководители МО.

Элективный курс, НОЛ, предметные декады.

 

Проект информационной подготовки учащихся позволяет осуществить дифференциацию действий библиотекаря, учителя, классного руководителя в едином процессе информационного образования, тем самым сделать его более продуктивным. Курс помогает учащимся освоить метапредметные навыки, носит прикладной характер, тесно связан с учебной деятельностью лицеистов. Ориентирован на формирование креативных свойств личности, осознание связи любого вида интеллектуального труда с необходимостью самостоятельной переработки информационных ресурсов.

Информационные компетентности у учащихся младшего школьного возраста формируются через интегрированные уроки «Библиотечная поддержка уроков природоведения – экологии», которые проводятся в каждом классе ежемесячно библиотекарем Гладковой А. Н. На этих уроках учащиеся 1-4 классов знакомятся с книгами по природоведению, экологии, творчеством писателей и поэтов, со структурой и многообразием справочной и научно-познавательной литературы, навыками поиска и осмысления полученной информации.

Учащиеся среднего и старшего возраста являются слушателями элективного курса «Информация и ты», который ведёт зав. библиотекой Максимова Л. А. Курс ориентирован на формирование информационных компетентностей учащихся, на содействие овладению ими эффективными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности с использованием новых и традиционных источников информации. При разработке занятий использованы отдельные стратегии педагогической технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП).

 

Образцы развёртывания учебного материала

Тема: «Структура книги как инструмент информационной деятельности» (5 кл.). Форма проведения: Игра – творческая мастерская «Создаём книгу».

Цель: закрепление знаний о структуре  и основных элементах книги с целью осознания учащимися их информационной значимости.

Предварительно дети получают домашнее задание сочинить сказку, рассказ, стихотворение (например, «Как я провёл летние каникулы» и др.), записать на сложенном вдвое листе бумаги А4. На уроке учащиеся на основе своих сочинений создают книгу, которая включает все элементы: обложку, титульный лист, страницы, иллюстрации, оглавление (содержание), предисловие (послесловие), аннотацию. Можно создать свою книгу или общий сборник. Для тех, кто не приготовил домашнего задания, можно предложить присоединиться к кому-либо или начать работу над книгой комиксов (книга Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» тоже «родилась» из комиксов).

Тема: «Критическая оценка полученной информации» (6 кл.)

Цель: научить учащихся критически мыслить и оценивать полученную информацию.

Варианты заданий для развития критической оценки полученной информации.

Определи, какие факты настоящие, а какие выдуманные и почему; проверь в справочных изданиях.

*В горе Сен-Бернар в Швейцарии был прорыт тоннель, которым пользуются не только автомобилисты, но и ласточки. Благодаря ему путь перелёта птиц сокращается.

*У змей нет ушей, поэтому они «слышат» языком.

*Яйца кайры треугольной формы, они не скатываются с абсолютно плоской скалы, на которую птицы их выкладывают без всякого гнезда.

*Пауки могут легко запутаться в собственной паутине.

*Медведи перед зимней спячкой, чтобы повысить температуру своего тела, специально едят малину с мёдом.

(Информация взята из журнала «Юный натуралист», 2008, №4).

Фенологические «наблюдения»

Осень. С деревьев почти вся листва осыпалась. На лиственнице красный лист кое-где остался, но вот-вот и он слетит. А на полях лишь лён ещё горит синим пламенем да гречиха никак не угомонится – где растёт, всё белым цветом покрыла. Грибов в лесу не видать. Отошли последние поздние опята и рыжики. Зато, если повезёт, можно встретить самый вкусный на свете гриб – трюфель. Одиноко стоит он на длинной ножке почти до первого снега. Раки из рек повылезали, в норах на прибрежных холмах устроились. Пересвистываются, подзывают других, мол, ползите сюда: здесь посуше. А ящерицы, те, напротив, в рачьи норки на зиму перебрались: их там никто не тревожит. Целыми стаями к жарким странам тянутся гуси, утки, голуби. Дятлы выбивают дробь, стуча клювом по сухому дереву. Это у них призыв такой. Собираемся, мол, и мы в дальнюю дорогу. Летучие мыши заготавливают на зиму зерно – прячут по чердакам в укромных местах. А лисы ловят полевых мышей, сушат их и тоже заготавливают. Зимой еды мало. Нынешняя зима будет морозная. Во-первых, воробьи в песке купаются – к лютой стуже. Но зато будут долгие оттепели: волки по ночам громко воют. Пугают зайчат и лосят – те в кучи сбиваются, всё же не так страшно…

(Найти не менее 10 ошибок. По материалам ж. Мурзилка, 2007, №10).

Задание: Составить самим или найти в художественной литературе, журналах, газетах, Интернете тексты, содержащие ложные факты.

Итоговое занятие. Групповой проект. (9 кл.)

Тема: Создание информационно-библиографического пособия по краеведению «Моя малая Родина – Железнодорожный район»

Цель: продемонстрировать степень усвоения навыков поиска, оценки и представления информации. Форма: групповой проект.

Организация проведения включает несколько этапов.

1 этап – организационный. Перед учащимися ставятся цель и задачи: создание рекомендательного информационно-библиографического иллюстрированного пособия по краеведению. Путём мозгового штурма и составления кластера определяются тема и рубрики пособия. Определяется алгоритм дальнейшей работы, который включает:

– работу с каталогами, Интернетом и составление списка источников информации;

– просмотр найденных ресурсов и отбор соответствующих теме;

– работа с отобранными ресурсами, составление аннотаций;

– оформление пособия в форме электронной презентации.

2 этап – поисковый. Определяются группы, каждая из которых получает задание подготовить одну из рубрик будущего пособия. Содержание этого этапа включает самостоятельную информационно-поисковую работу в группах, подготовку списков информационных ресурсов. После составления списков группы просматривают найденные материалы и отбирают те, которые, по их мнению, соответствуют цели.

3 этап – аналитический. Составление аннотаций. Каждый учащийся выполняет описание хотя бы одного ресурса. Когда аннотации подготовлены, происходит их представление (это необходимо для корректировки текста). В ходе обсуждения вносятся поправки.

4 этап. Оформление пособия. Каждая группа делает слайды для своей рубрики, набирает аннотации.

5 этап. Презентация выполненной работы. (Проект был выполнен в 2009-2010 уч. году).

В результате подготовки группового проекта учащиеся имеют возможность пройти все стадии информационно-поисковой деятельности: формулирование информационной потребности, поиск, анализ, обработку, организацию и представление собственного информационного продукта. Выборочный анализ проводимой работы позволяет сделать вывод о её несомненном влиянии на повышение информационной культуры лицеистов, о значимости роли библиотеки в учебно-воспитательном процессе, помогает наметить пути дальнейшей деятельности библиотеки лицея.

Сегодня у школьного библиотекаря большие возможности для самореализации, а перспективы мы создаём сами.

 

 

Приложение 1. Брейн-ринг «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык» 

Приложение 2. Богданов Н. В. «Иван Тигров» (Чтение с остановками по технологии РКМЧП для учащихся 3-4 кл.) 

Приложение 3. Устный журнал «Чудесный Книгоград»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела