Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(5) Марина Львовна Мерзлякова,

руководитель СП «Центр истории развития Ленинского района»

МКОУ ДОД ЦГПВ «Пост № 1»,

учитель истории МБОУ СОШ №40 Ленинского района г. Новосибирска

Конкурсное движение как универсальный инструмент в работе классного руководителя, или 10 «за» участие в конкурсах

1. Конкурсное движение как фактор повышения мотивации к учению. Два года назад, когда я получила классное руководство в 5 классе, только двое учащихся имели оценки «отлично» по всем предметам. Тестирование показало, что уровень их мотивации к учению поддерживается только настойчивым желанием их родителей, т.е. собственная осознанная мотивация практически отсутствует. Одним из способов ее повышения, для них и остальных детей, стало участие в конкурсах. Количество конкурсов, в которых мы с классом приняли участие за два года, превышает несколько десятков, но не в количестве дело.

Начало этому процессу было, положено нашим участием в сентябре прошлого года в первом областном конкурсе «Салют, Победа!». Принимали участие в нем все желающие (это главное условие, ведь выполнение заданий – это дополнительная нагрузка), ими стали те, кто учился «хорошо» и «отлично», ведь ответы на вопросы викторины потребовали прочтения нескольких книг о войне, для поиска в них необходимой информации и  грамотного оформления ответов. Как правило, конкурсы различного уровня, проводимые для школьников, требуют более широкого кругозора, умения ориентироваться в информационном пространстве, оформлять заявку, аннотацию, работу в соответствии с заданными требованиями, поэтому желающих было немного. Их было только 5 человек, но «пользу» этот первый конкурс нам принес немалую – на особо сложные вопросы ответы искали вместе, в классе обсуждали ответы, вместе оформляли ответы, вместе переживали за итоги, что нас значительно сблизило. А красивая церемония награждения в Доме Офицеров с участием ветеранов-героев ВОВ стала одним из ярких и запоминающихся эпизодов  нашей школьной жизни.

Предметом моей гордости стали итоги этого года, когда похвальные листы за отличные отметки получили 6 учеников из моего класса. А на приглашение присоединиться к ним тех, кто планирует учиться на «отлично» на сцену вышли еще 15 учеников (всего в классе 26). Учиться на «отлично» стало «одобряемо в классном коллективе».

2. Конкурсное движение как способ организации проведения содержательного досуга учащихся.

Огромное разнообразие конкурсов различного уровня позволяет подобрать конкурс практически для каждого. Участие в конкурсах требует большого количества времени и усилий. Особенно если очень хочется победить. Двухлетний опыт участия убедил всех, что быстро написать стихотворение, статью или сделать удачную фотографию невозможно, поэтому незаметно для самих ребят большую часть свободного времени они стали уделять занятиям, в соответствии со своими конкурсными интересами. Это позволяет структурировать свободное время учащихся и проводить его с несомненной пользой.

В этом возрасте приоритеты меняются быстро, хочется все попробовать: фотографировать, рисовать, писать, снимать фильмы. Результаты участие в конкурсах стали неким индикатором в определении склонностей к тому или иному занятию. Ребята сами отмечают, что именно конкурсы помогли им определить их. Для некоторых стало открытием, что «плохие», как им казалось, стихи оценены как вполне достойные, а «замечательные» плакаты о правильном питании, наоборот, требуют совершенствования навыков рисования.

3. Конкурсное движение как инструмент в реализации программ дополнительного образования учащихся.

Шесть лет я руковожу  краеведческим кружком «Мы – новосибирцы». За это время мы приняли участие в нескольких конкурсах, связанных с историей нашего города. Эти конкурсы проводятся различными организациями: музеями, библиотеками, СМИ («Левобережный навигатор»). К сожалению, они активизировались только в последние годы. Активную работу в этом направлении ведет созданный в 2010 году музей города Новосибирска. Мы стараемся принимать участие во всех: так в начале этого учебного года участники кружка стали победителями конкурса «Фантазии о Левобережье», а в конце года – победили в конкурсе «Парки и скверы нашего города». Прошлый год обогатил занятия кружка участием в городском историко-краеведческом проекте «Наследники Крячкова». Этот проект явился стимулом для посещения кружковцами большого количества городских музеев. Надо отдать должное организаторам этих конкурсов – задания построены таким образом, что привычным для современных школьников способом (поиском информации в Интернете) найти ответы невозможно. Эти конкурсы потребовали от кружковцев посещения многих малоизвестных мест в городе, знакомства со старожилами, поиска фотографий в семейных архивах, что очень украсило и разнообразило наши занятия.

4. Конкурсное движение как вспомогательный фактор построения индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Участие в конкурсах разной направленности  позволяет  лучше выявить склонности каждого ученика, что в дальнейшем позволит педагогу спроектировать его индивидуальную образовательную траекторию.

5. Конкурсное движение как ориентир в формировании интересов учащихся в Интернете.

Проблема сопровождения детей, входящих в Интернет с раннего возраста, стала насущной необходимость последних лет. Родители часто сопровождают детей по дороге в школу, а в огромный и небезопасный мир Интернета отпускают их со спокойной душой. Мое глубокое убеждение состоит в том, что именно там и необходимо грамотное педагогическое сопровождение. Одним из своих достижений считаю то, что сейчас наиболее посещаемыми сайтами мои шестиклассники называют «Все конкурсы», сайт nios, сайт музея города Новосибирска. Конечно, этими сайтами они не ограничиваются, но уже то, что они заглядывают туда, прежде чем, бесконтрольно разгуливать по другим сайтам, радует. Признаком положительной динамики стало и то, что на мою страничку в социальной сети «Вконтакте» они периодически посылают ссылки на новые конкурсы и предложения принять в них участие, а так же новости с этих сайтов. Интернет-общение позволяет работать с участниками конкурсов индивидуально, что всегда даёт положительные результаты. Одновременно, при подготовке конкурсных заданий, педагог имеет возможность обучить ребенка навыкам поиска необходимой информации. И если в начале нашего участия в конкурсах меня просили найти какую-либо информацию, то теперь все чаще я обращаюсь к ним с такой просьбой. Кроме того, большинство конкурсов требуют голосования, что привлекает к участию в них все новых желающих попробовать свои силы. Удобно, что большинство видеоматериалов можно увидеть на сайтах организаций, проводящих конкурсы и тем самым сравнить уровень своих работ. Так городской конкурс юных журналистов «Ни дня без строчки», где мы заняли 3 место в номинации «Мой город», привлек внимание многих учащихся школы, и ими были прочитаны все статьи конкурсантов. А ролик «Мы с ними шли дорогами войны», который занял 2 место в городском конкурсе короткометражных фильмов и размещен на сайте московского детского благотворительного фонда, посмотрели дети и родители, их знакомые и родственники, даже находящиеся в других городах.

6. Конкурсное движение как средство активизации родителей учащихся для повышения эффективности воспитательного процесса.

На первом родительском собрании я представила родителям варианты участия в конкурсах и попросила помочь детям принять в них участие

Сначала это были конкурсы, связанные с фотографированием, в дальнейшем «получалось» так, что участие родителей стало необходимостью и многие с готовностью откликаются на предложение поучаствовать (так для конкурса видеороликов родители помогали делать видеозаписи с участием родственников – ветеранов войны и труда – принимали участие во всероссийском конкурсе рукописной книги, посвященном 190-летию Некрасова). Теперь это стало одной из наших традиций, и родители сами просят меня сообщить о них.

7. Конкурсное движение как средство для приобретения навыков, различного профиля, развивающих мышление, раскрывающее творческий потенциал каждого ученика.

Не всех учеников можно заинтересовать участием в конкурсах высокого уровня сложности, требующих вдумчивого отношения, навыков умственного труда. «Троечникам» тоже хочется проявить себя, попробовать свои силы. Многочисленные конкурсы социальной и экологической направленности различных уровней позволяют каждому реализовать себя. Мы разыскали конкурсы, которые дают такую возможность, связанные с созданием фотофильмов и видеороликов. Надо только освоить программу по созданию фильмов и можно начинать творить, а потом и показывать результаты своих усилий. Традиционный городской конкурс роликов и плакатов «Мы за чистый город!» потребовал постановочных съемок, написания сценария, зато, в них не ограничивалась фантазия, да и пробовать можно сколько угодно. А результат? Не всякий, кто взял в руки камеру, может считать себя автором отличного фильм. В этом ребята убедились тоже в результате конкурса. Большой благодарности заслуживают организаторы серии конкурсов MБОУ ДОВ ГЦИ «Эгида», в которых мы приняли участие (конкурс фотографий «Удивительное рядом», «Социальный плакат», короткометражных фильмов). Необходимо отметить несомненную практическую пользу фестиваля «Кинорадуга», где нам представилась уникальная возможность побывать на мастер-классах, познакомиться с очень интересными людьми, понять, как многому нужно научиться, чтобы достойно представлять свои работы. В результате ребята из моего класса стали активными участниками кинокружка «Премьера», организованного в школе Гусевым Иваном Андреевичем, лаборантом ИКТ. И это те, кого мы привыкли считать пассивными троечниками (3 место в конкурсе фотографии).

8. Конкурсное движение как тренинг для формирования разнообразных качеств личности – ресурс воспитательной работы.

Побеждать в конкурсе очень приятно, при том, что призы в этих конкурсах, как правило, символические и моральный фактор здесь гораздо больший мотиватор . Отвечая на вопрос: «Что тебе дает участие в конкурсе?» ребята отмечают, что «родители показывают грамоту и заметку в газете всем родственникам», «познакомились с интересными людьми», «узнала то, о чем не догадывалась раньше», «гордость, что я могу быть одним из немногих». Вот это последнее утверждение может свидетельствовать о том, что участие в конкурсах надо контролировать. Ситуация успеха, которую я как классный руководитель стараюсь создать для каждого, сделать привычкой, невозможна без ситуации «неуспеха». Спрогнозировать победу в конкурсе невозможно, конечно надо стараться победить, но не забывать, что другие также к ней стремятся. Победа не должна стать сверхцелью, а участие в конкурсе – это радость узнавания нового, получения новых навыков. Поэтому проигрыш не менее полезен с педагогической точки зрения, чем выигрыш. Это дает основания для подробного разбора причин неудачи, осознания того, что конкурс – это не лотерея и побеждает тот, кто приложит больше усилий и старания, правильно поймет задачу конкурса. Особенно интересным бывает сравнение с другими участниками-победителями. Здесь необходимо участие классного руководителя, который направит «разбор полетов» в правильное русло.

9. Конкурсное движение как основа для создания воспитательных и образовательных проектов.

Один из проектов, посвященных семье, «Ровесники, ровесницы» появился в связи с тем, что оказалось, что даже в «благополучных» семьях дети и родители практически не общаются (на начало этого учебного года в 78 % семей менее 20 минут в день). Идея проекта была подсказана самим учениками, они захотели  узнать, как жили и что переживали их родители в таком же возрасте. Проект был реализован, а впоследствии  представлен на конкурс «Областной экспедиции «Родная семья». Проект «Отличник» тоже стал составляющей различных предметных конкурсов, проводимых учителями-предметниками (1 место на федеральном уровне в математическом конкурсе, 3 место во всероссийском – «В поисках философского камня» и многие другие. О проекте «Мы – новосибирцы» было сказано выше).

10. Конкурсное движение – мощный мотиватор для участия в научно-исследовательской деятельности школьников.

Некоторые конкурсные проекты не заканчиваются отправкой материала  конкурсного задания, они заинтересовывают настолько, что становятся объектом дальнейших исследований и это стимулирует учащихся для продолжения исследовательской деятельности, а в дальнейшем и участия в научно-практической конференции школьников. Возможно поэтому, ученики моего класса стали активными участниками НПК. Несмотря на юный возраст, 8 человек провели свои исследования, четверо из них представили свои работы на основе нашего участия в ХII региональном конкурсе видеофильмов и методических материалов «Сибирский Медиа-банк: педагогика, инновации, творчество» (Диплом Лауреата) с задачником по истории Новосибирска.

Конкурсное движение требует от классного руководителя постоянной вовлеченности в процесс, много сил и терпения, но азарт и заинтересованность участников перекрывают эти затраты. Вот почему участие в конкурсах при грамотном педагогическом сопровождении может стать ступенькой во взрослении наших подопечных и сослужить им хорошую службу в их дальнейшей жизни.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 317)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела