Очень важно,
чтобы у детей была возможность,
кому отдавать, с
кем делиться своим личным богатством.
С.А. Шмаков
Творящие дети
дурного не натворят.
С.А. Шмаков
Время, в которое мы живём, сложное и
непредсказуемое. Но в этом и заключается его уникальность: суметь
адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать себя. На сегодняшний день,
к сожалению, не все ребята способны просто привыкнуть к окружающему социуму, не
говоря уже о реализации собственного потенциала. Современное воспитание и
образование ставят своей главной целью формирование гармонически развитой
личности, способной и желающей самоактуализироваться в окружающей среде.
Для этого используются различные средства и
формы работы в воспитательно-образовательном процессе: уроки, игры, концерты,
конкурсы, помощь ветеранам ВОВ, праздники и т.п. С одной стороны, кажется, что
всё это делается на благо подрастающего поколения. В процессе подобного
педагогического и социального воздействия подразумевается, что ребёнок будет
нравственно, морально, интеллектуально, духовно и творчески развит. Но
жизненная практика предоставляет нам чаще всего обратное.
А происходит это потому, что те дела и мероприятия,
которые проводятся с детьми, подростками и молодёжью, носят ситуативный и
кратковременный характер, они направлены на достижение определённой
практической задачи. Но ведь, подготавливая ребёнка к взрослой жизни, мы не
должны забывать о том, что проблемы будут сложнее и подход к их решению должен
быть комплексным. Поэтому моя педагогическая цель – подготовить и научить ребят
принимать сложившиеся, порой форс-мажорные ситуации, анализировать их, искать
способы решения, действовать активно и инициативно, а также рефлексивно
подходить к своей любой деятельности.
Сегодня может выжить и реализовать себя лишь
креативная личность, способная увидеть проблему изнутри, найти нестандартные
подходы к её решению и готовая рисковать ради доброго дела. Личность, где сочетаются альтруизм, энтузиазм и
активность. Эти характеристики наиболее ярко выражены у ребят, особенно в
период переходного возраста, когда они желают действовать, но не знают как (вот
здесь и нужен руководитель, который направит детскую энергию в нужное русло).
Именно эти люди способны творить, дерзать, работать с полной отдачей.
Таким образом, подрастающее поколение необходимо
задействовать в программе мероприятий, направленных на развитие всех качеств
личности, психических процессов, их духовности, нравственности, физического и
психического здоровья. Для этого необходимо вместе с ребятами «прорепетировать»
жизненные ситуации, проиграть их на сцене, на праздниках, конкурсах, в делах.
Причём главным принципом включения ребёнка в активную творческую среду должен
являться принцип практической значимости.
Детское творчество сегодня скорее необходимо и
полезно, чем просто интересно. Оно не новое по сути и даже по содержанию. Но
изменилась психология детей, которым, прежде чем что-то сделать, нужно знать,
для чего и для кого это нужно, какую пользу его дело принесёт окружающим и ему
самому. Поэтому, организуя конкурсное движение ребят – младших подростков,
нужно помнить, что основная задача руководителя – развивать инициативу и
активность ребят.
В моём 5 б классе созданы органы детского
со-управления, где ребята под началом классного руководителя учатся планировать
свою жизнедеятельность: организовывают дела и мероприятия. А есть и такие
ребята, которые по ряду причин пока этого делать не могут. Но зато у них
получается делать великолепные вещи своими руками и радовать окружающих. А я
как классный руководитель, делаю всё, чтобы стимулировать участие моих
ребятишек в конкурсах разного уровня – от школьного до городского или
областного.
Четыре учащихся нашего класса –
Воробьёва Таня, Дегтярёва Даша, Мальцев Лёня и Федосеева Валя – стали лауреатами Городского конкурса новогодних ёлочных игрушек за высокий
исполнительский уровень своей работы.
В Городском конкурсе «Новогодний привет из Новосибирска» в номинации «Почтовая карточка «Новогодняя сказка в
Новосибирске» среди ребят в
возрастной группе от 11 до 14 лет моя ученица, Чернецова Кристина,
заняла 3 почётное место.
Призёром Областного конкурса «МЧС: вчера,
сегодня, завтра»и обладателем ценного
творческого подарка стала Воробьёва Таня.
В Областном конкурсе «Новогоднее чудо», который проводился Министерством культуры НСО,
галереей ЛАРЫ и Городским комитетом по делам молодёжи мэрии пять учащихся –
Воробьёва Таня, Зайцева Настя, Микутра Маша, Дегтярёва Даша и Федосеева Валя –
приняли участие. Ребячьи работы впоследствии были выставлены и проданы на
благотворительной выставке в галерее ЛАРЫ, вырученные средства от которой пошли
на благо детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Результатом участия в
конкурсах являются дипломы и грамоты, подарки.
Участие в конкурсах
школы, города Новосибирска и нашей области детям очень нравилось. Они ощущали
свою значимость и необходимость. Основными формами психологического и
педагогического воздействия, способствующими развитию сознательности,
ответственности, гуманистического отношения к окружающим и социальной
активности, служило совместное творчество.
А какие симпатичные
букеты из конфет сделали для ветеранов ВОВ к празднику Дня Победы!
По прошествии учебного года ребята поняли, что
готовы творить, действовать, то есть жить полноценной жизнью не только в
творческом плане, но и в социальном: работать на благо тех, кто в этом
нуждается.
Это, на мой взгляд, залог активной жизненной
позиции ребят, которая является движущим фактором развития общества и личности.
Совершая полезные и добрые дела и решая личностно значимые проблемы школы,
города, района в разных сферах, мы «репетируем», готовимся встретить будущие
трудности.
Большую роль, безусловно, в успешной
деятельности конкурсного движения играет авторитет творческого руководителя.
Дети стремятся подражать тому, кто их направляет, поэтому организатор конкурсного
движения должен сам быть той личностью, которой становится человек, пройдя
процессы обучения и воспитания. Он должен зажигать и всегда идти вперёд, с
оптимизмом и улыбкой.
В результате серьёзной работы конкурсного
движения будущий взрослый готов и желает творить, а главное – менять жизнь в
лучшую сторону.