Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(3) Наталья Алексеевна Ольховская,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 64 Кировского района
г. Новосибирска

Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. (Али Апшерони)

В соответствии с концепцией модернизации российского образования сегодня большое внимание уделяется развитию конкурсного движения.

Задачами конкурсного движения являются:

     – формирование общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления общественного развития;

      – повышение социального статуса и профессионализма работников образования;

      – выявление, обобщение и распространение образцов инновационной педагогической деятельности;

      – стимулирование педагогического творчества и профессионального роста педагогов.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Перечисленные качества представляют новый уровень профессионализма педагога, которые можно развивать при создании и реализации различных проектов, конкурсов.

Вот уже четыре года педагоги нашей школы принимают активное участие в конкурсе «Педагог года» в номинации «Классный руководитель», показывая не только накопленный опыт, творческий потенциал, неожиданные педагогические решения, но и влюбленность в свою профессию, верность светлым идеалам служения детству. Основная идея конкурса – поддержка классных руководителей, выявление эффективных воспитательных технологий, формирование профессионального творческого объединения классных руководителей.

Конкурс открывал и продолжает открывать новые имена талантливых педагогов.

Год участия

ФИО педагога

Результат участия

2007 год

Кудряшова А.Г. (учитель немецкого языка)

Победитель районного конкурса

2008 год

Ольховская Н.А. (учитель географии)

Победитель районного конкурса

2009 год

Данилова Е.А. (учитель английского языка)

Лауреат районного конкурса

2010 год

Тюрина Е.С.  (учитель истории и обществознания)

Победитель районного конкурса

 

 

Конкурс давно перестал быть лишь профессиональным соревнованием за звание лучшего педагога года, он стал школой передового опыта, школой общения единомышленников, объединенных благородной целью поиска путей дальнейшего совершенствования процесса воспитания и обучения. Творчески работающие учителя, безусловно, – важнейший ресурс повышения качества образования. Ведь именно им доверено самое главное дело – образование и воспитание подрастающего поколения. И нет труда сложнее и ответственнее, чем благородное дело учителя.

 

 

Участие в профессиональных конкурсах – один из вопросов, обсуждаемых в учительской среде. Много проблем и вопросов возникает при подготовке к конкурсам. Что даёт участие в профессиональном конкурсе педагогу? Какова роль администрации в подготовке конкурсанта?

Поделиться размышлениями  на этот счёт мне хотелось бы как участнице конкурса. В 2008 году я была заявлена на участие в районном конкурсе «Педагог года» в номинации «Классный руководитель». Безусловно, согласилась без особого энтузиазма, расценивая это как производственную необходимость, шанс показать себя и свое учебное заведение. Понимала при этом, что нарушается планомерный учебный процесс, много времени необходимо на подготовку и оформление конкурсных материалов. А ведь у учителя еще масса дел: подготовка к урокам, методическая работа, проверка тетрадей, работа с классным коллективом, родителями и другая деятельность, связанная с прямыми обязанностями. А ещё и семья есть.

Учитель, выходя на конкурс, должен представить целый пакет документов: воспитательную программу, методические разработки мероприятий, диагностику по классу. Но главное – грамотно оформить всё это. Здесь без помощи администратора не обойтись. Действительно, методическим сопровождением конкурсов должен заниматься подготовленный специалист. Учителям  должна быть доступна информация о текущих конкурсах, о сроках, о том, что требуется сделать, чтобы принять участие. Тогда процесс подготовки к конкурсу будет более результативным и менее трудоемким. Конкурс – это публичное выступление перед коллегами, что само по себе для многих является стрессовой ситуацией. В классе, перед детьми, мы уверенны и чувствуем себя комфортно, так как знаем, что и как необходимо делать. Транслировать свой опыт на учительскую общественность и конкурсное жюри даже педагогу-профессионалу нелегко, не говоря о молодых учителях.

У конкурсанта должна быть уверенность в победе. Это зависит не только от самооценки участников, но и от условий организации самого конкурса, от содержания заданий, качества судейства, количества призовых мест. Учитель, вступающий в конкурс, должен быть уверен, что у всех участников равные или примерно равные с ним возможности, что заранее объявленные условия будут соблюдаться, и дадут ему шанс стать победителем.

 

 

 

Но всё же профессиональные конкурсы необходимы. При подготовке к конкурсу учителем изучается много педагогической литературы, книг по психологии, новинок по методике преподавания предмета. Обобщается собственный опыт работы. В повседневной работе мы загружены, конкурс же пробуждает в учителе творчество, эмоциональный порыв, жажду к научному поиску. Конкурсанты  обладают уникальной возможностью для широкого профессионального общения с коллегами, возможностью по-иному взглянуть на себя и свою работу, обогатиться новым опытом, почувствовать себя увереннее, что на правильном пути и останавливаться еще рано, необходимо повышать мастерство, а это значит: учиться у лучших учителей, практиковать инновационные формы обучения. Талант и огромный творческий потенциал конкурсантов создают благоприятную среду для профессионального роста учителей и повышения престижа профессии, формирования позитивного общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления общественного развития. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

Конкурс – это еще и оценка труда учителя, признание его успехов. Подведение итогов и чествование победителей обычно выливается в яркий, запоминающийся праздник. Такие праздники сплачивают коллектив, рождают чувство гордости за свою школу. Профессиональные конкурсы постепенно могут стать элементом организационной культуры, формирующим и регулирующим общие педагогические взгляды, ценности, убеждения, позиции.

Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс дает школьным руководителям возможность существенно дополнить и даже заменить некоторые методы контроля, такие, как собеседование, отчёты. Безусловное преимущество конкурса перед ними – более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.

 

 

Профессиональный конкурс – это уникальная возможность воочию увидеть практические результаты работы педагогов. Это творчество, профессионализм, новаторство, слитые воедино и открытые для обмена опытом. Это фундамент конкурентоспособности педагога в сфере образования.

Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 80)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»