Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Лидия Дмитриевна Чубарова,
Отличник народного образования, воспитатель
МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья г. Новосибирска
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 39 III-IVвида»

«…И сердцем понять!» (о работе клуба выходного дня)

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

И.А. Бунин «Слово»

 

В школе № 39 для слепых и слабовидящих детей есть интернат. В нем в воскресные дни находятся дети из удаленных районов города Новосибирска и Новосибирской области, сироты и дети из неблагополучных малообеспеченных семей. К таким детям у всего педагогического коллектива школы повышенное внимание. В помощь семье, родителям в школе складывается опыт дополнительного образования детей, на выходные дни оставленных в школе-интернате.

Дети группы воскресного дня нуждаются в дополнительном ориентировании, коррекции, образовании, воспитании в силу особенностей, связанных с их здоровьем. Психологическими исследованиями установлены следующие особенности представлений слабовидящих школьников: их 1) фрагментарность, 2) диффузность, 3) быстрота распада представлений, 4) затрудненность перехода от высших фаз к низшим. Однако все это знаем мы, взрослые, и на коррекцию этих особенностей направляем свою деятельность. Для детей естественное состояние души – счастье! И для слабовидящих тоже. Им несмотря ни на что хочется:

найти друзей – испытать тепло, радость общения с человеком, близким по духу;

определиться со своими интересами и пристрастиями – позаниматься любимым делом;

побыть вне здания школы – сходить на концерт, в библиотеку, в магазины, побывать «на людях», «выйти в мир»;

почувствовать домашний уют – пообщаться в неформальной обстановке за чашечкой чая в избранном обществе … и т.д.

Эти желания и составляют ту особую заботу воспитателей, работающих с детьми в выходные дни. Источники духовного совершенствования ищем по Толстому в самом ребенке, в глубине его души, в тех внутренних резервах роста и изменениях, которыми эта душа обладает. Самое главное – выбор формы работы.

«Клуб выходного дня» объединяет всех детей, остающихся на выходные дни в школе-интернате. В клубе – самоуправление. Заправляют – президент и его команда. Выбираем интересные темы, подбираем материал, пишем сценарии, проводим собрания. Занятия по темам, праздники, экскурсии, культпоходы, конкурсы… Форма «клуба» благодатна как для массовой, так и индивидуальной работы с детьми, каждый ребенок может проявить себя там, где бы ему хотелось. Тем более, что экспромт, скоровыпекаемость (сегодня готовим праздник – сегодня или завтра его проводим) только приветствуются. Самое главное – тепло, уют, дружба, товарищество, взаимопонимание.

Есть виды деятельности в клубе особенно популярные. К таким можно отнести занятия художественным словом и выразительным чтением. Предшествующий опыт работы показал, что они полезны детям с проблемами зрения. Художественное слово..! Его я выбираю и использую для благотворного влияния на мысли, чувства, волю и характеры своих воспитанников. Наполненное истинным, исконным значением, действенной энергией, эмоционально окрашенное, слово превращается в действие – речевой поступок. Выразительное чтение – самостоятельное искусство. Это один из видов того труда души, который способствует развитию чувств, обогащает духовно, облагораживает, поднимает мироощущение. Кажется нет ничего проще взять и прочитать «стишок». Да, прочитать можно, но выразительно исполнить, т.е. донести до слушателя мысли и чувства автора и заразить ими – этому нужно учиться.

Учеба идет поэтапно по разработанной программе, которая называется «Творчество». В ней три раздела. На первом этапе (I раздел «Гимнастика») занимаемся упражнениями по развитию чувств, мыслей, речи, движений. На втором этапе (II раздел называется «Импровизация») отрабатываем этюды: «Я – в предложенной ситуации». На третьем этапе (III раздел называется «Театр») – драматизация на сцене. Работаем над техникой речи, логикой чтения, темпом, ритмом, пластикой, внеречевыми средствами выражения чувств и воздействия на слушателя.

Кружковцы открывают для себя Слово заново. Они начинают понимать, что слово – инструмент, ключ в общении. Чем ярче, эмоциональнее оно окрашено, тем продуктивнее общение. Выразительное (наполненное) слово будит мысль, рождает ответное чувство в собеседнике или слушателе. Слово, не наполненное мыслью, не согретое чувствами – бесплодно. В поэзии слова преображаются. Они объемнее, глубже, мощнее, в них ощущается сила. И, конечно, недостаточно наличие размеров, ритмов, рифм, чтобы это чудо – поэзия состоялось. Здесь загадка, тайна! Основные понятия – «жизнь», «смерть», «любовь», красота» – не под силу толковому словарю. Усилиями тысячелетней самой мощной гениальной мысли не сдирается с них покров тайны и бесконечности. С этих понятий достаточно, что они есть. И только поэзии своим прикосновением удается их поэтически выразить, но не понять, не сформулировать. Поэтому и поэзия, как отражение непознаваемого, не имеет определения. Она сама тайна, когда глаза вверх и – прозрение, мудрение.

Многозначность, многогранность слова…, слово в контексте – не всем детям это дается. В силу пониженной зрительной способности наши дети в основном стремятся воспринять предметно-фактическую сторону эпизода, действия, слова, опуская при этом общественно смысловое, историческое их значение. Учу детей видеть не только то, что лежит на поверхности, бросается в глаза, но и то, что составляет глубокий смысл произведения.

Из слов составляются художественные образы. Стихи, наполненные ими, будят воображение слабовидящих детей, компенсируя тем самым ограниченность их межличностного общения, спасая от умственной праздности. Дети знакомятся со стихами лучших мастеров поэтического слова: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Баратынского, Фета и других. Это расширяет круг общения детей с миром, с людьми – лучшими представителями человечества. Высокое мастерство – это всегда высокая культура! Дети получают знания по родной и зарубежной словесности и проникаются ее могучей эстетикой. У них появляется вкус и читательский, и эстетический. Поэзия помогает детям изживать свое бескультурье и невежество.

Ритм – организующая сила стиха. Научить слышать ритм в стихе не просто, но дорогого стоит. Ребенок, различивший ритмообразующее начало стиха, понял, услышал внутреннюю музыку произведения, проник в его душу. Для ребенка с дефектом зрения развитый тонкий слуховой анализатор – двойная ценность, он компенсирует эту недостаточность. Да и умения организовать себя, распределить свои силы нужны не менее. В стихах каждый эпизод имеет свою звуковую окраску, особый музыкальный напев: то мажорный, то минорный с их вариациями. «Изумительный детский слух к музыкальному звучанию стиха легко схватывает все эти вариации ритмов, которые способствуют стиховому развитию детей», – писал К. Чуковский. В душе ребенка вырабатывается потребность слышать эту музыку, душа ей тешится, очищается, утончается, образуется. Ребенок от детской поэзии переходит к взрослым поэтам.

В настоящих стихах всегда видна поэзия автора, они озабочены, нацелены. По Чуковскому в них есть «обидчик» и есть «обиженный». «Жажда защиты обиженного – драгоценнейшее человеческое чувство так легко воспринимается детской душой». Желание постоять, защитить, вступиться, пойти по зову сердца, остаться верным себе, вера в справедливость, жизнеутверждение и оптимизм – как нужны они нашим больным детям, чтобы сохранить духовное здоровье. Именно они – эти человеческие качества – основа тех духовных сил, которые не должны иссякнуть в народе, т.к. без них никакое экономическое устройство, промышленное развитие не спасут нацию от смерти.

«Я – русский человек и Родина моя – Россия»;

«Припадаю, Россия, к твоей красоте»;

«И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей» (Н. Рубцов);

«…обрести Родину трудом своего ума и сердца» (Януш Корчак);

«Земля родная говорит со мной…»

Этот список литературно-музыкальных поэтических композиций, гостиных, театрализованных представлений-исследований, праздников русской музыки и поэзии, праздничных вечеров и концертов можно продолжать, потому что о чем бы мы ни говорили: о школе, войне, городе, природе, мы все равно говорим об отечестве. Эта тема универсальна, как универсальны в педагогическом плане на мой взгляд возможности слова, особенно художественного, выразительно звучащего.

Не случайно, что именно эти композиции приобрели особую значимость. Мы с ними участвовали в трех фестивалях детского творчества, и наш коллектив кружка художественного слова и выразительного чтения был награжден дипломами. А за индивидуальное чтение у одной Анжелы Ковригиной грамот и дипломов не перечесть. Анжела в президентской команде Клуба выходного дня. Как ветеран (она уже в 12 классе), она один из самых популярных ведущих на праздниках. Участвуют и другие дети из основной моей группы.

С разновозрастными детьми группы выходного дня работаю второй год. Продолжая работать в том же направлении, убеждаюсь в правильности выбора – общение с искусством (литературой, поэзией, художественным словом) помогает в развитии, воспитании, дополнительном образовании детей. «Через искусство можно как следует понять людей, народ свой, самого себя. Душа любого народа в его искусстве и литературе, ибо искусство показывает народ не таким, каков он на самом деле, а таким, каким он хочет быть. А только мечта о себе самом и есть истинная правда» (В.В. Конецкий).

 

У нас «Стихи – всегда!»

 

 

Они еще не знают, что поэзия с удивительной силой помогает взрастить зародившиеся в нас чувства. Привить понимание прекрасного. Утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной. Умственной, гражданской. Найти для них единственные неповторимые слова.

Не знают, что чтение – это своего рода поступок, который мы в воображении совершаем вместе с поэтом; не знают, но сердцем это чувствуют и потому читают стихи так, как это делают на празднике «Мамин день» Валеев Сережа (1-й слева), Кайгородов Ильхом (2-й), Филимонов Вова (3-й), Кудрявцев Владик (4-й).

«Пусть душа останется чиста!» – исповедую вслед Н. Рубцову. Понять стихи не только умом, но и сердцем, это значит подняться на их высоту, очистить свою душу.

Занятия с детьми выразительным чтением позволяют мне, как педагогу, расширить знания о детской психике, мышлении, требованиях, чувствованиях, интересах. Без этих знаний трудно отыскать дорогу к их сердцам. Ее, эту дорогу мы ищем и находим вместе с ними, нашими воспитанниками.

Наш кружок — это наш «путь к звучащему слову». Композиции, сценки, в которые мы включаем писательские раздумья, мудрые изречения. Они служат как бы трамплином для наших собственных раздумий и поисков. Ведь только мы сами можем определить свои координаты по отношению к природе, ценностям культуры и цивилизации. к другим людям. Это наш путь единения, взаимопонимания, сотрудничества, человеческой солидарности, поисков гармонии в себе и в мире, и себя с миром. Это и наш путь к другу – другому – лучшему в себе, не изменяющему себе.

Дети группы выходного дня растут, меняются, продвигаются в своем развитии. Повысился уровень их воспитанности. Мирное сосуществование разновозрастных детей во время занятий, на репетициях, на сцене приучает к ровному, спокойному поведению, терпимости, взаимоуважению; показывает вполне возможный, как оказывается, эталон дружеского общения людей. Дети легче вступают в контакты: меньше ссор, в отношениях больше взаимопонимания и справедливости, терпимее относятся к привязчивым и назойливым, получают признание ранее всеми отторгаемые, трудно сходящиеся находят друзей. Дети внешне стали опрятнее, по крайней мере стали замечать, как они выглядят, стремятся «соответствовать», сами стирают, приводят в порядок свою одежду. Чтение стихов раскрепощает поведение детей, их речь, повышает внимание, улучшает память. Если раньше замкнутые в общении, слова не добиться, зажатые – сегодня начинают читать стихи, то это уже другие дети. Конечно, успехи еще не велики, но то, что их привлекает общение с высоким искусством, это бесспорно. Еще с порога спрашивают: «А стихи сегодня будем учить?!»

Есть в работе с разновозрастной группой свои плюсы (их больше) и минусы. Трудности – в выборе тематики праздников для всех интересной. Выход – взрослые участвуют в детских праздниках как организаторы, ведущие, как дома старшие дети проводят праздник для младших братьев и сестер. Положительная сторона – младшим детям есть до кого тянуться, пример перед глазами, а старшим терять престиж самолюбие не позволяет. Все это положительно влияет на образовательный процесс. У детей повысилось мироощущение. Жизненная позиция стала более активной – уже два занятия клуба провели по собственной инициативе, с приглашением воспитателей в качестве гостей. Дети любят и понимают стихи, с удовольствием организуют праздники и участвуют в них.

Занятия художественным словом помогает им быть внимательными к слову, разборчивыми в речи, со временем они смогут распознать истинное искусство и оно станет добрым спутником в течение всей их жизни. В них укрепится активное отношение к жизни. Они будут охотно общаться с людьми. И их выбор будет всегда зрелее, потому что уяснили:

Чтоб ни случилось – помни одно:

Стих – тончайший громоотвод!

Любишь стихи –

Не сорвешься на дно.

Поэзия сыщет, поймет, позовет.

Живи,

искусства не сторонясь.

Люди без лирики, как столбы,

Участь наша ничтожнее нас:

Человек выше своей судьбы!

                                                                               И. Сельвинский

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела