«Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы». (толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Конкурсы для школьников являются одним из любимых видов развлечения, соревнования. Дети любят участвовать в конкурсах регулярно и делают это не просто так. Конкурсы приносят большую пользу, т.к. готовясь к конкурсу, ученики самостоятельно находят и читают дополнительную литературу, рисуют, делают поделки, учат стихотворения и пытаются победить. Секрет успеха конкурса в его простоте. Чем легче конкурс, тем больше от него пользы. Конкурс будет успешным, если учитель сделает участие в нем простым, доступным. В качестве приза может служить все что угодно: грамоты, дипломы, игрушки, книги, сладости. Цель конкурсов – пробудить у школьников интерес к глубокому изучению предмета. Составлять вопросы и задания надо так, чтобы их формулировка была понятна любому школьнику. В то же время решение этих задач требует чёткого логического мышления, смекалки и творческого подхода.
Главные цели конкурсов: активизация внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с концепцией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения; развитие универсальных учебных действий младших школьников; предоставление младшим школьникам возможности соревноваться со своими сверстниками в масштабах, выходящих за рамки гимназии.
Главная идея конкурсов заключается не столько в выявлении наиболее одаренных детей, сколько в стимулировании значительного количества младших школьников к познавательной деятельности; задания различных конкурсов предусматривают развитие навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Ученики 1 «А» класса и 4 «В» класса не только любят участвовать в конкурсах, но и сами придумывают и проводят их. Пятого октября ученики 4 «В» класса Лиза Авдеева, Саша Сивков, Пай Ксюша, Даша Козликина и Алена Чегодайкина подготовили и провели конкурс в 1 «А» классе «Будь вежлив всегда и везде». Конкурс получился веселый, интересный и, конечно же, загадочный. Всем очень-очень понравилось! По окончании конкурса четвероклассники читали рассказы Валентины Осеевой, а первоклассники смирно сидели, внимательно и тихо слушали. После прочитанного рассказа, им задавали вопросы. Первоклассники поднимали руки и отвечали. На каждый вопрос поднимался «лес» рук. За правильные ответы ученики получали квадратики и капельки. К концу конкурса у всех первоклассников было по два, по три, у некоторых даже было по четыре квадрата с кружками, а у Дозорцевой Софьи было пять кружков! Конкурс произвел громадное впечатление на учеников 1 «А» класса. Они вспомнили вежливые и волшебные слова, а в подарок четвероклассникам нарисовали рисунки.

Первоклассники знают ответы на все вопросы! |

Дам что-нибудь трудненькое… |

Сейчас подумаю и отвечу! |
|
А вот, что думают ученики 1 «А» класса и 4 «В» класса о конкурсах, об участии в конкурсах:
Класс | Что такое конкурсы | Зачем я участвую в конкурсах | В каких конкурсах я хочу участвовать |
1 «А» класс | Фаткина Дарья: «Конкурсы – это такие соревнования, в которых определяется победитель». Сидоров Святослав: «Конкурсы – это выступления, за которые награждают». Павлов Иван: «Конкурсы – это разные задания для детей и взрослых, это задания с шутками, приколами». Маляренко Елизавета: «Конкурсы – это когда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает». | Тюшникова Дарья: «Потому что конкурсы – это интересно!» Шевелев Александр: «В конкурсах я участвую, чтобы получать дипломы и тренировать руки». Старовойтова Елизавета: «Я участвую в конкурсах потому, что там раздают грамоты и мне нравится делать поделки». | Васильева Алиса: «Я хочу участвовать в конкурсе по танцам и музыке, чтобы занимать первые места». Черенкова Александра: «Я хочу участвовать в конкурсе «Веселый молочник», он очень захватывающий. Я бы хотела собрать всех коровок». Рузаев Кирилл: «Я бы хотел участвовать в конкурсе по шахматам. Мне нравится этот вид спорта. А ещё в конкурсе по лепке и рисованию». |
4 «В» класс | Каменщикова Елизавета: «Конкурсы – это развлечения разного типа на разные темы, в которых может участвовать хоть кто. И не обижайтесь, если проиграли! Главное – участие, а не победа!» Козликина Дарья: «Конкурс – это такое мероприятие, где соревнуются за I место. Участников много, а победителем может стать кто-то один. Это здорово!» Литвишко Ксения: «Конкурсы – это мероприятие, в котором могут задавать вопросы, проводить спортивные игры, а победителям дают призы и награды». | Семехина Алина: «Я участвую в конкурсах, потому что это весело. Конечно, обидно, если команда проиграла, но мы должны радоваться за победителей. Главное не победа, а участие». Власова Александра: «Я участвую в конкурсах, потому что это познавательно, если что-то ответил неправильно, а правильный ответ скажут – я свою ошибку запомню и не повторю. И это очень весело». Тимофеев Илья «Участие в конкурсах – это: - Хорошо провести время;
- Узнать что-то или научиться чему-нибудь;
- Посмотреть, как это сделали другие».
Сивков Александр: «Я участвую в конкурсах, чтобы проверить свои знания, узнать что-то новое и, если повезёт, занять хорошее место». | Мелякина Алёна: «Я хотела бы участвовать в конкурсах «Хозяин наших братьев меньших», «Уборка улицы», «Вырасти дерево», «Придумай кормушку», «Конкурс причёсок». Мирошкина Лидия: «Я хотела бы участвовать в конкурсе цветов, красивых животных, стихов, рассказов и сочинений, «Чистая комната», «Аккуратная девочка». Плахута Анна: «Я бы хотела участвовать». |

Сидоров Святослав, МБОУ гимназия № 13 Город Новосибирск, Россия
Международный III Всемирный конкурс детского рисунка «Дети рисуют свой русский мир»
Конкурс поделок «Я и Космос»