Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Виалетта Владимировна Булгакова,
учитель химии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 185 Октябрьского района
г. Новосибирска

Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 185» Октябрьского района осуществляет образовательный процесс в рамках реализации программы «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия учреждений среднего, высшего профессионального образования (сетевая профильная школа)» с 2007 года.

Формируя образовательное пространство школы, педагогический коллектив предполагает обеспечить условия удовлетворения образовательных потребностей школьника, а также формирование общей культуры личности, ее способности адаптироваться и успешно функционировать в современном, динамично развивающимся обществе. В связи с этим в школе осуществляется модернизация содержания образования, создаются и реализуются новые технологии, внедряются эффективные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальные и групповые), работают педагогические творческие группы.

Моя проектно-исследовательская деятельность является частью данной стратегии, выбранной коллективом в соответствии с запросами учащихся и их родителей.

Ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Актуальность названного направления при изучении химии обусловлена тем, что материал этой темы обеспечивает реализацию программ дополнительной (углубленной ) подготовки, необходимой для успешной сдачи вступительных экзаменов (форма ЕГЭ) и успешного обучения в вузах.

Опытом решения названной задачи могу поделиться на примере изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность.

 

Тема «Окислительно-восстановительные реакции» рассчитана на 5 уроков.

 

Цель изучения темы:

– повторить уже известные понятия в разделе «Окислительно-восстановительные реакции»;

– изучить метод электронно-ионного баланса в различных средах;

– составить схемы и уравнения соответствующих процессов;

– рассмотреть вопрос практического использования окислительно-восстановительных реакций.

 Организационно-подгото

вительный этап (практико-исследовательская деятельность):

– деятельность учащихся

 

– деятельность учителя

учащиеся 11 класса заранее разбиваются на 4 группы и готовит выступление с презентацией по теме

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

«Это мне известно об окислительно-восстановительных реакциях».

 «Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде».

«Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде».

«Окислительно-восстановительные реакции в нейтральной среде».

Консультирует, оказывает помощь по вопросам информационных источников, координирует деятельность групп, хронометрирует процесс.

1 урок

Актуализация знаний

1 творческая группа:

«Это мне известно об окислительно-восстановительных реакциях»(делают сообщение и контрольные задания для других групп, которые сами проверяют).

2-3 урок

Первичное освоение знаний

На основе алгоритма

 

– деятельность учителя

 

– деятельность учащихся

 

 

 

 

  • Деятельность учителя

 

 

 

 

 

 

 

Ставит проблемы: есть ли другие способы рассмотрения окислительно-восстановительных процессов; может ли среда раствора повлиять на ход химического процесса?

 

2 творческая группа:

 «Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде»( делают сообщения)

 

3 творческая группа:

 «Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде».

 

Предлагает работу учащимся по группам с целью закрепления материала(задания могут быть разноуровневые по сложности):

F2  +NaOH > NaF+ Н2О

F2  +NaBrO3+ NaOH > NaF+ NaBrO42О

KI +KMnO4+H2SO4>….

 

4 урок

Закрепление и отработка

На основе частично-поисковой деятельности

 

 

Учащимся предлагается практическая работа с элементами эксперимента.

5 урок

Рефлексия

Корректировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель совместно с учениками рассматривает вопрос практического использования реакций в промышленности, и они пишут проверочную работу.

Вариант 1

1.Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, укажите окисли­тель и восстановитель:

а) Р+ КС1О32О5 +КС1;

б) К2Сг2О7 + НС1> СгС13 + КС1 + С12 + Н2О.

2.Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций элекронно-ионным методом:

а) HgCl2+SO2+H2O > H2SO4 +Hg2Cl2 + НС1

б) КMnО4 + Н2O2  > O2 + КOH +MnO2 + Н2О

3.Допишите уравнение, расставьте коэффициенты:

а)КMnО4 + KI +Н2SO4  >…..

Обсуждение результатов. Выводы .

 

Исследовательская деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к изучению химии. Ученики стали не только присутствовать на уроке, но и участвовать в познавательном процессе через работу в творческих группах, через защиту презентаций, решение экспериментальных задач и применить свои знания в дальнейшем обучении и выбранной профессии.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»