Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Наталья Сергеевна Неволько,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 162 с углубленным изучением
французского языка Советского района г. Новосибирска

Елена Юрьевна Шанаева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 162 с углубленным изучением
французского языка Советского района г. Новосибирска

Подходы к выявлению, развитию и образованию одаренных детей в начальных классах

В настоящее время в системе Российского образования происходит много изменений, касающихся учебного плана, наполняемости классов, финансирования, системы аттестации учителей. Но и в такой ситуации можно радоваться вместе со своими учениками, открывая все новые страницы истории и культуры.

Одно из направлений в работе учителя начальных классов – помочь ребенку раскрыться. Все популярнее становится среди детей и родителей ведение портфолио, куда вкладываются сертификаты о победах и участии в конкурсах разных уровней. В течение нескольких лет нами разрабатывается и внедряется система работы над дополнительным материалом, которая помогает детям проявить свои способности.

Начиная эту работу, мы сформулировали для себя основные цели:

  • развивать эмоциональную и духовную сферу ребенка;
  • помочь каждому попробовать свои силы в разных направлениях;
  • организовать работу в сотрудничестве с семьей.

Работа с внепрограммным материалом требует от учителя нестандартных форм и методов, которые служат источником мотивации для ребенка в поисках нового. Это побуждает нас совершенствовать свое педагогическое мастерство, расти профессионально. Реализовать поставленную цель помогает использование:

  • межпредметных связей;
  • социального партнерства с образовательными и прочими учреждениями, находящимися рядом со школой;
  • природных особенностей нашей местности;
  • передовых педагогических технологий (метод учебных проектов, технология критического мышления [1] (далее ТКМ), ИКТ[3]).

В использовании образовательных возможностей конкурсов, олимпиад, фестивалей мы для себя выделили 2 подхода:

  1. Интересная тема и возможность участия всех детей в работе
  2. Возможность использовать наработанные материалы в разных конкурсах, как детских, так и педагогических, по материалам разработанных и реализованных межпредметных образовательных проектов.

Первый подход (на примере подготовки к городской интеллектуальной игре «Лукоморье» по теме «Сказки Г.-Х. Андерсена» для учащихся 1 и 2 классов).

 

Тема

Цели

1

Постановка спектакля «Оле-Лукойе» театральной студией по заказу учителя.

Мотивировать детей к чтению сказок.

2

Список сказок для домашнего чтения наиболее распространенных и легких для детского восприятия.

  • определить круг детского чтения;
  • подготовиться к конкурсу «Внимательный читатель».

3

Все сказки Андерсена пришли к нам из его детства, поиск аллюзий сказок в биографии.

Актуализировать знания детей о сказках Андерсена, познакомить с биографией писателя.

4

Сказка дня.

«Сказки Андерсена величиной с орех, но таят в себе весь мир». (Б. Бьёрнсон)

 

Помочь детям познакомиться с философскими сказками, небольшими по объему, но сложными для детского восприятия.

5

Просмотр диафильма «Дочь болотного царя».

Совершенствование техники чтения.

6

Развитие характера главного героя в сказке «Чайник» с использованием приема ТКМ «Двухчастный дневник».

  • научить внимательно читать литературное произведение;
  • научить выделять ключевые фразы в тексте;
  • стараться уловить волнующую мысль и попытаться объяснить, чем она привлекла.

7

Общечеловеческие ценности в сказке «Рассказы солнечного луча» по ТКМ – чтение с остановками и предугадыванием последующего хода развития событий.

Научить анализировать произведение и сравнивать свою точку зрения с авторской.

8

Сравнительный анализ сказки «Ель» и одноименного мультфильма с использованием ТКМ.

  • познакомить с понятием «экранизация»;
  • научить радоваться тому, что тебе дано в жизни (семья, друзья, здоровье, возможность учиться в школе).

9

Грустное в жизни и в искусстве. «Девочка со спичками» по методике Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.[2].

  • научить сострадать чужому горю;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости.

10

Конкурс «Лучший каллиграф».

Закрепить умения грамотно и красиво списывать текст на материале отрывка «Мой Андерсен» К.Г. Паустовского.

11

Иллюстрации к сказкам в технике силуэтного вырезания.

Познакомить с вырезками Андерсена.

12

Мини-сочинение (лучшие работы опубликованы в школьной газете).

Развитие нестандартного мышления и письменной речи.

13

Конкурс «Внимательный читатель» (задания разные по форме: исправить ошибки в отрывках, вставить пропущенное слово, выбрать из нескольких ответов верный, ответить на вопросы).

  • проверить уровень осмысления произведений;
  • стимулировать к повторному обращению к текстам.

14

Поездка в оперный театр на спектакль «Кай и Герда».

 

  • повышение культурного уровня учащихся;
  • расширение кругозора.

15

Викторина «Г.-Х.Андерсен и его сказки».

Подведение итогов работы.

 

Работа проводилась ежедневно в течение 3-х недель. Были задействованы 3 классных часа, 1 урок труда, фрагменты 2-х уроков русского языка, 4 урока чтения, 1 перемена, 1 кружковое мероприятие, 1 внеклассное мероприятие, 6 пятиминуток на любом уроке, 2 домашних задания. Таким образом, дети были подготовлены к испытаниям без перегрузок во внеурочное время. Участие всех детей в проекте позволило им успешно продемонстрировать свои знания. Из возможных 108 баллов половина детей набрали 90 и более. Один учащийся вошел в «Золотой фонд», набрав максимальное количество баллов.

 

Второй подход (на примере межпредметного образовательного проекта «Осенины, осенины… Лесных сказок именины», который прошел во 2-3-х классах школы № 162 с 12 сентября по 24 октября 2010 года).

 

Структура проекта включала 4 тематические недели:

  • Неделя паутинок (кого можно увидеть в лесу, наклонившись?);
  • Неделя осенних листьев (в лес по загадки);
  • Неделя дождинок (поговорим о погоде);
  • Неделя перелетных птиц (гуляй, да присматривайся).

 

Каждую неделю осуществлялась работа по следующим направлениям:

  • Естественнонаучное;
  • Гуманитарное;
  • Эстетическое.

 

В конце каждой недели подготавливались творческие отчеты о проделанной работе: фотовыставка, выставка детских художественных и письменных творческих работ, выступление на конференции, издание альманаха.

По итогам проекта  подготовлены команды для участия в экотурнире и экомарафоне. Педагоги смогли принять участие в конкурсах и опубликовать методические материалы.

 

Вид работы

Уровень, итог

1

Участие детей 2-го класса в экологическом турнире «Седьмой лепесток».

Город. Диплом лиги сильнейших команд.

2

Участие детей 3-го класса в экологическом турнире «Седьмой лепесток» проходило в 3 этапа – 2 тура и научно-практическая конференция.

Город. Пройден отборочный тур, команда вошла в состав 10 лучших команд.

2

Участие в экологическом марафоне, организованном «Лабораторией экологического воспитания ИЦиГ СО РАН» в номинациях:

  • «Природные богатства нашего края» (животные, растения, полезные ископаемые);
  • «Вода и водоисточники»;
  • «День птиц».

Район.

 
3 место

2 место
3 место

3

Материалы проекта участвовали во Втором Всероссийском конкурсе междисциплинарных проектов и программ по экологическому образованию и просвещению (http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?id=132).

 

РФ.
Отмечены Дипломом участника.

4

По материалам проекта написана и опубликована статья в «Альманахе экологического образования и просвещения», посвящённом инновационным методикам обучения, преподавания на всех уровнях образования.

Международный.

5

Тезисы проекта опубликованы  в электронной газете «Интерактивное образование (http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11).

Город.

6

Конкурс проектов учителей, применяющих  новые информационные технологии в учебной работе.

РФ.

 

 

Эвентуальным продуктом нашего проекта стало сплочение детского и родительского коллектива, что нашло отражение в работе в составе жюри фото- и художественных выставок, жюри на конкурсе чтецов, помощь на экскурсиях, участие в конференции, помощь в подготовке докладов, написании отчетов, выступления перед детьми. Некоторые виды творческих и исследовательских работ проводились в группах. Коллективно созданные отчеты под руководством родителей, помогли детям лучше узнать друг друга, проявить свои лучшие качества.

Получаем радость от такой работы и мы, и дети. Критерием нашего участия в интеллектуальных и художественных конкурсах всегда является образовательная ценность темы.

 

Список использованной литературы:

  1. Литература как предмет эстетического цикла, http://www.voppsy.ru/issues/2005/054/054096.htm.
  2. Новые информационные технологии в начальной школе,  http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-58.html.
  3. Чтение и письмо для развития критического мышления, http://www.kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела