Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 185» Октябрьского района осуществляет образовательный процесс в рамках реализации программы «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия учреждений среднего, высшего профессионального образования (сетевая профильная школа)» с 2007 года.
Формируя образовательное пространство школы, педагогический коллектив предполагает обеспечить условия удовлетворения образовательных потребностей школьника, а также формирование общей культуры личности, ее способности адаптироваться и успешно функционировать в современном, динамично развивающимся обществе. В связи с этим в школе осуществляется модернизация содержания образования, создаются и реализуются новые технологии, внедряются эффективные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальные и групповые), работают педагогические творческие группы.
Моя проектно-исследовательская деятельность является частью данной стратегии, выбранной коллективом в соответствии с запросами учащихся и их родителей.
Ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Актуальность названного направления при изучении химии обусловлена тем, что материал этой темы обеспечивает реализацию программ дополнительной (углубленной ) подготовки, необходимой для успешной сдачи вступительных экзаменов (форма ЕГЭ) и успешного обучения в вузах.
Опытом решения названной задачи могу поделиться на примере изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность.
Тема «Окислительно-восстановительные реакции» рассчитана на 5 уроков.
Цель изучения темы: | – повторить уже известные понятия в разделе «Окислительно-восстановительные реакции»; – изучить метод электронно-ионного баланса в различных средах; – составить схемы и уравнения соответствующих процессов; – рассмотреть вопрос практического использования окислительно-восстановительных реакций. |
Организационно-подгото вительный этап (практико-исследовательская деятельность): – деятельность учащихся – деятельность учителя | учащиеся 11 класса заранее разбиваются на 4 группы и готовит выступление с презентацией по теме |
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
«Это мне известно об окислительно-восстановительных реакциях». | «Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде». | «Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде». | «Окислительно-восстановительные реакции в нейтральной среде». |
Консультирует, оказывает помощь по вопросам информационных источников, координирует деятельность групп, хронометрирует процесс. |
1 урок Актуализация знаний | 1 творческая группа: «Это мне известно об окислительно-восстановительных реакциях»(делают сообщение и контрольные задания для других групп, которые сами проверяют). |
2-3 урок Первичное освоение знаний На основе алгоритма – деятельность учителя – деятельность учащихся | Ставит проблемы: есть ли другие способы рассмотрения окислительно-восстановительных процессов; может ли среда раствора повлиять на ход химического процесса? 2 творческая группа: «Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде»( делают сообщения) 3 творческая группа: «Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде». Предлагает работу учащимся по группам с целью закрепления материала(задания могут быть разноуровневые по сложности): F2 +NaOH > NaF+ Н2О F2 +NaBrO3+ NaOH > NaF+ NaBrO4+Н2О KI +KMnO4+H2SO4>…. |
4 урок Закрепление и отработка На основе частично-поисковой деятельности | Учащимся предлагается практическая работа с элементами эксперимента. |
5 урок Рефлексия Корректировка | Учитель совместно с учениками рассматривает вопрос практического использования реакций в промышленности, и они пишут проверочную работу. Вариант 1 1.Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель: а) Р+ КС1О3>Р2О5 +КС1; б) К2Сг2О7 + НС1> СгС13 + КС1 + С12 + Н2О. 2.Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций элекронно-ионным методом: а) HgCl2+SO2+H2O > H2SO4 +Hg2Cl2 + НС1 б) КMnО4 + Н2O2 > O2 + КOH +MnO2 + Н2О 3.Допишите уравнение, расставьте коэффициенты: а)КMnО4 + KI +Н2SO4 >….. Обсуждение результатов. Выводы . |
Исследовательская деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к изучению химии. Ученики стали не только присутствовать на уроке, но и участвовать в познавательном процессе через работу в творческих группах, через защиту презентаций, решение экспериментальных задач и применить свои знания в дальнейшем обучении и выбранной профессии.