Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ольга Ивановна Черникова,
социальный педагог
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 28 Калининского района
г. Новосибирска

Семья и школа: возможность диалога и взаимодействия

Реализация идеи о приоритетности воспитания в современном образовании возможна посредством создания единого воспитательного пространства. Оно включает в себя собственно школу, учреждения дополнительного образования, семью и общественность, и предполагает установление диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на формирование и развитие личности.

В течение длительного времени складывались «потребительские» взаимоотношения между семьей и образовательным учреждением. Родители рассматривались учителями как рабочая сила, которая необходима при уборке и ремонте, а также как пассивные участники праздничных мероприятий. Те, в свою очередь, перекладывали большую часть функций по воспитанию своих чад на специалистов школы.

С принятием национальной образовательной концепции «Наша новая школа» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к ее проблемам и нуждам, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости. С другой стороны, видны процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Так, падение жизненного уровня, задачи экономического, а порой и физического выживания усилили тенденцию самоустранения многих отцов и матерей от решения вопросов воспитания и личностного становления собственных детей.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов: нет прочных межличностных связей, и, как следствие, авторитетом становится внешнее негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния родных и близких. Несомненно, в сложных современных условиях, когда воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, воздействия различных общественных объединений, бытового окружения, требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Естественно, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность, при этом именно школа должна выступать организующим центром совместной работы образовательного учреждения, семьи и общественности. Во-первых, она обеспечивает необходимый уровень образования; во-вторых, располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов. В-третьих, значительную часть своего времени ребята проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности дома.

В связи с этим, школа должна иметь свою воспитательную систему. И в нашем образовательном учреждении она создана. В нее заложен раздел по семейному воспитанию «Мой дом – моя крепость». Основная идея: помочь в развитии личности ребенка. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации дома, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними.

В создании союза родителей и учителей важнейшая роль принадлежит последним. Не все мамы и папы откликаются на стремление к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм. В задачу работы школы входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания обучающихся и многое другое.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье. Отсюда можно выделить основные мероприятия:

–  наблюдение семей;

– размещение на сайте школы электронных классных журналов, расписаний занятий, объявлений;

– дистанционное консультирование и обучение родителей;

– привлечение родителей к совместной деятельности.

Предполагается, что мониторингом должны быть охвачены все родители, а процент, вовлеченных в жизнедеятельность школы (участие в познавательных, творческих, спортивных делах), определяется взаимными потребностями семьи и образовательного учреждения.

Итак, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи отцов и матерей, их глубокой заинтересованности, с одной стороны, без правильно избранной позиции педагога, стиля и тона его отношений, с другой, процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Этим во многом и определяется успешность педагогического взаимодействия.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела