Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(3) Светлана Михайловна Остапенко,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 82
Дзержинского района г. Новосибирска

Тематический классный час «108 минут, изменившие мир» и интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов

Классный час «108 минут, изменившие мир». Цель: познакомить учащихся с первым человеком, покорившим космос, воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшей силу земного притяжения.

Задачи:

– расширение кругозора обучающихся;

– знакомство с литературой по данной тематике.

Оформление:

– книжная выставка «Звездные дали»;

– портреты космонавтов;

– плакаты:

«Человечество не останется вечно на Земле, оно в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». К.Э. Циолковский

«Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением». Ю.А. Гагарин

Ежегодно в России отмечается День космонавтики. Ни одному событию в мире не отводилось столько места и времени в средствах массовой информации, как полету первого человека космос.

Этот человек стал легендой еще при жизни. Его именем называли детей, планеты, улицы, а он оставался таким же, каким его знали еще со студенческой скамьи – простым и веселым парнем, который больше всего в жизни любил летать. Годы идут, но интерес к личности первого космонавта не угасает. Юрий Алексеевич Гагарин открыл эту эру практического освоения космического пространства, и со дня его полета там побывали уже более ста советских и российских космонавтов.

Первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту стал возможен благодаря самоотверженной работе многих людей, и в первую очередь главного конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Полет Гагарина подтвердил гипотезу о возможности практической деятельности человека в космосе, открыл новое направление в развитии цивилизации, и в этом его непреходящее научное значение.

Отбор в отряд первых космонавтов начался за два года до легендарного старта. Главный конструктор С.П. Королев изложил требования к кандидатам: возраст примерно 30 лет, вес – до72 кг, рост – не выше170 см.

Еще ни один человек не был вне Земли. Никто не мог рассказать, какие неожиданные явления могли губительно повлиять на космонавта. Солнечная радиация, космические лучи, обладающие гигантской смертоносной силой, адский холод пустоты, слепящее солнце, состояние невесомости, кислородное голодание, одиночество… Советским ученым, инженерам и техникам надо было решить множество сложнейших задач.

Две задачи надо было решить в первую очередь: как перенесет космонавт перегрузку при взлете и приземлении и состояние невесомости в самом космическом полете. Чудовищную силу перегрузок познавали на сверхзвуковых скоростях летчики- испытатели. Но взлет космического корабля со скоростью, которую трудно даже себе представить, нес еще большие перегрузки. Следовательно, нужно было создавать такие кабины и скафандры, которые бы снижали перегрузки, и тщательно тренировать будущих космонавтов.

Программа подготовки первых космонавтов отличалась предельной жестокостью. Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающимся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой камере тишины размером примерно три шага в длину и полтора – в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытания в период с 26 июля по 5 августа 1960 года.

Рассвет. Еще не знаем ничего.

Обычные «Последние известия»…

А он уже летит через созвездия.

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная…»

Знакомый голос первых позывных.

Мы наши сводки начинали с них,

И я не даром это вспоминаю:

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла войн и праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет ныне в космос сына своего.

Мы помним все. Ничто не позабыто.

Но мы за мир всерьез! Для всех! Навек!

И выведен на мирную орбиту,

С природой в бой идет наш человек.

Волненье бьет, как молоток, по нервам,

Не каждому такое по плечу:

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу.

Старт был осуществлен с первого стартового комплекса космодрома «Байконур». Ракета-носитель «Восток 8К72К» вывела на орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый первым советским космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.

Дублером, который мог в любой момент до старта заменить Гагарина, был Герман Титов. Были предложения заменить Юрия Алексеевича, имеющего двух маленьких дочек, на бездетного Титова. Никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым. Но Королев настаивал на кандидатуре Гагарина. Он сам принял у него экзамен по предстоящему полету и оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся с выбором.

Как только начался космический полет «Востока», все радиостанции Советского Союза прервали свои передачи и возобновили их через 2 минуты. Хорошо знакомый голос московского диктора прочел сообщение ТАСС «О первом в мире полете человека в космическое пространство». Весть эта застала людей в самых различных местах нашей страны, лежащих в разных поясах времени, – в Москве тогда было утро, а на Камчатке наступил вечер. Но везде и всюду – в больших городах и в колхозных селениях, в мартеновских металлургических гигантов, в школах и научных институтах – советские люди с нетерпением внимали весточки из Космоса.

Корабль «Восток» был выведен на орбиту с минимальным расстоянием от поверхности Земли –181 км. Полет продолжался 108 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области.

Полет советского летчика потряс человечество. «Подвиг Колумба меркнет перед подвигом Гагарина», – писали в Америке. Со всего света в нашу страну летели слова любви и восхищения советскими людьми, героическим нашим народом.

Космос – это мир звезд , галактик. «Земля – колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», – писал К.Э. Циолковский.

Человек вышел из колыбели. 12 апреля 2011 года мы празднуем 50-ю годовщину первого полета человека в космос.

 

Школьная интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов. Цели игры:

– развитие познавательных способностей, интереса к школьным предметам, внимания, мышления;

– воспитание уверенности в своих силах;

– расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.

В игре участвуют команды по 6 человек от каждого класса.

С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звездное небо. Долог и тернист был путь человека в космос. Из наблюдений за светилами складывались научные познания о небесных телах и Вселенной. Однако прошло много тысяч лет, прежде чем осуществилась мечта человека.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил дорогу к просторам Вселенной. Давайте же приоткроем завесу тайны Вселенной.

Вопросы:

1. Что такое звезды?

Это:

– живые организмы;

– огромные газовые шары;

– раскаленные планеты.

2. А что влияет на цвет звезды, видимый на небе с Земли?

Это:

– температура звезды;

– размер звезды;

– расстояние от Земли до звезды.

3. Какую форму имеет наша Галактика?

Это:

– эллипс;

– расплывчатая форма;

– спираль.

4. Кто из ученых открыл закон всемирного тяготения и создал теорию движения небесных тел?

Это:

– А.Эйнштейн;

– К. Циолковский;

– И. Ньютон.

5. Под руководством кого были созданы баллистические и геофизические ракеты, спутники различного назначения?

– И. Кеплера;

– С.П. Королева;

– Г.С. Титова.

6. Какой ученый первым направил телескоп в небо?

– Николай Коперник;

– Галилео Галилей;

– Аристотель.

7. Как звали собак, которые первыми побывали в космосе и вернулись на землю?

(Дезик и Цыган).

8. Каких животных вместо собак запускали в космос американцы?

(Обезьян).

9. Сколько дней просуществовал на орбите первый искусственный спутник Земли?

(92 дня).

10. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело?

(атмосфера).

11. Кто сказал слова: « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее.»

(Юрий Гагарин).

12. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной?

(Луна).

13. Эта ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне – 185 градусов, на солнечной – +510, в мифологии является богом торговли.

(Меркурий).

14. Когда мы ближе к Солнцу – зимой или летом?

(Зимой).

15. К каким звездам относится наше солнце?

Желтый карлик»).

16. Это государство никогда не участвовало в Международном проекте МКС.

(Китай).

17. У космонавтов есть свои обычаи. Так, перед вылетом в космос российские космонавты всегда смотрят художественный фильм… Какой?

(«Белое солнце пустыни»).

18. А какой день российские космонавты, по одним только им известным суевериям, не советуют делать стартовым?

(Понедельник).

Список литературы:

1. Домбровский К. Про луну и про ракету. – М.: Детская литература, 1973.

2. Клушанцев П. Станция «Луна». – М.: Детская литература, 1975.

3. Копылова Т. Пионер из пионеров. – Молодая гвардия, 1965.

4. Рябчиков Е. Пилот звездного корабля. – М.: Детская литература, 1967.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Районный конкурс методических разработок среди библиотекарей, посвященный Году российской космонавтики и 50-летию полета Ю.А. Гагарина
2. Сценарий классного часа «День космонавтики»
3. Литературный час для учащихся 5-6 классов «Дорога в космос»
4. Классный час, посвященный истории космонавтики, для учащихся 7-8 классов «Дорога во Вселенную»
5. Интеллектуальная игра «Через тернии – к звездам!»
6. Библиотечный урок, посвящённый Году космонавтики и 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, для школьников 4-9 классов «Космос. Этапы познаний»
7. Методическая разработка коллективно-творческого дела для учащихся начальной школы «Как Незнайка в космос собирался»
8. Беседа-презентация ко Дню космонавтики «Четвероногие пионеры звёздного пространства»
9. День космонавтики в школе
10. Устный журнал «Память материнского сердца»
11. Беседа, посвящённая 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина, «Сын Земли» (7-8 класс)
12. Тематический классный час «108 минут, изменившие мир» и интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов
13. Современная библиотека
14. Чтение как фактор личностного роста и адаптации в современном мире
15. Гражданская война. Живая история