Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Константин Игоревич Лысков,
педагог дополнительного образования
Центра развития творчества детей и
юношества Заельцовского района г. Новосибирска

Общие вопросы мотивации в физической культуре и спорте

Мотивация – это активное состояние, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы).

Занятия единоборствами вообще, и каратэ в частности, можно отнести как к действию, которое ориентировано наследственно – в виде соперничества, постоянной конкуренции. На подсознательном уровне – самовыживания и инстинкта самосохранения, т.е. защиты себя. Так и к условному рефлексу, в ситуации, когда человек с детства привык к физическим нагрузкам или генетически имеет хороший потенциал для физического развития и ему просто необходимо его развивать. Также, развиваясь физически, человек самореализуется, становится более уверенным и приобретает определенное положение в обществе.

Опыты, проведенные Дж. Олдсом и П. Милнером доказали, что важную роль в организации поведения человека играют эмоции. Негативные эмоции отрицательно влияют на желание заниматься той или иной деятельностью. Если взрослый хотя бы относительно понимает, через что ему придется пройти, то ребенка необходимо заранее подготовить, что боль, страх и слезы будут неотъемлемой частью его нового занятия. В противном случае, родители могут добиться только того, что ребенок возненавидит спорт, как таковой. Кроме того, взрослые адекватно оценивают цель, к которой идут, могут реально представить результат и решить, оправдывает цель средства или нет. Для ребенка все эти понятия очень и очень относительны. Результат появляется далеко не сразу, да и эффект не такой сильный, как бы хотелось. Необходимо осознавать, что для того, чтобы многого добиться, изначально надо и многое вложить, на что зачастую не хватает терпения, сил и поддержки. В свою очередь положительные эмоции подстегивают и побуждают к действию. Похвала, удачи и первенство стимулируют ребенка. Ставятся новые, более сложные задачи для достижения новых целей.

Мотивация – это особое устойчивое свойство (направленность) личности, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения ею своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит личность к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и помогает возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.

Как всякое сложное явление, относящееся к психике человека, мотивация имеет две стороны. С одной – принято рассматривать ее функцию, то есть то, какую роль она играет в жизни; с другой – механизм ее формирования. Очень часто именно в мотивации видят пружину, двигатель, причину действия или бездействия человека в разнообразных условиях. Мотивация не только является стержневой характеристикой личности спортсмена, не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на характер всех процессов, протекающих в его организме в ходе деятельности (работоспособность, реакция на нагрузку, восстановление), определяет результативность его активности (усвоение нового, воля и др.). Главная же особенность мотивации – ее прямое влияние на эффективность деятельности, особенно в спорте.

Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, познавательные мотивы и др.).

Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.

Мотивацию в спорте начали изучать давно, но кардинальный перелом в решении этого вопроса наметился только в семидесятые годы. Противоречия внутри спорта все время углубляются, и это не может не отразиться на мотивации спортсменов. Поэтому, прежде чем совершенствовать подготовку спортсменов, необходимо узнать, какова их мотивация; какие устремления доминируют в их сознании; как организационно помочь каждому полнее реализовать свои способности и удовлетворить имеющиеся потребности.

По данным анкетирования школьников, которые занимаются спортом и школьников, которые занимались раньше, а потом бросили, выяснили следующее.

Основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются:

а) потребность в двигательной активности («нравится бегать (прыгать)», «захотелось играть в футбол (гандбол, волейбол)»);

б) совет друзей;

в) желание родителей.

Однако среди мотивов, по которым школьники продолжают заниматься спортом, потребность в двигательной активности отодвинулась на пятое место. Кроме того, из содержания бесед следует, что дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности; среди предпочитаемых видов активного отдыха дети называли: «побегаю на улице с друзьями», «поиграю на улице в футбол» и т.п.

Основными мотивами занятий спортом, по данным того же анкетирования у детей являются:

а) общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) – 63,4%;

б) отношение к тренеру (ответы типа «хороший тренер, не хочу от него уходить»);

в) содержание тренировочной деятельности («нравится этот спорт», «люблю соревнования», «интересно» и т.п.);

г) внетренировочные факторы (экскурсии, праздники, походы и т.п. как причина продолжения занятий и характеристики спортивной жизни, которые нравились учащимся, прекратившим заниматься спортом у 59,6% детей.

Необходимо заметить, что внетренировочная досуговая деятельность занимает важное место в представлениях школьников об «идеальной» жизни спортивного коллектива. При ответах на вопрос о том, как бы ребёнок хотел разнообразить жизнь спортивного коллектива, учащиеся назвали: коллективное празднование дней рождений и других праздников, экскурсии и походы на природу, поездки (длительные экскурсии). Помимо этого, среди рекомендаций к способам разнообразия спортивной жизни были следующие: «на занятиях не только тренироваться, но и побольше играть» (и т.п.) и «устраивать побольше соревнований».

Из содержания проведенных после анкетирования бесед со школьниками следовало, что досуговая деятельность как внетренировочный фактор используется тренерами явно недостаточно: занимающиеся смогли привести в среднем 2-3 примера таких мероприятий.

При этом сами походы, праздники, экскурсии и т.п. являются для детей чрезвычайно яркими и значимыми событиями их спортивной жизни. Об этом свидетельствует то, что даже такое незначительное их количество служит для спортсменов мотивом продолжения занятий спортом, а рассказы о них отличались эмоциональностью.

Причем выяснилось, что от вида спорта, которым занимаются (занимались) школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий спортом, ни причины, по которым школьники могли бы прекратить занятия спортом.

Анализ анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

1. Чаще всего по собственному желанию прекращают заниматься спортом учащиеся в первый год спортивной тренировки, что определяет особую важность закрепления у детей мотивации к спортивной деятельности именно в этот период.

2. Основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы (разнообразие досуговой деятельности). Чтобы общение с товарищами было для детей значимым на мотивирующем уровне, необходим хороший, «теплый», благоприятный микроклимат в коллективе. «Формирование» коллектива и создание в нем благоприятного психологического микроклимата – одна из воспитательных задач тренера, равно как и организация досуга детей во внетренировочное время.

Отношение воспитанников к тренеру определяется его личностными качествами (доброта, понимание) и поведением (двигательная активность во время тренировок, вежливое обращение с воспитанниками, поступки, важные личностные качества). Таким образом, поведение и деятельность тренера является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом.

3. В первые годы спортивной подготовки структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя это требует дополнительных исследований). Таким образом, разработанные нами практические рекомендации могут представлять интерес для тренеров детских учебно-тренировочных групп по разным видам спорта.

4. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки и снижения «отсева» занимающихся, тренеру необходимо:

– Повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий (например, включать большее количество подвижных игр и соревнований), актуализировать положительные эмоции у юных спортсменов, поскольку радость и удовольствие – одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий.

– Активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы: организовывать тематические (или спонтанные) беседы, экскурсии, походы, коллективные праздники.

– Заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважении и доверия, заботы об интересах товарищей, поощрение разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам; условий, при которых дети испытывали бы гордость за причастность к порученной работе (выполняемым действиям), личную ответственность за ее результаты, для чего в тренировках необходимы присутствие вызова, элемента соревновательности, обеспечение возможности каждому показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость, публичная оценка достигнутого спортсменами успеха.

– Заботиться о положительном отношении к нему воспитанников, для чего уделять внимание эффективному общению с юными спортсменами, развивать у себя коммуникативные способности, проявлять доброту и уважение к детям, справедливость и т.д. Это позволит разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них.

Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и воспитанников и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом. То, что содержание спортивной деятельности занимает только третье место в рейтинге факторов для продолжения занятий спортом связано, по-видимому, с преимущественно общеразвивающей направленностью занятий первых лет спортивной тренировки во многих видов спорта. Каратэ в данном случае является исключением из правил.

Мотивация у занимающихся каратэ имеет определенную специфику и отличается от мотивации в других видах спорта. Это связано с методиками преподавания восточных видов единоборств, в основе которых лежат не только культурные традиции Востока, но и глубокие философские корни. В преподавании каратэ  на первый план выходит воспитание личности в целом, а не развитие личностных качеств, для победы на соревнованиях.

Однако нельзя забывать, что одним из главных интересов ребёнка в различном возрасте является игровая деятельность. Многие приходят в секцию каратэ, представляя себя древним рыцарем-Самураем, Черепашкой-Ниндзей или Джеки Чаном. Тренеру нельзя лишать ребёнка его фантазий. Поддержать мотивацию детей, созданную с помощью кинематографа можно с помощью исторических ролевых игр (например «Захват Окинавы»), проведения ролевых соревнований («Самураи против Ниндзя»), проведение соревнований или тренировок по интересным правилам (например «Сумо» или бои на мягком оружии «Чанбара»). Это поддержит мотивацию к занятиям, поддержит командный дух и создаст посыл к творчеству, если, например, дети сами сделают костюмы к ролевым играм.

При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

– ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;

– подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;

– развивать спортивное честолюбие;

– стимулировать спортсмена поощрениями;

– развивать положительные традиции команды;

– отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;

– привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;

– показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;

– раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

– объяснять социальные функции каратэ;

– развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.

Мотивы и установки спортсменов в процессе многолетних занятий каратэ, естественно, конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от их возможностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Они становятся содержательнее по мере созревания спортсмена как личности. Вместе с общими побудительными причинами мотивы всегда выражают индивидуальные особенности нравственного опыта, характера и темперамента. Относительно постоянные мотивы, перешедшие в черты личности, соединяются с временными (актуальными) мотивами, обусловленными конкретной ситуацией.

Древние и нынешние сэнсеи спасали и спасают боевые искусства от забвения, поддерживают в них жизнь, благодаря чему новым поколениям не приходится каждый раз начинать заново. Они лишь продолжают традиции, заложенные их предшественниками, традиции, продолжать которые будут маленькие каратисты, пришедшие сегодня в секции. Это от них зависит, каким каратэ станет в будущем. Поэтому задача каждого тренера – зажечь в каждом ученике искру любви к физической культуре, спорту и каратэ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела