Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Светлана Александровна Рыбина,
учитель физики МБОУ СОШ № 74
Заельцовского района г. Новосибирска

Татьяна Сергеевна Иващенко,
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 74
Заельцовского района г. Новосибирска

Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»

Тип урока: Обобщение, закрепление и совершенствование знаний.

Место урока в теме: 26 урок из 27 в теме физики «Электрические явления», предшествующий итоговой контрольной работе по данной теме.

Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности.

Образовательные задачи урока:

  1. Актуализировать знания о сборке электрической цепи.
  2. Продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами.
  3. Продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания.

Развивающие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету посредством обучения учащихся переносить знания в практическую деятельность.
  2. Развитие умений применять полученные знания в новой ситуации.
  3. Развитие логического мышления учащихся, самостоятельности мышления.
  4. Продолжить работу над развитием умений выходить из сложных жизненных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации.
  2. Воспитание целеустремленности к процессам познания.
  3. Воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности.

Оборудование:

Кнопка для звонка, батарея 3 шт., звонок 3 шт., табло с надписью «Подождите, сейчас открою», табло с надписью «Я отошел, скоро вернусь», полюсной переключатель, лампочки 2 штуки, соединительные провода (не менее 15 штук), зажим для белья, металлические пластинки 2 штуки, кусок сахара-рафинада, болты с гайками 5 шт., гвозди 5 шт., деревянный колышек, длинный двухпроводной изолированный шнур 2 шт., пластиковый козырек, квадратная деревянная доска стороной 30 см и толщиной около 10 мм или фанера, алюминиевая фольга 30х30 см, клей, неизолированный провод длиной 1 м, резинки 2 штуки.

Техника: компьютер с подключенным мультимедийным проектором (либо интерактивная доска).

Категория детей. Урок рассчитан на учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы.

 

Ход урока

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие. Детям сообщается о том, что сегодня будет проходить необычный урок. Вести его будут учитель физики и ОБЖ. Сообщается цель урока: научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике. Учащиеся делятся на 3 команды (7-8 человек). Придумывают названия. За правильные ответы, правильно подобранное оборудование, правильно составленную цепь они будут получать по одному элементу схемы электрической цепи, изображенному на картоне (приложение 3). Эти элементы понадобятся командам на последнем этапе.

Условия конкурса: каждый игрок команды может ответить один раз. Это дает каждому возможность принять участие. Побеждает команда, быстрее и качественнее остальных справившаяся с последним заданием (его выполнение зависит от активности во время всей игры).

2.Соревнование (35 минут)

I Этап «Проверка домашнего задания» (5 минут)

Дома необходимо было повторить правила безопасности жизнедеятельности при работе с электроприборами.

На экране демонстрируются слайды, изображающие жизненные ситуации, в которых нарушена техника безопасности обращения с электроприборами (Приложение 1). Ученики должны назвать, какие правила безопасности нарушены, привести примеры из личного опыта.

II Этап «Сборка электрических цепей» (15 минут)

На данном этапе участники команд «тянут жребий» – выбирают карточку, с описанием оборудования, предназначенного для определенной схемы (Приложение 2). По выбранной карточке они выбирают необходимое оборудование со стола учителя.

Затем учитель ОБЖ читает конкретную жизненную ситуацию, а учитель физики объясняет, как можно использовать электрическую цепь в данном случае и показывает слайды со схемами. Обучающиеся самостоятельно определяют, для какой из предложенных ситуаций они смогут собрать цепь, используя имеющееся оборудование. Затем они по схеме, представленной на слайде, собирают электрическую цепь.

Ситуация № 1. Вы ожидаете друзей, но забыли сходить в магазин. Вам нужно отлучиться, но друзья, не обнаружив вас дома, могут уйти. Как быть?

Решение:

Нужно собрать электрическую цепь, для которой нам понадобится источник питания, полюсной переключатель, звонок и кнопка (схема цепи изображена на доске рис. 1).

Когда переключатель находится в одном фиксированном положении, нажатие на кнопку должно привести в действие звонок и лампочку, освещающую табло с надписью «Подождите, сейчас открою». Если же переключатель находится в другом фиксированном положении, то нажатие на кнопку звонка должно привести в действие другую лампочку, помещенную под табло с надписью «Я отошел, скоро вернусь». Звонок при этом не должен работать.

Ситуация № 2. Представьте, что вы расположились близко от воды – прямо на берегу реки или ручья. При первом же сильном дожде не исключено «наводнение». Хорошо, если это случится днем. А если ночью? Что может послужить «сторожем наводнения»?

Решение:

Выручить нас может «сторож наводнения». Изготовить этот прибор можно следующим образом: на щечки зажима для белья приклеиваются металлические пластинки. Между ними вкладывается кусок сахара-рафинада (рис.2).

Зажим для белья привинчивается с помощью шурупа (или гвоздя) к колышку, вбитому в русло у берега. Колышек должен возвышаться над поверхностью воды на 5-10 см. Над колышком делается козырек, чтобы дождь не растворил сахар. Зажим и контакты соединяются со звонком и батареей длинным двухпроводным изолированным шнуром. При повышении уровня воды, сахар растворится. Щечки зажима сомкнутся, замкнется электрическая цепь и звонок зазвонит.

Ситуация № 3. Отдыхая на природе, вы разбили лагерь. Ложась спать, необходимо обезопасить себя от «незваных гостей». Как это сделать?

Решение:

В этой ситуации может помочь «сигнализация», установленная на лесной тропинке, в поле – в любом предполагаемом месте прохождения «гостя». Чтобы изготовить это устройство нам понадобится квадратная деревянная доска со стороной 30 см и толщиной около 10 мм или фанера. На углах доски устанавливаются болты с гайками, а поверхность обклеивается алюминиевой фольгой. Это будет первый контакт сигнализации. Неизолированный провод натягивается зигзагом на 2-х резинках, привязанных к четырем крючкам (согнутые гвозди) на высоте 10 мм от фольги. Этот провод является вторым контактом. Если наступить на провод, то он прогнется и коснется фольги. Замкнется электрическая цепь и звонок подаст звуковой сигнал. Устройство необходимо тщательно замаскировать, а звонок и батарею расположить рядом с собой. Схема электрической цепи представлена на слайде (рис. 3).

III Этап «Работа со схемами» (10 минут)

На этом этапе команды должны придумать свою полезную схему из тех элементов, изображения которых они получили в качестве поощрения за правильные ответы. Учащиеся должны знать, как изображаются элементы цепи в схеме, принцип их работы. Жюри оценивается так же оригинальность предложенной схемы.

IV Этап «Подведение итогов»

Определяется команда-победитель. Вручаются призы: брелки-фонарики.

3. Рефлексия (5 минут)

Каждый учащийся для себя должен сделать выводы: выписать самое главное при работе с электроприборами (5 тезисов – физика и безопасность).

Например:

Перед сборкой нужно зарисовать цепь. Цепь должна быть замкнутой. Приборы соединяются одинаковыми полюсами. Нельзя включать цепь без разрешения учителя. Не должна быть нарушена изоляция. Приборы должны быть исправны… и т.д.

4. Домашнее задание. Придумать свою жизненную ситуацию, в которой можно применить одну из используемых на уроке схем электрических цепей, а также возможные пути их усовершенствования.

Ожидаемый результат. Результатом урока должно стать достижение поставленной цели: закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности. Кроме того, должен повыситься интерес к изучению физики, а также развиться способность не теряться в нестандартной жизненной ситуации, находить решения, способные обезопасить свое существование.

 

Для достижения поставленной цели урока, и решения соответствующих ей задач, используются следующие методы и приемы:

     – наглядные, репродуктивные методы: фронтальная беседа, приведение примеров из личного опыта;

     – сочетание физического эксперимента, проблемных и перцептивных методов;

     – дифференциально-групповой метод: учащиеся работают в команде, но каждый выполняет свою роль (выбор оборудования, сборка цепи, чтение схемы, ответы на вопросы). Уровень сложности задания позволяет каждому в команде выбрать работу по силе;

     – проблемное обучение;

     – постановка творческого задания, решение изобретательских задач.

Личностно-ориентированное направление обучения достигается за счет:

  1. Организационного момента. Готовит учащихся к активной совместной деятельности. Сообщение о нестандартном ходе урока активизирует интерес и стремление к преодолению трудностей, настраивает на интеллектуальную деятельность.
  2. Проверки домашнего задания. Позволяет актуализировать знания учащихся и дает возможность каждому проецировать визуально представленные ситуации на свой личный жизненный опыт, заставляя каждого активно включаться в деятельность. Также закрепляются и углубляются знания о технике безопасности работы с электроприборами.
  3. Сборки электрических цепей. Ключевой этап урока, на котором учащиеся отрабатывают умения работы с электрическими схемами и цепями, закрепляют полученные знания. При решении жизненно-важных задач повышается интерес к физическим процессам и формируется личностная мотивация их изучения. Формируется умение нестандартно мыслить в жизненных ситуациях, самостоятельно делать выбор.
  4. Работы со схемами. Закрепление знаний, развитие творческого, логического мышления. Формирование умения прогнозировать нестандартные жизненные задачи и поиска их решения.
  5. Рефлексии. Позволяет закрепить полученные знания и умения. А также развивает способность анализировать и делать выводы.
  6. Творческого домашнего задания. Позволяет индивидуализировать полученные знания, развить творческий потенциал, изобретательность. Повышает мотивацию изучения физики, позволяет отработать полученные навыки.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Конкурсное движение на уроках английского языка как фактор успешного развития каждого ученика
2. Профессиональный конкурс как показатель уровня педагогического мастерства учителя
3. Субъективный взгляд на профессиональное мастерство педагога
4. Роль конкурсного движения в развитии личности ученика
5. Конкурсное движение
как способ развития всех видов компетенций

6. Боремся и побеждаем
7. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам
8. Правовое просвещение школьников – будущих избирателей
9. Практико-исследовательская деятельность учащихся при обучении химии в условиях реализации модели взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования на примере изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции»
10. Методическая разработка интегрированного урока по физике и ОБЖ для учащихся 8 класса «Составление и сборка электрических цепей в целях самозащиты»
11. Уроки математики с учетом доминирующего канала восприятия информации
12. Основы технического перевода при обучении французскому языку в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения
13. Дистанционный конкурс – новая форма работы современного учителя
14. Литературная студия «Бродячий щенок»
15. Студия современной песни «Тоника»