Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Галина Васильевна Клейменова,
ведущий библиотекарь МБОУ гимназии № 9
Заельцовского района г. Новосибирска

ИКТ как инструмент работы современного библиотекаря

Если заглянуть в словари, можно узнать, что слово «библиотека» заимствовано из греческого языка (греч. bibliotheke, от biblíon – книга и theke – хранилище) и буквально означает «книгохранилище».

Становление и развитие информационного общества внесло изменение в организацию работы библиотек. Автоматизация рабочих мест библиотекарей и пользователей, накопление фонда электронных носителей информации, создание и постоянное редактирование ЭБД, доступ в Интернет изменили статус библиотек, в том числе, а может быть, в первую очередь, школьных библиотек, способствуя превращению их в информационные центры образовательных учреждений.

Не на словах, а на деле школьные библиотеки, работники которых владеют ИКТ и используют их в библиотечном обслуживании пользователей, становятся «кабинетами № 1» школы, гимназии или лицея.

Библиотека гимназии № 9, в которой я работаю, имеет хорошую материально-техническую базу:

– 4 АРМ (1 – библиотекаря, 3 – пользователей), все имеют выход в Интернет;

– 3 принтера(2 черно-белых, 1 цветной);

– 3 МФУ(2- копир+принтер+сканер А4, 1- копир+принтер А3);

– копировальный аппарат;

– сканер.

Наряду с постоянно пополняемым фондом литературы, наличие компьютеров и копировально-множительной техники обеспечивает высокий уровень библиотечного обслуживания всех категорий пользователей. Удобная мебель, новые книги, современные энциклопедии, компьютеры, на которых можно поработать, привлекают в библиотеку и ребятишек из младших классов, и старшеклассников, и учителей. В помещении библиотеки бывает тихо и пусто только перед открытием.

Найти необходимую информацию для сообщения или картинки для презентации, исправить уже готовую презентацию, сканировать фотографии, распечатать доклад, проверить съемный носитель антивирусной программой – вот далеко неполный перечень вопросов, с которыми учащиеся гимназии приходят в библиотеку. Поэтому школьный библиотекарь должен уметь работать со многими компьютерными программами – от текстового редактора до программ работы с фотографиями, не забывая при этом о специальных библиотечных программах, таких, как АИБС МАРК-SQL. Постоянное самообразование, самосовершенствование в сфере ИКТ позволяет современному школьному библиотекарю всегда быть на полшага впереди пользователей, быть не  ведомым, а ведущим  на пути безопасного и быстрого получения информации, необходимой пользователю.

Ведь предоставление информации является основной функцией современной школьной библиотеки, которая является посредником между информационными ресурсами и потребителями информации, при этом выбирая, систематизируя, сохраняя и предоставляя пользователям лучшее из огромного информационного потока, обеспечивая, по возможности, информационную безопасность.

Информационные ресурсы нашей библиотеки включают в себя печатные издания и электронные (цифровые) ресурсы – издания на электронных носителях, сформированные в библиотеке ЭБД, ну и, конечно, Интернет-ресурсы. Электронные информационные ресурсы неизмеримо улучшили качество справочно-информационного обслуживания пользователей.

Накоплен значительный фонд электронных изданий, при помощи которых и учителя, и гимназисты могут подобрать текстовый или наглядный материал к уроку, найти сценарий к любому празднику или знаменательной дате.

Очень помогают в работе созданные и постоянно пополняемые электронные базы данных. Вся информация, найденная в разное время в различных источниках по запросам пользователей, сохраняется, систематизируется и в дальнейшем, при необходимости, выдается пользователям в печатном или электронном вариантах.

Наряду с печатными словарями и энциклопедиями, электронные издания и ЭБД являются проверенными и достоверными источниками, с них и начинают поиск пользователи в нашей библиотеки. Если необходимая информация в этих источниках отсутствует или ее недостаточно, три АРМ предоставляют пользователям выход в Интернет. При этом возникает проблема получения информации, безопасной для психического и физического здоровья школьника.

Эта проблема в нашей библиотеке решается путем создания базы данных безопасных Интернет-сайтов, опережающим поиском учителем безопасных и надежных сайтов с достоверной информацией, сопровождением учителем поиска информации школьниками, обучением ребят-старшеклассников безопасному поиску информации (памятки, индивидуальные беседы). Часто мне приходится помогать ребятам в поиске информации в Интернете – не все учителя, к сожалению, понимают, насколько небезопасно самостоятельное плаванье детей и подростков по волнам глобальной Сети. Владение навыками быстрого поиска информации в Интернете, умение ориентироваться в огромном информационном потоке – еще одно необходимое профессиональное качество современного школьного библиотекаря.

Продолжаю создавать электронный каталог в программе АИБС МАРК-SQL. Сначала, как и все библиотекари, недоумевала – зачем мне электронный каталог, когда я каждую книгу в своей библиотеке знаю, могу ее найти с закрытыми глазами. Но со временем  поняла, что это необходимый элемент учета книжного и учебного фонда. Особенно в тех школьных библиотеках, где нет традиционного каталога, а ведется только инвентарная книга. (Когда я начинала работать  в библиотеке гимназии, каталог уже не велся, хотя когда-то давно он был – часть каталожных карточек еще лежала в старом каталожном  ящичке.) В инвентарной книге нет той информации о книге, которая есть в каталожной карточке, поэтому, например, при утере книги пользователем бывает трудно определиться с равноценностью замены.

В электронный каталог заносится вся необходимая информация о книге, программа дает возможность  печатать каталожные карточки нужного формата – все-таки есть у меня желание создать в будущем традиционный каталог.

Кроме того, программа позволяет вести автоматизированный учет библиотечного и учебного фонда.

Современные ИКТ активно вторгаются и в организацию массовой библиотечной работы с читателями, делая ее более яркой, зрелищной, интересной для аудитории и для библиотекарей, иногда значительно упрощая и облегчая подготовку и проведение различных библиотечных мероприятий. Нужно только не бояться использовать новые технологии, ну и, конечно, учиться, учиться постоянно, не стоять на месте, сколько не было бы тебе лет. А овладев знаниями, навыками и умениями работать с компьютерными программами, открываешь для себя поистине неограниченные и неисчерпаемые возможности для организации библиотечной работы по-новому, в соответствии с требованиями современной, стремительно меняющейся жизни.

Ведь и дети сейчас уже другие, многие мероприятия, проводимые по старинке, как раньше – с карточками, с демонстрацией книг, им просто неинтересны. При проведении мероприятий обязательно нужен видеоряд (слайд-шоу или презентация), использование интерактивной доски. Неинтересны стали детям и обычные книжные выставки – они равнодушно проходят мимо стеллажей. Поэтому приходится все время искать какие-то новые формы работы, чтобы дети удивились и заинтересовались.

Хочу рассказать о виртуальной книжной выставке «Путешествие в сказку», которую я подготовила в программе PowerPoint. Для создания этой презентации я сканировала не только обложки книг, но и иллюстрации, и интересные эпизоды. Использование гиперссылок позволяет быстро перемещаться по слайдам, представляя любую из  представленных книг. Есть в презентации сведения об авторах (спасибо Интернету) и о других книгах этих писателей, которые можно взять в нашей библиотеке.

Слайды виртуальной книжной выставки

Такая виртуальная выставка может быть представлена в любом классе, а сами книги остаются в библиотеке и ждут своих читателей. Ребята – члены клуба «Читай-город», которым я показала виртуальную выставку, сказали: «Здорово!» и взяли почитать книги «с выставки». Заинтересовала виртуальная книжная выставка и библиотекарей других школ нашего района – своим опытом я поделилась с коллегами на семинаре, который прошел в гимназии.

Древнеиндийская мудрость гласит: «Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени». Поэтому, если мы хотим, чтобы библиотечное дело в нашей стране развивалось, люди, делающие это дело, должны идти вперед, постоянно пополняя и совершенствуя свои знания и умения в области компьютерных технологий, информационную культуру и грамотность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела