Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Организация и развитие конкурсного детского движения как фактор творческого развития личности учащихся

Очень важно, чтобы у детей была возможность,

кому отдавать, с кем делиться своим личным богатством.

С.А. Шмаков

Творящие дети дурного не натворят.

С.А. Шмаков

Время, в которое мы живём, сложное и непредсказуемое. Но в этом и заключается его уникальность: суметь адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать себя. На сегодняшний день, к сожалению, не все ребята способны просто привыкнуть к окружающему социуму, не говоря уже о реализации собственного потенциала. Современное воспитание и образование ставят своей главной целью формирование гармонически развитой личности, способной и желающей самоактуализироваться в окружающей среде.

Для этого используются различные средства и формы работы в воспитательно-образовательном процессе: уроки, игры, концерты, конкурсы, помощь ветеранам ВОВ, праздники и т.п. С одной стороны, кажется, что всё это делается на благо подрастающего поколения. В процессе подобного педагогического и социального воздействия подразумевается, что ребёнок будет нравственно, морально, интеллектуально, духовно и творчески развит. Но жизненная практика предоставляет нам чаще всего обратное.

А происходит это потому, что те дела и мероприятия, которые проводятся с детьми, подростками и молодёжью, носят ситуативный и кратковременный характер, они направлены на достижение определённой практической задачи. Но ведь, подготавливая ребёнка к взрослой жизни, мы не должны забывать о том, что проблемы будут сложнее и подход к их решению должен быть комплексным. Поэтому моя педагогическая цель – подготовить и научить ребят принимать сложившиеся, порой форс-мажорные ситуации, анализировать их, искать способы решения, действовать активно и инициативно, а также рефлексивно подходить к своей любой деятельности.

Сегодня может выжить и реализовать себя лишь креативная личность, способная увидеть проблему изнутри, найти нестандартные подходы к её решению и готовая рисковать ради доброго дела. Личность, где сочетаются альтруизм, энтузиазм и активность. Эти характеристики наиболее ярко выражены у ребят, особенно в период переходного возраста, когда они желают действовать, но не знают как (вот здесь и нужен руководитель, который направит детскую энергию в нужное русло). Именно эти люди способны творить, дерзать, работать с полной отдачей.

Таким образом, подрастающее поколение необходимо задействовать в программе мероприятий, направленных на развитие всех качеств личности, психических процессов, их духовности, нравственности, физического и психического здоровья. Для этого необходимо вместе с ребятами «прорепетировать» жизненные ситуации, проиграть их на сцене, на праздниках, конкурсах, в делах. Причём главным принципом включения ребёнка в активную творческую среду должен являться принцип практической значимости.

Детское творчество сегодня скорее необходимо и полезно, чем просто интересно. Оно не новое по сути и даже по содержанию. Но изменилась психология детей, которым, прежде чем что-то сделать, нужно знать, для чего и для кого это нужно, какую пользу его дело принесёт окружающим и ему самому. Поэтому, организуя конкурсное движение ребят – младших подростков, нужно помнить, что основная задача руководителя – развивать инициативу и активность ребят.

В моём 5 б классе созданы органы детского со-управления, где ребята под началом классного руководителя учатся планировать свою жизнедеятельность: организовывают дела и мероприятия. А есть и такие ребята, которые по ряду причин пока этого делать не могут. Но зато у них получается делать великолепные вещи своими руками и радовать окружающих. А я как классный руководитель, делаю всё, чтобы стимулировать участие моих ребятишек в конкурсах разного уровня – от школьного до городского или областного.

Четыре учащихся нашего класса – Воробьёва Таня, Дегтярёва Даша, Мальцев Лёня и Федосеева Валя – стали лауреатами Городского конкурса новогодних ёлочных игрушек за высокий исполнительский уровень своей работы.

В Городском конкурсе «Новогодний привет из Новосибирска» в номинации «Почтовая карточка «Новогодняя сказка в Новосибирске» среди ребят в возрастной группе от 11 до 14 лет моя ученица, Чернецова Кристина, заняла 3 почётное место.

http://www.mir-na-ladoni.ru/files/pics/pic_812.jpg

Призёром Областного конкурса «МЧС: вчера, сегодня, завтра»и обладателем ценного творческого подарка стала Воробьёва Таня.

В Областном конкурсе «Новогоднее чудо», который проводился Министерством культуры НСО, галереей ЛАРЫ и Городским комитетом по делам молодёжи мэрии пять учащихся – Воробьёва Таня, Зайцева Настя, Микутра Маша, Дегтярёва Даша и Федосеева Валя – приняли участие. Ребячьи работы впоследствии были выставлены и проданы на благотворительной выставке в галерее ЛАРЫ, вырученные средства от которой пошли на благо детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Результатом участия в конкурсах являются дипломы и грамоты, подарки.

Участие в конкурсах школы, города Новосибирска и нашей области детям очень нравилось. Они ощущали свою значимость и необходимость. Основными формами психологического и педагогического воздействия, способствующими развитию сознательности, ответственности, гуманистического отношения к окружающим и социальной активности, служило совместное творчество.

А какие симпатичные букеты из конфет сделали для ветеранов ВОВ к празднику Дня Победы!

По прошествии учебного года ребята поняли, что готовы творить, действовать, то есть жить полноценной жизнью не только в творческом плане, но и в социальном: работать на благо тех, кто в этом нуждается.

Это, на мой взгляд, залог активной жизненной позиции ребят, которая является движущим фактором развития общества и личности. Совершая полезные и добрые дела и решая личностно значимые проблемы школы, города, района в разных сферах, мы «репетируем», готовимся встретить будущие трудности.

Большую роль, безусловно, в успешной деятельности конкурсного движения играет авторитет творческого руководителя. Дети стремятся подражать тому, кто их направляет, поэтому организатор конкурсного движения должен сам быть той личностью, которой становится человек, пройдя процессы обучения и воспитания. Он должен зажигать и всегда идти вперёд, с оптимизмом и улыбкой.

В результате серьёзной работы конкурсного движения будущий взрослый готов и желает творить, а главное – менять жизнь в лучшую сторону.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 42)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела