Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Ольга Николаевна Иванишина,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Русское народное творчество – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д. Ушинский говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Я считаю, для того чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

Огромной любовью пользуются у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В нашей группе нет ребёнка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героев, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как показано в работе Д.М. Арановской-Дубовис, как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».

Подбирая сказки, я учитывала возрастные особенности детей, идейно-художественную ценность произведения, а правильно организованная последующая деятельность детей позволила убедиться в том, что сказки оказывают огромное воспитательное значение на ребёнка. Знакомство со сказками я провожу как в совместной деятельности, так и в свободное время – перед сном и в вечерние часы. Углублённое знакомство со сказкой провожу в два этапа. На первом этапе я знакомлю детей с книгой и художником, который иллюстрировал её. Затем предлагаю по тому, что изображено на обложке книги, определить, о чём будет сказка. После чего выразительно читаю. По окончании сказки задаю вопросы: понравилась ли сказка? Кто из героев понравился больше всего и почему? На втором этапе я предлагаю детям рассмотреть иллюстрации к сказке. Поговорить о том, как художник изображает героев. Прошу детей назвать те слова, которыми характеризуются герои сказки, словесно нарисовать его образ. После чего провожу беседу по содержанию сказки и предлагаю детям самим пересказать её. В свободное время предлагаю детям проиллюстрировать любой эпизод из сказки. После того, как дети хорошо запомнили сказку, можно предложить им поставить спектакль. Предварительно обсуждаем с детьми, что для этого надо (составление сценария, костюмы, распределение ролей).

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. К.Д. Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц. Он писал: «По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа». По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями.

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает»; показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: «Пашню пашут – там руками не машут»; возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые приметы, показывающие наблюдательность земледельца: «Овсы и льны в августе смотри»; выражают отношение к труду: «Делу обучиться – всегда пригодится». Целый пласт пословиц посвящён семье, материнской любви: «Нет такого дружка, как родима матушка». В пословицах и поговорках можно найти отголоски того или иного исторического события или целой эпохи: «Хотя бы в Орде, только бы в добре». Поэтому они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим, приобщения их к истокам родной культуры.

Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Москва всем городам мать». Так как пословицы учат правилам поведения, моральным нормам, сноровке, то я их использую во всех видах деятельности. Когда трудимся, пригодятся следующие пословицы: «Дело мастера боится», «У лентяя Федорки всегда отговорки»; когда обедаем: «Хлеб – батюшка, вода – матушка», «Худ обед, когда хлеба нет»; когда занимаемся: «Слушай больше – говори меньше», «Грамоте учиться, всегда пригодится»; на прогулке: «Весна да осень – на дню погод восемь»; во время работы на огороде: «Лето для старания, а зима для гуляния»; когда дети сорятся, говорю следующие пословицы: «Птица сильна крылами, а человек друзьями», «Хороший друг – ценнее сокровища»; во время водных процедур: «Чаще мойся, воды не бойся».

Значительное воздействие на развитие воображения у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни.

Загадка, являясь формой отражения окружающей действительности в специфических для неё, метафорических образах, запечатлела опыт народа, его наблюдательность: «То блин, то пол блина, что та, что эта сторона». «Месяц». Так как загадка, по выражению К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение», развивает мышление, любознательность, наблюдательность, то я её использую на занятиях, в совместной деятельности, во время прогулки. На занятиях по развитию речи я предлагаю детям не только отгадывать и толковать загадки, но и самим их придумать. Затем нарисовать отгадки к наиболее понравившимся загадкам.

В работу с детьми дошкольного возраста в детском саду необходимо включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня. Колыбельная песня, по мнению народа, – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передаётся дух эпохи.

Колыбельные играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. В процессе ознакомления с колыбельной я знакомлю детей с бытом предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаю к культуре собственного народа.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли-люли-люленьки», «баю-баю-баеньки» и т.п., напевности, использованию приёма уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Колыбельные песни исполняю перед дневным сном. После исполнения песен дети становятся более спокойными, быстрее засыпают. В течение недели я исполняю 2-3 колыбельные песни. На следующей недели ещё 2-3 песни. Но о колыбельных, уже знакомых детям, не забываю, а использую в сочетании с новыми. Надо заметить, что интерес детей к колыбельным усилился после занятий по ознакомлению детей с традициями и обычаями собственного народа. На этих занятиях я рассказывала детям о том, что раньше были совсем другие кроватки и назывались они по- другому: колыбелька, люлька, зыбка. В этих кроватках не просто качали детей, а напевали им песню. В конце занятия детям предлагаю послушать колыбельные песни и самим исполнить любимые из них.

В колыбельных песнях используются образы, хорошо знакомые детям, например, образ кота, зайца, собаки, причём, называют их ласково, что и было мной использовано на занятиях по развитию речи и в логопедическом часе при обучении их образованию однокоренных слов.

Когда я предложила родителям попеть колыбельные песни своим детям, многие с удовольствием согласились. Отклики были положительными.

Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. С ними ребёнок встречается с первых дней своей жизни: мать, лёгкими движениями прикасаясь к малышу, приговаривает: «Потягунушки – подрастунушки! В ручки – хватунушки, в ножки – ходунушки, в роток – говорок, а в головку – разумок». В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несёт в себе высшие гуманистические ценности, они насквозь пронизаны красотой и любовью.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим не только раннего возраста, но и дошкольного, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них мы находим элементы крестьянского быта:

Ранним-рано по утру

Пастушок «ту-ру-ру-ру»,

А коровки в лад ему

Затянули «му-му-му»! и т.п.

 

Большие потенциальные возможности воспитательно-образовательного воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня как одно из средств музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка.

Знакомя на музыкальных занятиях детей с песней, мы с музыкальным руководителем стремимся раскрывать образ народной песни, добиваемся того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно.

Русские народные песни, пестушки, потешки широко включаем в различные виды досугов, проводимых с детьми, в различные режимные моменты.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. Знакомство с хохломой начинала с оформления выставки иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства и рассказа о хохломском промысле. После чего мы рассматривали отдельные элементы росписи и пытались их нарисовать. Только после того как элементы стали получаться, я предложила детям расписать разделочную доску. Всё время не забывала восхищаться красотой хохломской росписи.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы-матрёшки мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. В средней группе я рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки. Подводила их к тому, что это «народная игрушка». Старших детей знакомила с историей её возникновения и со сведениями о создавших её мастерах. Знания закрепляла с помощью рисования. Мы с детьми расписывали плоскостные матрёшки, а затем подарили их родителям.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку. Знакомство с дымковской игрушкой начинала со средней группы. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для маленьких. Детям старшей группы предлагала освоить технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек. В подготовительной группе – дети самостоятельно лепят и расписывают игрушки. По окончанию работы мы с детьми организовываем выставку.

Вышивка всегда была и остаётся одним из любимых видов народного искусства. Когда я знакомила детей с русской вышивкой, то говорила что у каждого народа своя вышивка. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определёнными сочетаниями цветов. Вышивка украшала полотенца, скатерти, предметы убранства крестьянского жилища, но главное, она украшала одежду людей. Русский костюм – это, прежде всего, костюм крестьянский. Это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Существовали вышивки-«обереги», которые размещались на одежде, и люди верили в то, что они предохранят от неприятностей. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Свой рассказ я сопровождала показом вышитых изделий и иллюстрациями. Родителям посоветовала сводить своих детей в музей на выставку русского народного костюма.

Неотъемлемой частью нашей культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы должны их сохранить, развивать и передать детям. К счастью, в нашем детском саду проводятся такие праздники: «Новый год», «Святки», «Масленица», «Ивана Купала».

 

 

Непременным элементом народных обрядовых праздников были игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. В такие игры, как «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» и др., мы играем во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных и музыкальных занятиях. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Я считаю, что необходимо их вернуть и сделать достоянием наших дней.

В заключении хотелось бы сказать, что народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, полюбить её. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В результате проведённой работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к народному искусству. Они стали правильно называть виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. В реализации замысла проявляют самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности. Поставив перед собой задачу: познакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. И уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Перед сном дети стали настаивать, чтобы я либо прочитала сказку, либо спела колыбельную песню. А перед праздниками спрашивали: «После праздника будет чаепитие?». Потому что дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ. Любимым занятием детей стало отгадывание и придумывание загадок. А некоторые дети, хорошо запомнив пословицы, стали их применять в обычной жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела