Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(12) Олег Алексеевич Чернухин,
учитель биологии и экологии
МБОУ СОШ «Перспектива»,
методист, заведующий кафедрой естественных наук и экологии
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам

В конкурсах педагогического мастерства, помимо «профессиональных» номинаций, как например, «Открытое занятие»,  «Защита педагогического проекта», есть номинации, выходящие за рамки профессии, –  подразумевающие умение в творческой форме презентовать себя, свой опыт. В конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» одна из номинаций – самопрезентация «Мое педагогическое кредо», в конкурсе «Учитель года» – «Педагогическая визитка».

Часто оказывается, что педагогу привычнее провести открытое занятие, чем подготовить творческую презентацию. Но в конкурсе не бывает «неглавных» заданий. Разница в баллах «первого» и «последнего» участников может быть небольшой. Решающую роль при определении победителей иногда играют даже не баллы, а доли баллов. Поэтому к подготовке самопрезентации надо отнестись также ответственно, как и к проведению, например, открытого занятия.

Предлагаю рекомендации, основанные на личном опыте. Надеюсь, что они будут полезны потенциальным конкурсантам.

1. Начните подготовку к самопрезентации с написания эссе.

При подготовке к сценическому выступлению, иногда не знаешь за что «хвататься», что делать в первую очередь.

Cначала подготовьте текст выступления. Что для этого необходимо сделать? Если из сценического выступления убрать все театральные эффекты, а содержание речи записать на бумаге, то, практически, получится эссе-рассуждение, в ходе которого автор выражает личную позицию по какой-либо проблематике, теме. В зале сидят Ваши коллеги, их волнуют те же проблемы, что и Вас. Чтобы заинтересовать зрителей, найдите тему, интересную как для Вас, так и для коллег, находящихся в зале.

2. Расскажите о своих профессиональных успехах.

Презентуя себя, свой опыт, Вы рассказываете коллегам о своих успехах. В чем может заключаться успех учителя? В признании со стороны учеников. В успехах наших учеников. Когда получается то, что раньше не получалось… Уверен, что у каждого педагога есть какие-то свои большие или маленькие успехи. Говоря со сцены о себе, Вы делитесь этими успехами с коллегами.

Самопрезентация – это история Вашего успеха!

3. Через историю своего успеха расскажите о зрителе.

О ком Вы говорите, находясь на сцене? Конечно о себе, это же САМОпрезентация! Но только на первый взгляд. Перед тем как написать текст выступления, попробуйте представить своего потенциального зрителя, слушателя. Кто он? Что его волнует? Тот рассказ, который Вы, как автор, для него подготовите – это будет, в первую очередь, рассказ о себе. Но для того чтобы Ваше выступление не оставило равнодушным зрителя, оно должно быть немного и о нём.

Если через Ваш рассказ зритель увидит себя, он станет больше Вам симпатизировать и сопереживать.

4. Постарайтесь наладить психологический контакт со зрителями.

Выступление – это общение! Вы зрителям о чем-либо говорите, а взамен, можете видеть то, как они Вас слушают, их мимику, взгляды…

Как-то слушал лекцию психолога по проблематике сценического выступления. Она (психолог) говорила о том, что одни зрители будут слушать выступающего с «замиранием души», другие – равнодушно зевать. Все правильно, зрители разные и слушать будут по-разному. Дальше она советует – выберите себе человека в зале, который точно Вас слушает, и выступайте для него, и тогда Вам будет комфортнее. Вот здесь я не согласен. Когда я выхожу на сцену, то вижу перед собой самый обычный класс – одним интересно меня послушать, они ждут, что я им скажу. Другие действительно равнодушны, у третьих я, как выступающий,  вызываю неприязнь. Тоже, кстати, интересный эффект – человек видит Вас впервые, а уже, и откуда только, – неприязнь. Вот если я послушаю того (ту) психолога, и начну общаться  только с одним человеком, то не факт, что заинтересую остальных зрителей!

Представьте, что Вы учитель и пришли в такой класс. Вы станете работать только с одним учеником? Тогда других Вы заведомо ни чему не научите! Вы отказались даже их видеть! Учитель, начиная урок, показывает ученикам, при этом, не говоря ни слова, что он видит, кто готов работать, видит, кто не сделал домашнего задания и т.д.

Старайтесь наладить психологический контакт с каждым зрителем! Учитель и на сцене остается учителем!

Коллеги! Не ждите и не ищите комфорта! Вас ждет борьба! Но зато…

5. Избегайте категоричных утверждений.

Беседуя со зрителем, вы выражаете свою позицию, обосновываете ее. В идеале, с Вашим уходом со сцены у зрителя должно появиться желание продолжить разговор. Чтобы достичь этой цели старайтесь не делать категоричных утверждений, которые могут вызвать неприятие. Категоричность подразумевает наличие только одной «правильной» точки зрения и не оставляет места для равноправного диалога людей с разными позициями по какому либо вопросу.

Помните! Если будете категоричны, то после выступления останутся те, кто с Вами не согласен. Если будете «диалогичны» – появятся те, кто захочет продолжить общение.

6. Будьте лаконичны!

Выступая, стройте самые простые фразы и односложные предложения. Лаконичные краткие фразы воспринимаются на слух лучше, чем сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Не забывайте – одно и то же слово воспринимается по-разному, в зависимости от того, прочитано оно или услышано!

В качестве иллюстраций к утверждениям, размещенным в настоящем разделе, предлагаю посмотреть фотофильм «Педагогическая визитка» и прочитать эссе «Свежесть радости открытий» [5; 6].  Также, в качестве эксперимента, попробуйте текст, предназначенный для чтения, прослушать, а текст, предназначенный для прослушивания, – прочитать…

7. Разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и к каждому из них подберите видеоряд.

Под видеорядом подразумевается сочетание фотографий и видеофрагментов, которые «проиллюстрируют» Ваш рассказ. Очень важно, чтобы видеоряд соответствовал тексту. Если увиденное не гармонирует с услышанным, то у зрителя может возникнуть неприятие выступления! Чтобы этого избежать, разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и к каждому из них подберите соответствующие фотографии или видеофайлы.

8. Не загружайте текстом экранное сопровождение.

Не нужно загружать текстом экранное сопровождение Вашего выступления – в этом случае нагрузка на зрителя будет двойной – ему и Вас надо слушать и тексты на экране читать. Старайтесь больше использовать фото- и видеоматериалы.

9. Подберите музыкальный фон.

После текста, музыкальное сопровождение второе по значимости. Если его не будет, то у зрителя может возникнуть ощущение, что чего-то не хватает.

Музыкальный фон целесообразнее подбирать после того как составлен текст и подготовлен видеоряд. Музыка должна соответствовать не только тому, что Вы скажете, но и тому, что зрители увидят (видеоэффекты на экране).

Заметил такой эффект – в наше время обилия компьютерной техники и музыки, доступной для оцифровывания, особенно ярко воспринимается музыка живая. Если у Вас будет такая возможность, то найдите аккомпаниатора для своего выступления.

Сделайте так, чтобы громкость музыкального фона составляла 20% от громкости Вашего голоса. Этот совет дал мне Александр Васильевич Тюстин, кинорежиссёр детской телевизионной передачи «Телетеремок».

В чём ценность совета? Если музыка звучит тихо, то она не отвлекает  внимание зрителей, в результате они слушают только Вас.

10. Заранее найдите помощника для мультимедийного сопровождения.

Выступающий, чтобы не терять контакт со зрителями, не должен отвлекаться на проблемы, связанные с экранным сопровождением выступления. Смена слайдов (фотографий, видеофрагментов) на экране должна происходить «сама по себе», без Вашего участия. Для этого заранее позаботьтесь о помощнике и о том, чтобы у него была подробная и однозначно трактуемая инструкция.

11. Потренируйтесь держать микрофон.

Даже во время репетиции старайтесь выполнять все действия с микрофоном в руке. Если этого не сделать, то во время выступления может оказаться так, что Вы не будете знать «куда его девать». Правильно держите микрофон – чтобы звуки шли прямо на него. Если Вы видите микрофон впервые, то заранее посмотрите, как он включается, чтобы не «смазать» начало своего выступления.

12. Перед самопрезентацией «посмотрите» сцену.

Распространенное явление – «боязнь сцены». Для её преодоления постарайтесь заранее узнать, где пройдет выступление, если будет возможность, то походите по сцене, попрыгайте, поделайте какие-либо нелепые движения. Мой племянник более трех лет занимается в театральной студии. Первый месяц они по сцене ползали! Им сказали, что на сцене они еще «ползунки», а право по ней ходить надо заработать! В итоге сцену «моментально» (за месяц) перестали бояться.

13. Делайте паузу перед выступлением.

Представьте, зрители только что кого-то слушали, их внимание еще не переключилось. Особенно «плохо», если предыдущий конкурсант им понравился. Подходите к микрофону медленно, будьте со зрителями, как бы соглашайтесь с ними, что мол, действительно, предшественник замечательно выступил, но он уже ушел, а я для вас продолжу. Пока вы подходите, внимание зрителей постепенно переключается на Вас. Не начинайте говорить сразу, как только взяли микрофон. Как бы размышляя, включайте его, подносите к лицу и только после некоторой паузы начинайте говорить.

Пауза нужна как зрителям – для переключения внимания, так и Вам, чтобы настроиться на выступление.

14. Не поворачивайтесь спиной к зрителю.

Без комментариев…

15. Не читайте «по бумажке».

Вот только представьте – Вы стоите на сцене, это Ваш звездный час, Вы повествуете залу о деле всей своей жизни… и «по бумажке»…

16. Не теряйтесь, если что-то забыли.

Вы стоите на сцене и забыли текст? Смотрите на зрителей и делайте вид, что все идет как надо – пусть они решат, что у Вас «запланированная» пауза. Вспомнили, собрались – продолжайте дальше.

Не показывайте своего волнения! Обычно же, волнение заканчивается в тот момент, когда Вы начинаете говорить.

17. Не испытывайте растерянности из-за того, что во время выступления зрители смотрят не на Вас, а на экран!

В наше время интерактивных досок и мультимедийных проекторов, это явление нормальное, – зато Вас слушают!

18. Отрепетируйте выступление на родных и близких.

Очень важно заранее знать, как Ваше выступление будет восприниматься со стороны. Пусть первыми зрителями станут самые близкие для Вас люди. Требуйте от них самых критичных высказываний, выслушивайте все мнения и, возможно, сценарий выступления изменится!

19. Сделайте видеозапись выступления.

В наше время осуществление этого совета доступно для многих. Мне его подсказала Марина Марич (сценический псевдоним), профессиональная певица.

Как-то просматривал видеозапись своего открытого занятия – увидел, например, что употребляю в речи много «слов-паразитов».

Подобная видеозапись даст Вам отличную  возможность посмотреть на себя, со всеми своими недостатками, со стороны.

20. НАЧНИТЕ КРАСИВО, ЗАКОНЧИТЕ БЛЕСТЯЩЕ!

 

Использованная литература:

1. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Опыт подготовки и проведения). М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.

2. Творчество (литературные произведения педагогов). / Всероссийский Интернет-педсовет - 20005-2010.

(http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1257/Itemid,118/).

3. Чернухин О.А. Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – 2007» (методические материалы). – Новосибирск: Немо-Пресс, 2008.

(Интернет-версия http://window.edu.ru/window/library?p_rid=55267).

4. Чернухин О.А. Мое педагогическое кредо.//Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области – 2007. – № 3. – С. 26-27.

5. Чернухин О.А. Педагогическая визитка (фотофильм)./ Всероссийский интернет-педсовет – 2011. (http://pedsovet.org/video/206/).

6. Чернухин О.А. Свежесть радости открытий (педагогическое эссе). // Интерактивное образование. Электронная газета - 2010. № 27 Февраль 2010. (http://io.nios.ru/index.php?rel=27&point=22&art=709).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 146)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»