Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Тамара Васильевна Якушенко,
руководитель музея
исторических связей гг. Санкт-Петербурга
и Новосибирска
МБОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска

Товарный знак как форма интеллектуальной собственности
Пояснительная записка

Представлена разработка интегрированного урока «Товарный знак как форма интеллектуальной собственности», которая объединяет изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Темой урока выбран товарный знак. В музее имеется вещественный экспонат – ручная швейная машина с товарным знаком «THE SINGER MANFG. CO TRADE MARK», 1909 года выпуска (фото 1), являющаяся иллюстрацией темы интегрированного урока.

Цель: повысить знания учащихся старших классов в области инновационной экономики и гражданского права на примерах создания, использования и защиты интеллектуальной собственности.

Задачи:

1. Дать полную информацию о международном определении интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков, и их значения для инновационной экономики государства.

2. Ознакомить учащихся с историей, видами, использованием и регистрацией товарных знаков.

3. Ознакомить учащихся с правовыми основами защиты правообладателей интеллектуальной собственности на базе закона Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 231-Ф3 «О товарных знаках и знаках обслуживания».

4. Показать и дать описание конкретного товарного знака «THE SINGER MANFG. CO TRADE MARK», хранящегося в музее исторических связей городов Санкт-Петербурга и Новосибирска.

1. Интеллектуальная собственность.

С понятием СОБСТВЕННОСТЬ мы имеем дело всю свою жизнь. Интуитивно, без привлечения юридических определений, мы понимаем это как некие материальные средства (вещи, предметы, недвижимость, земля), принадлежащие нам и только нам. Если они принадлежат всему обществу, т.е. государству, это государственная собственность и ими может распоряжаться в общественных целях только общество в лице государственных органов.

Если материальные средства принадлежат конкретному лицу – это уже частная собственность и распоряжаться ими может это и только это лицо.

Неприкосновенность как государственной, так и частной собственности – одно из основополагающих положений Конституции любого современного Государства, которое с помощью множества законов охраняет собственность от  покушения на нее третьих лиц.

Законы, защищающие собственность, – одни из самых  древнейших в истории человечества. В Римской Империи, за много сотен лет до новой эры, уже существовал свод Законов, определяющих понятия государственной и частной собственности, права и обязанности собственников, меры наказания за преступления против собственности.

С развитием промышленности коренным образом менялись и производственные отношения в обществе. Производство требовало все более высокой квалификации рабочих и примитивно присваивать их труд, как это было в период феодального общества, стало невозможно. Развитие техники породило в обществе совершенно новый класс – техническую интеллигенцию, которая своими знаниями и талантами обеспечивала быстрый прогресс средств производства. И уже в ХIХ веке в промышленно-развитых странах впервые встает вопрос – кто имеет исключительное право на продукт, созданный при помощи таланта и глубоких знаний предмета, т.е. интеллекта? Инженер, воплотивший свою идею в чертежи и доказавший неоспоримые преимущества новой машины? Или компания, в которой работает этот инженер и без финансовых вложений которой инженер вряд ли смог бы реализовать свою идею? К тому же обе стороны заинтересованы в том, чтобы плодами их труда и интеллекта не воспользовались их конкуренты! Совершенно очевидно, что требовались какие-то законы, правила игры, защищающие права владельца на монопольное право использования продукта его труда.  Так возникло новое понятие – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. И первое, что понадобилось для ее защиты, – точное и однозначное, не допускающее вольных истолкований, определение интеллектуальной собственности. За более чем полтора века это определение претерпело множество формулировок, к тому же в середине ХХ века стало совершенно очевидно – понятию  «интеллектуальная собственность» необходим  единый международный статус, чтобы права ее создателя были одинаково надежно защищены не только в своей стране, но в других странах. 14 июля 1967 года в Стокгольме была учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности, которая и дала единое для всех стран понятие:

Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

  1. Литературным, художественным и научным произведениям;
  2. Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  3. Изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  4. Научным открытиям;
  5. Промышленным образцам;
  6. Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначения.

Как видим, международное общество постаралось включить в понятие интеллектуальной собственности практически все результаты творческого труда, в какой бы области деятельности они не достигались.

Итак, понятие «собственность» коренным образом расширилось – если раньше мы представляли собственность только как материальное благо, то теперь сюда включено и понятие нематериального блага – интеллектуальной собственности. Правда, формулировка «нематериальное благо» весьма условна – все мы прекрасно знаем, что современный композитор, написавший музыку к новой песне и оформивший на нее исключительное «право обладания», в дальнейшем регулярно получает немалые деньги за ее использование, т.е. исполнение.

И вот теперь, когда была принята единая формулировка «интеллектуальной собственности», можно было переходить к созданию Законов, защищающих ее владельца. Оказалось, что защита правообладателя интеллектуальной собственности не менее трудная, а порой даже более сложная задача, чем защита прав собственника материальных благ! Примеров тому более чем достаточно: только от незаконной продажи, так называемой пиратской, аудио- и видеопродукции правообладатели теряют более 15 миллиардов рублей в год. И это только в России!

Но это в искусстве. А как обстоят дела в промышленности? По-разному. Известные международные компании, обладающие так называемым «брэндом», т.е. торговой маркой высокой репутации (например, Bosh, Toyota, Apple и т.п.) вкладывают большие средства в защиту своей интеллектуальной деятельности и сводят к минимуму риск её незаконного использования. Но даже такие гиганты мировой экономики не защищены на 100% от недобросовестных конкурентов – вспомним скандальную историю десятилетней давности, когда никому не известная фирма выбросила на рынок радиоэлектронную продукцию под торговой маркой «Panassonic». В написание мошенники добавили всего вторую букву «s» и 3 года продавали телевизоры и приемники под маркой, практически идентичной всемирно известному брэнду. Международный суд вынес жесткое решение – теперь этой фирмы не существует. К сожалению, не все подобные мошенники несут  заслуженное наказание!

Большинство компаний в мире серьезно озабочено нарушением их прав на результаты интеллектуальной деятельности. В наше время создание высокотехнологичного продукта (а именно его и надо создавать, чтобы выдержать жесточайшую конкуренцию) требует огромных затрат на научные разработки и их внедрение в производство. Теперь представьте себе, что результаты работы наших ученых и инженеров каким-либо образом попали в руки конкурентов. Их преимущество бесспорно – ведь они, в отличие от вас, не вложили в разработку ни копейки.

Чтобы защитить свои интересы, производители регистрируют в государственных органах результаты своей интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, товарных знаков, промышленных образцов.

Регистрация означает, что государство берет под охрану права собственника и в случае их нарушения с помощью суда восстанавливает собственника в его правах. Кроме того, если результат интеллектуальной деятельности обладает существенной новизной в этой области, государство выдает правообладателю ПАТЕНТ или СВИДЕТЕЛЬСТВО, использование которого определяет исключительно патентообладатель.

2. Товарный знак

Исключительно важное значение в мире бизнеса имеет товарный знак. Как человек имеет имя, отчество, фамилию, позволяющие отличить, идентифицировать его от других людей, так и каждая фирма, будь это гигантская компания или маленькое предприятие, стремятся иметь свое «имя», с которым они и выступают на рынке. Чтобы люди лучше запоминали это «имя», хорошо бы снабдить его и оригинальным рисунком. Все это и образует товарный знак. Теперь с этим знаком фирме жить и развиваться!

Вот примеры товарных знаков:

Но товарный знак – это не только «имя» фирмы, позволяющее отличать ее товар от подобных, его значение и роль намного шире.

Главная роль товарного знака – защита вашей продукции, как результата вашей интеллектуальной деятельности, от подделок, копирования, всего того, что принято называть недобросовестной конкуренцией. Представим себе, что ваша небольшая фирма уже пять лет по уникальной технологии производит сковородки, на дне которых красуется ваш товарный знак. Ваш бизнес процветает, вас знают и ценят вашу продукцию, конкуренция есть, но их товар хуже. И вдруг однажды вы узнаете, что в продаже появились …нет, не сковородки, а кастрюли, на дне которых красуется ваш товарный знак! Зачем? А затем, что вашу марку знают, и товары с ней хорошо покупаются. Но ведь вы не можете отвечать за качество этих кастрюль, и если их качество оставляет желать лучшего, ваша марка понесет ощутимый удар. Вполне вероятно, что покупатель, разочаровавшись не в ваших кастрюлях, перестанет покупать и ваши сковородки. Так нарушение прав на виртуальную собственность оборачивается вполне ощутимыми материальными потерями.

Совершенно очевидно, что две фирмы не могут иметь товарные знаки, неотличимые друг от друга – ведь это противоречит самому назначению товарного знака! За этим тщательно следит государство, а, точнее, его представитель – «Роспатент». Вы никогда не сможете зарегистрировать новый знак, если по начертанию или нанесенному на нем слову он будет совпадать с уже ранее зарегистрированным. Поэтому, первое, с чем сталкивается начинающий новое дело бизнесмен – а как создать товарный знак? Не нужно пытаться сделать это самому, вы быстро убедитесь в том, что это далеко не простая работа, как вам казалось, и лучше доверить её профессиональным художникам, а ещё лучше тем художникам, которые специализируются на разработке товарных знаков.

Очень важно подумать о том, в каком виде вы будете представлять свой товарный знак – на каждом изделии или только на упаковке партии изделий, цветным или черно-белым, нанесенным красками или объемным и т.п. Может сложиться так, что вы не сможете наносить очень красивый и оригинальный товарный знак только потому, что вы не владеете такой технологией. Главное – помнить о том, что вы имеете право использовать товарный знак только в том исполнении, в каком вы его зарегистрировали. Наиболее дальновидные бизнесмены регистрируют сразу несколько вариантов исполнения товарного знака, как говорится, на все случаи жизни.

Теперь, если проект вашего знака готов и вы им довольны, нужно приступать к его регистрации. Заявка и приложенное к ней обозначение товарного знака направляются в Роспатент, который и является гарантом ваших прав на вашу интеллектуальную собственность (а товарный знак – это ваша интеллектуальная собственность!). Российский закон предусматривает заявительную форму регистрации. Это значит, что Роспатент не имеет права отказать вам в регистрации по каким-то только ему понятным соображениям. Единственное требование – правильность оформления заявительных документов и отсутствие в Государственном реестре идентичных товарных знаков.

Когда ваша заявка пройдет все необходимые формальности, вы получите Свидетельство на товарный знак, и с этого момента начинается его жизнь по охране результата вашей интеллектуальной собственности.

На фото 5 представлено свидетельство на товарный знак, выданное Роспатентом научно-производственной фирме «Элема» на право владения товарным знаком, образец которого приведен в этом же свидетельстве.

Обратим внимание на существенное положение – свидетельство подтверждает право фирмы использовать товарный знак только на ограниченном классе товаров, а именно на приборах медицинского назначения.  Это значит, что Роспатент берет под защиту только те товары, который вы имеете право выпускать, т.е. обладаете государственной лицензией на их производство.

При внимательном рассмотрении свидетельства мы обнаружим 2 даты: дату приоритета и дату регистрации. Обе даты очень важны! Дата приоритета ставит заслон всем идентичным знакам, представленным на регистрацию хотя бы на день позже вашего. Иными словами, со дня поступления вашей заявки в Роспатент ни один идентичный знак не имеет ни малейшего шанса быть зарегистрированным. А вот с даты регистрации, собственно, и начинается жизнь вашего товарного знака, именно с этого дня вы имеете право наносить его на ваши товары, фирменные бланки, рекламную продукцию.

Свидетельство выдается на ограниченный срок – 10 лет. Конечно, если ваша фирма успешно работает и не нарушает законов страны, не представляет труда продлить срок действия свидетельства еще на 10 лет, но в случае доказанных фактов недобросовестного использования товарного знака вам могут отказать в праве его дальнейшего использования.

Итак, что же дает Свидетельство? Оно удостоверяет исключительное право владельца на использование результатов его интеллектуальной деятельности.

Обязывает ли Закон регистрировать товарные знаки? Нет, не обязывает, но надо понимать, что незарегистрированный товарный знак не имеет никаких прав на защиту со стороны государства. Более того, если кто-то захочет зарегистрировать знак точно в таком же начертании (а это очень соблазнительно, если незарегистрированный знак приобрел репутацию), то Роспатент не вправе ему отказать. Так ваш знак легко перейдет в чужие руки!

Чтобы избежать таких коллизий, с недавнего времени на товарах рядом с товарным знаком стали наносить и знак, удостоверяющий регистрацию товарного знака.

Этот значок выглядит так:

Еще об одной стороне жизни товарных знаков. Оказывается, товарный знак сам может быть товаром!

Представим себе, что крупная компания, обладающая брэндовой товарной маркой и очень прочным положением на рынке, решает распространить свои товары или услуги в других  странах. Но построить свои предприятия в чужой стране очень дорого, а руководить ими очень хлопотно. Не проще ли передать права на эту деятельность местной фирме, которая будет выпускать ваши товары и, главное, под вашей маркой? Конечно, фирме выставляется множество жестких условий – ведь речь идет о репутации известной марки, но зато имеется полная гарантия того, что товар будет успешно продаваться. Сама же компания, предоставившая фирме право использования своего товарного знака (в мире бизнеса она называется франчайзером), получает от фирмы (франчайзи) немалую плату только за использование своей торговой марки! Такой способ ведения бизнеса получил название франчайзинга, а товарный знак, как видим, стал весьма прибыльным товаром.

Теперь о защите прав обладателя товарного знака. Что же делать, если вы обнаружили незаконное использование вашего товарного знака? Конечно же, обращаться в суд, ибо попытки «договориться», как правило, ничего хорошего не приносят. А вот Закон на вашей стороне, и, кроме того, в особо сложных случаях Роспатент окажет вам помощь. И главным документом, который рассматривает суд, является свидетельство, закрепившее ваше право на исключительное использование товарного знака.

Поговорим о логотипах. Каждая компания имеет свое название: Panasonic, Simens, Bosh, McDonalds, ВАЗ. Заметили ли вы, что эти названия выполняются на товарах всегда в одном и том же художественно выполненном начертании? Например, корпорация Nissan свое название представляет только в таком начертании

Это и есть логотип компании.

Название популярной газеты «Комсомольская правда» печатается оригинальным шрифтом, это начертание запоминается, оно неизменно уже более 70 лет. Это тоже логотип.

 

комсомольская  ПРАВДА

 

Очень часто логотип как бы встраивается в товарный знак и составляет с ним одно целое. Но тогда сам товарный знак регистрируется вместе с логотипом. В отличие от товарного знака логотип не имеет охранных прав, на него не выдается свидетельства, он служит исключительно для отличия однородных товаров разных производителей. Но в восприятии покупателей знакомый логотип является гарантией качества товара – вспомните, на что вы глядите в первую очередь при выборе товара? Правильно, на его логотип! И, хотя логотип не защищается так, как товарный знак, мало кому придет в голову нанести на свою продукцию логотип мировой компании. Вот слегка исказить логотип, сделав это отличие мало заметным для покупателя и, пользуясь его невнимательностью, продавать свой товар фактически как брэндовый – это широко распространенный способ мошенничества. Такой пример мы приводили выше. В этом случае права потерпевшей компании рассматривает суд.

3.Компания SINGER и история ее товарного знака

Компания SINGER была образована в 1850 году в Нью-Йорке талантливым инженером и не менее талантливым бизнесменом Исааком Мерритом Зингером (1811–1875 гг.). Его техническое достижение в том, что он придумал принципиально новую схему швейной машины с вертикальным движением иглы и горизонтальным перемещением полотна. Кроме того, Зингер придумал, как просто и легко можно самому приводить в действие машинку с помощью простого ножного (или ручного) привода. Это сделало машину простой, маленькой и, главное, доступной для всех, для каждой семьи. По сути, это было революционное изобретение – ведь теперь швейное производство стало доступно мелкому бизнесу, каждой домохозяйке, которая впервые могла справиться со швейной машиной без бригады механиков! Машинка в середине ХIХ века, как и компьютер в семидесятые годы ХХ века, перестала быть исключительно промышленным оборудованием и превратилась в предмет домашнего обихода.

Компания Зингер одной из первых в мире начала создавать за пределами Соединенных Штатов дилерские центры по распространению своей продукции за рубежом. Затем наступил черед размещения за рубежом и своих заводов. И одной из первых стран, в которой было основано производство швейных машин с маркой Singer, стала Россия. В 1987 году компания основала акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» и построила завод в городе Подольске. Машинки выпускались с русифицированным логотипом «Зингеръ» и обязательной надписью «Поставщик Двора Его Императорского Величества», что в те времена являлось своеобразным «знаком качества». Эти машины расходились не только по всей России, но и экспортировались в Китай, Японию, Турцию, Персию, Балканские страны. Торговую марку Зингера знал без преувеличения весь мир.

«Мануфактурная компания Зингер» просуществовала в России до 1917 года и была национализирована новыми властями. Завод получил название «Подольский механический завод» и долгое время выпускал (уже под своим товарным знаком) весьма популярную швейную машину «Чайка». В 90-х годах прошлого столетия завод вновь стал акционерным обществом под названием  «ОАО Зингер», а одним из его акционеров стала всемирно известная компания.

А что же сама корпорация Singer? К сожалению, в последние годы ее судьба сложилась не лучшим образом – ошибки руководства привели компанию к фактическому банкротству и не исключено, что наше поколение станет свидетелем исчезновения одной из самых знаменитых торговых марок мира.

Хранящаяся в музее машинка выпущена Подольским заводом швейных машин в 1909 году. На ее корпусе доминирует красивый товарный знак «THE SINGER MANFG. CO. TRADE MARK» (фото 6). Знак словесно-изобразительный, зарегистрирован в цветовом исполнении. SINGER – фамилия изобретателя и одновременно основанная им компания. Внизу знака надпись «TRADE MARK» в переводе с английского – торговая марка. В центре знака изображен продолговатый челнок с перекрещенными иглами. Под челноком шпуля с ниткой. Нитка, проходя через игольное ушко, образует букву S. Внизу знака изображена пальмовая ветвь.

Интересна история этой машины. Её владелица, Вера Николаевна Лисовская, эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Новосибирск в 1941 году по ледовой дороге. Понимая, что швейная машина может стать в эвакуации ее единственным источником существования, Вера Николаевна с огромным трудом привезла ее в Новосибирск. Долгое время эта машина верой и правдой служила семье Лисовских и только после её смерти, в 2007 году, дочь Веры Николаевны Людмила Коротун передала машину в дар музею.

 

Со сменой эпох меняются и художественные вкусы людей. Обратите внимание, как много деталей на этом знаке  ХIХ века. Сейчас швейные машины корпорации Singer несут на себе товарный знак гораздо проще и лаконичнее – теперь он выглядит вот так:

4.Заключение

Наш век – век стремительного развития сложнейших технологий. На глазах одного поколения человечество овладело атомной энергией, вышло в космос, создало телевидение, мобильную связь, Интернет, персональные компьютеры. Все это создается интеллектом человека, его обширными знаниями существа физических и природных явлений. Но с развитием производства растет и становится все более жесткой конкуренция между производителями высокотехнологичных товаров. А это требует защиты их прав на созданные товары, защиты прав не только на материальные средства, но и на результат их интеллектуальной деятельности. Ярчайшим примером огромной стоимости интеллектуальной собственности является корпорация Майкрософт, создающая для всего мира программные продукты. Последние несколько лет эта компания уверенно занимает первое место среди всех крупнейших компаний мира, как по стоимости своих активов, так и по объему продаж и получаемой прибыли. А ведь практически все активы Майкрософт – это продукт  интеллектуальной деятельности многих тысяч ее программистов.

Юноши и девушки, заканчивающие школу, вскоре выйдут в очень сложный, интересный, но и очень жесткий мир. И чтобы быть успешным в этом мире, необходимо хорошо знать свои права и уметь защищать их. Это в одинаковой мере относится как к гражданским правам, так и к правам на результаты творческой деятельности человека. Наша работа затронула только небольшую, но очень важную часть всех аспектов защиты интеллектуальной собственности – защиты своего товарного знака. Но она ориентирует  молодого человека в сложном мире правовых отношений, дает представление о важности и способах защиты своих прав.

 

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. – Том 29. – стр. 317. Москва, 1978.

2. Патентный Закон Российской Федерации. 1992.

3. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». 1992.

4. «Что такое интеллектуальная собственность». www.sdras.nsc.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 77)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела