Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ольга Юрьевна Ефремова,
перинатальный психолог
женской консультации № 1 Ленинского района г. Новосибирска

Подготовка к сознательному родительству

До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. Младенцы описывались и трактовались как восхитительные, но беспомощные, глупые, бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующим. Дезинформация делала родительство трудным, а взгляд младенцев – примитивным. Сегодня знания о новорожденных приходят к нам из различных областей науки: от эмбриологии до психологии.

В начале XX столетия в мировой литературе встречались лишь единичные исследования, посвященные этой проблеме. В 1960-х и 1970-х годах серьезные обзоры уже содержали до 2000 книг и документов. Дети изучались внутри матки и вне ее, были отсняты с помощью фото- и видеокамер. Результаты показали, что еще нерожденный ребенок собирает информацию постоянно и одновременно обучается на своем опыте, точно так же, как это делают взрослые.

Истина состоит в том, что многие представления о новорожденных, которым мы традиционно верили, являются ложными. Мы неверно истолковывали и недооценивали способности детей. Они – не простые существа, а сложные изначально: маленькие создания с неожиданно мощным интеллектом.

Неврологи описали последовательность развития центральной нервной системы плода. Например, чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух – приблизительно с двадцатой. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали наши прародители: новорожденные – действительно личности. Младенцы – социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно, отдавать предпочтения и начинать свое воздействие на окружающих.

Сегодня можно говорить о цельной сформированной концепции и достаточно многочисленном родительском движении. Современные мамы и папы понимают и принимают на себя всю ответственность за своих детей. Они яснее осознают свои действия по отношению к ребенку. Это означает отказ от бездумного следования стереотипам и стремление к более профессиональному отношению к роли матери и отца.

«Сознательное родительство» смещает фокусы взаимоотношений. Ребенку присуща внутренняя программа развития, развертывающаяся и реализующаяся во взаимодействии с внешними условиями, в которых он растет. Задача родителей в соответствии с этой программой создавать на каждом этапе адекватные внешние условия. Они включают как чисто физические: уход, питание, двигательную активность, так и модели поведения, мышления. Духовный аспект – ведущий в концепции «сознательного родительства». Это факт индивидуального бытия, который должен быть прожит и исполнен. Исполнен как миссия в отношении к другому человеческому существу, приходящему в мир посредством тебя и требующему твоей заботы и участия. Все другие цели и задачи – подчиненные, получающие осмысление только через призму этого духовного аспекта.

Ребенок – как прибор, настроенный в резонанс с психическим состоянием родителей. Имея явно выраженную зависимость физического состояния от психического, он реализует все, что о нем думают, что от него ожидают. Поэтому важно понять, что малыш настолько здоров, насколько мы полагаем о нем как о здоровом. Он такой, каким мы склонны его воспринимать. Его способности и возможности в большей мере зависят от того, верим ли мы в них или нет.

Мать является наиболее значимой по влиянию на ребенка. Большой круг образует семья. Если маму можно сравнить с землей, в которой растение произрастает из семени, пробивается наружу, продолжая черпать из почвы питательные вещества, то психологическая атмосфера семьи – это погодные и экологические условия, способствующие тому, будет растение сильным, крепким, либо подавленным и искаженным.

Психологический климат в семье – своеобразная питательная среда для психики ребенка. Через нее он учится жизни и ее ценностям. Отношение родителей друг к другу и к родственникам – модель человеческих связей для малыша с самых первых дней. И эта среда может быть как благотворной, так и вредоносной. Его защита – это родители с их любовью к нему и друг другу.

Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точки зрения. Она является также посредником между внешней средой и малышом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающая обстановка.

Психологи и психиатры подтверждают важность качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает, мысли связанные с его появлением, богатство общения, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

Роль матери – специфическое, уникальное явление в существовании женщины, которое несет с собой трансформацию ценностей, представлений о себе и окружающем, смену акцентуаций и стереотипов поведения. Каждая по-своему реализует эту роль – это зависит от ее семейных традиций, унаследованных от родителей, от устремлений и идеалов, приобретенных в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация женщины при формировании роли матери – это многотрудный путь самой к себе. На этом пути она открывает, проецируя на ребенка, свой субъективный потенциал, заключенный в ее способностях и характере. Индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных свойств.

Роль матери не может быть выучена или скопирована. Это долгий процесс созидания личностных качеств, развития способностей и новых возможностей. Если члены семьи динамичны в своем развитии, то и сама она становится динамичной системой, в которой могут меняться и характер отношений, и стереотипы поведения, и формы самореализации.

К сожалению, не каждая семья может способствовать воспитанию ответственности, именно поэтому существует необходимость профессионального сопровождения молодой ячейки общества в период ожидания, рождения и грудного вскармливания ребенка по специальной программе подготовки к сознательному родительству.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела