В настоящее время в системе Российского образования происходит много изменений, касающихся учебного плана, наполняемости классов, финансирования, системы аттестации учителей. Но и в такой ситуации можно радоваться вместе со своими учениками, открывая все новые страницы истории и культуры.
Одно из направлений в работе учителя начальных классов – помочь ребенку раскрыться. Все популярнее становится среди детей и родителей ведение портфолио, куда вкладываются сертификаты о победах и участии в конкурсах разных уровней. В течение нескольких лет нами разрабатывается и внедряется система работы над дополнительным материалом, которая помогает детям проявить свои способности.
Начиная эту работу, мы сформулировали для себя основные цели:
- развивать эмоциональную и духовную сферу ребенка;
- помочь каждому попробовать свои силы в разных направлениях;
- организовать работу в сотрудничестве с семьей.
Работа с внепрограммным материалом требует от учителя нестандартных форм и методов, которые служат источником мотивации для ребенка в поисках нового. Это побуждает нас совершенствовать свое педагогическое мастерство, расти профессионально. Реализовать поставленную цель помогает использование:
- межпредметных связей;
- социального партнерства с образовательными и прочими учреждениями, находящимися рядом со школой;
- природных особенностей нашей местности;
- передовых педагогических технологий (метод учебных проектов, технология критического мышления [1] (далее ТКМ), ИКТ[3]).
В использовании образовательных возможностей конкурсов, олимпиад, фестивалей мы для себя выделили 2 подхода:
- Интересная тема и возможность участия всех детей в работе
- Возможность использовать наработанные материалы в разных конкурсах, как детских, так и педагогических, по материалам разработанных и реализованных межпредметных образовательных проектов.
Первый подход (на примере подготовки к городской интеллектуальной игре «Лукоморье» по теме «Сказки Г.-Х. Андерсена» для учащихся 1 и 2 классов).
№ | Тема | Цели |
1 | Постановка спектакля «Оле-Лукойе» театральной студией по заказу учителя. | Мотивировать детей к чтению сказок. |
2 | Список сказок для домашнего чтения наиболее распространенных и легких для детского восприятия. | - определить круг детского чтения;
- подготовиться к конкурсу «Внимательный читатель».
|
3 | Все сказки Андерсена пришли к нам из его детства, поиск аллюзий сказок в биографии. | Актуализировать знания детей о сказках Андерсена, познакомить с биографией писателя. |
4 | Сказка дня. «Сказки Андерсена величиной с орех, но таят в себе весь мир». (Б. Бьёрнсон) | Помочь детям познакомиться с философскими сказками, небольшими по объему, но сложными для детского восприятия. |
5 | Просмотр диафильма «Дочь болотного царя». | Совершенствование техники чтения. |
6 | Развитие характера главного героя в сказке «Чайник» с использованием приема ТКМ «Двухчастный дневник». | - научить внимательно читать литературное произведение;
- научить выделять ключевые фразы в тексте;
- стараться уловить волнующую мысль и попытаться объяснить, чем она привлекла.
|
7 | Общечеловеческие ценности в сказке «Рассказы солнечного луча» по ТКМ – чтение с остановками и предугадыванием последующего хода развития событий. | Научить анализировать произведение и сравнивать свою точку зрения с авторской. |
8 | Сравнительный анализ сказки «Ель» и одноименного мультфильма с использованием ТКМ. | - познакомить с понятием «экранизация»;
- научить радоваться тому, что тебе дано в жизни (семья, друзья, здоровье, возможность учиться в школе).
|
9 | Грустное в жизни и в искусстве. «Девочка со спичками» по методике Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.[2]. | - научить сострадать чужому горю;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
|
10 | Конкурс «Лучший каллиграф». | Закрепить умения грамотно и красиво списывать текст на материале отрывка «Мой Андерсен» К.Г. Паустовского. |
11 | Иллюстрации к сказкам в технике силуэтного вырезания. | Познакомить с вырезками Андерсена. |
12 | Мини-сочинение (лучшие работы опубликованы в школьной газете). | Развитие нестандартного мышления и письменной речи. |
13 | Конкурс «Внимательный читатель» (задания разные по форме: исправить ошибки в отрывках, вставить пропущенное слово, выбрать из нескольких ответов верный, ответить на вопросы). | - проверить уровень осмысления произведений;
- стимулировать к повторному обращению к текстам.
|
14 | Поездка в оперный театр на спектакль «Кай и Герда». | - повышение культурного уровня учащихся;
- расширение кругозора.
|
15 | Викторина «Г.-Х.Андерсен и его сказки». | Подведение итогов работы. |
Работа проводилась ежедневно в течение 3-х недель. Были задействованы 3 классных часа, 1 урок труда, фрагменты 2-х уроков русского языка, 4 урока чтения, 1 перемена, 1 кружковое мероприятие, 1 внеклассное мероприятие, 6 пятиминуток на любом уроке, 2 домашних задания. Таким образом, дети были подготовлены к испытаниям без перегрузок во внеурочное время. Участие всех детей в проекте позволило им успешно продемонстрировать свои знания. Из возможных 108 баллов половина детей набрали 90 и более. Один учащийся вошел в «Золотой фонд», набрав максимальное количество баллов.

Второй подход (на примере межпредметного образовательного проекта «Осенины, осенины… Лесных сказок именины», который прошел во 2-3-х классах школы № 162 с 12 сентября по 24 октября 2010 года).

Структура проекта включала 4 тематические недели:
- Неделя паутинок (кого можно увидеть в лесу, наклонившись?);
- Неделя осенних листьев (в лес по загадки);
- Неделя дождинок (поговорим о погоде);
- Неделя перелетных птиц (гуляй, да присматривайся).
Каждую неделю осуществлялась работа по следующим направлениям:
- Естественнонаучное;
- Гуманитарное;
- Эстетическое.
В конце каждой недели подготавливались творческие отчеты о проделанной работе: фотовыставка, выставка детских художественных и письменных творческих работ, выступление на конференции, издание альманаха.
По итогам проекта подготовлены команды для участия в экотурнире и экомарафоне. Педагоги смогли принять участие в конкурсах и опубликовать методические материалы.
№ | Вид работы | Уровень, итог |
1 | Участие детей 2-го класса в экологическом турнире «Седьмой лепесток». | Город. Диплом лиги сильнейших команд. |
2 | Участие детей 3-го класса в экологическом турнире «Седьмой лепесток» проходило в 3 этапа – 2 тура и научно-практическая конференция. | Город. Пройден отборочный тур, команда вошла в состав 10 лучших команд. |
2 | Участие в экологическом марафоне, организованном «Лабораторией экологического воспитания ИЦиГ СО РАН» в номинациях: - «Природные богатства нашего края» (животные, растения, полезные ископаемые);
- «Вода и водоисточники»;
- «День птиц».
| Район. 3 место 2 место 3 место |
3 | Материалы проекта участвовали во Втором Всероссийском конкурсе междисциплинарных проектов и программ по экологическому образованию и просвещению (http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?id=132). | РФ. Отмечены Дипломом участника.
 |
4 | По материалам проекта написана и опубликована статья в «Альманахе экологического образования и просвещения», посвящённом инновационным методикам обучения, преподавания на всех уровнях образования. | Международный. |
5 | Тезисы проекта опубликованы в электронной газете «Интерактивное образование (http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11). | Город. |
6 | Конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе. | РФ.
 |
Эвентуальным продуктом нашего проекта стало сплочение детского и родительского коллектива, что нашло отражение в работе в составе жюри фото- и художественных выставок, жюри на конкурсе чтецов, помощь на экскурсиях, участие в конференции, помощь в подготовке докладов, написании отчетов, выступления перед детьми. Некоторые виды творческих и исследовательских работ проводились в группах. Коллективно созданные отчеты под руководством родителей, помогли детям лучше узнать друг друга, проявить свои лучшие качества.
Получаем радость от такой работы и мы, и дети. Критерием нашего участия в интеллектуальных и художественных конкурсах всегда является образовательная ценность темы.
Список использованной литературы:
- Литература как предмет эстетического цикла, http://www.voppsy.ru/issues/2005/054/054096.htm.
- Новые информационные технологии в начальной школе, http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-58.html.
- Чтение и письмо для развития критического мышления, http://www.kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm.