Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №35 Июнь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Условия успешной социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа

В России каждый год из стен детских домов и школ-интернатов во взрослую жизнь выходят 18 000 детей. Как показывают исследования, выпускники не подготовлены к взрослой жизни: они «неожиданно» попадают в новую среду и им приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.

Привыкание к жизни в обществе занимает у бывших воспитанников государственных учреждений более 6 лет, но и потом половина из них продолжает жить с комплексом неполноценности. Труднее всего бывает согласовать свои потребности с требованиями, которые предъявляет социум. Между тем, именно в гармонии между индивидуумом и средой, состоит суть социальной адаптации, которая обусловлена механизмом внутренней саморегуляции личности. Непрерывное стремление человека к развитию и есть постоянный источник адаптации. Движущей силой является интерес, удовлетворение своих существующих и перспективных потребностей. Поэтому основной задачей работы детского дома или школы-интерната должна быть психоэмоциональная, образовательная и воспитательная подготовка воспитанников к взрослой жизни и профессиональной деятельности.

Одним из условий успешной адаптации является формирование в обществе позитивного образа выпускника интернатного учреждения. В ходе исследования «Отношение общественности к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» было установлено, что лишь 35% опрошенных жителей Новосибирска объективно оценивают положение воспитанников детских домов, определяя их как категорию детей, нуждающихся в специализированном лечении, обучении, коррекции и помощи специалистов. Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о негативном отношении большинства граждан (60%) к сиротам:

  • по внешности – это грязный, неопрятный и неухоженный ребенок, невыразительного и серого вида, с «больными» глазами, вызывающего поведения и плохими манерами;
  • у него отсутствует положительный опыт проживания в семье, не сформированы тесные эмоциональные отношения с ближайшим окружением;
  • в жизни он занимает иждивенческую позицию, не понимает ее материальной стороны, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;
  • не желает и не способен трудиться, не умеет самостоятельно действовать;
  • испытывает трудности в выстраивании свободного, произвольного общения и установлении взаимоотношений с людьми, психологически отчужден;
  • характеризуется повышенным уровнем конфликтности, агрессивности, тревожности;
  • имеет плохое физическое и психическое состояние здоровья;
  • недостаточно развит индивидуально, уровень сознания, самооценки, притязаний – низкий;
  • имеет отрицательный опыт, негативные ценности и образцы поведения.

К сожалению, такой портрет вызывает только сочувствие, жалость и сострадание, но не более того. Естественно, существующий на сегодняшний день стереотипный социально-психологический образ детдомовца не способствует полноценному приспособлению его в жизни.

Понимая адаптацию как способность выпускника успешно использовать создавшиеся условия для осуществления своих целей, выполнения взятых на себя обязательств перед кем бы то ни было, поведению воспитанника должно быть свойственно:

  • осознание себя как личности, индивидуальности (своих физических и психических возможностей), определение собственного будущего;
  • психоэмоциональная устойчивость,
  • умение ставить цели, строить жизненные планы и проявлять волю в их достижении;
  • успешное принятие решений, инициатива;
  • проявление гибкости и эффективности быстрых решений, личной активности;
  • способность быть ответственным и самостоятельным;
  • знание и умение отстаивать свои права и выполнять свои обязанности;
  • умение действовать в социальных отношениях;
  • наличие широкого круга интересов и способностей, позволяющих не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и для других;
  • умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов;
  • психосоциальная идентичность;
  • овладение широким кругом бытовых навыков;
  • экономическая компетентность;
  • уважительное отношение к себе, стремление сохранить внутренние силы;
  • умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.

Соответствие выпускника указанным требованиям обеспечит ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен. Такая личность не просто не уклоняется от предлагаемых ей испытаний, но, напротив, стремится принимать и преобразовывать предлагаемые ситуации – как в интересах общества, так и в своих личных. Но это процесс долгий.

Поэтому так важно заранее подготовить молодых людей к предстоящей встрече с социальным окружением, задолго до их выхода в самостоятельную жизнь. Воспитательно-образовательная работа в государственных учреждениях должна вестись по нескольким направлениям:

  1. Коррекция личности, развитие способностей к самовыражению, самореализации. Несформированные связи с родителями, материнская депривация, неблагоприятные условия развития и воспитания являются причинами нарушений в психическом и физическом развитии детей. Коррекционная работа способствует восстановлению здоровья, создает условия для личностного роста.
  2. Поддержка профессионального выбора и получения образования, развитие и совершенствование профессиональной компетентности, готовности к выполнению трудовых обязанностей.
  3. Изучение проблемы профессионального становления детей-сирот в России выявило неутешительную картину:

    – почти каждый третий выпускник детского дома испытывает трудности в период адаптации в профессиональном учебном заведении (основная причина – недостаточная социальная зрелость для самостоятельной жизни);

    – каждый пятый так и не смог получить профессиональное образование;

    – каждый второй, получивший профессиональное образование (не только начальное, но и среднее специальное), не смог устроиться на работу по специальности вследствие своей неконкурентоспособности.

    Это связано с тем, что к выходу из детского дома отставание выпускников по уровню образования и развития увеличивается до 6-7 лет. Дети выходят с аттестатом, хотя их уровень знаний на самом деле значительно ниже. Выбор профессии происходит, как правило, без участия ребят, а зависит главным образом от договоренностей руководства детского дома с училищами и наличия общежития. Очевидно, что все это не позволяет юношам и девушкам найти свое место в жизни.

    Для того чтобы личностные возможности выпускника, а затем и его жизненный потенциал способствовали успешной адаптации, в ходе образовательного процесса необходимо добиваться максимальной ясности в вопросе: что, когда и зачем изучают воспитанники, в каких реальных жизненных ситуациях может пригодиться то или иное понятие, схема, модель. В то же время нельзя все образование сводить к выработке определенных компетенций, поскольку социальная адаптация не сводится к усвоению теоретических понятий. Это и нравственная, и моральная, и правовая задача.

  4. Подготовка к брачно-семейным отношениям и расширение социально-одобряемого опыта. Все ребята мечтают создать свою счастливую семью, иметь детей. Но в реальной жизни их браки оказываются непрочными, в общении супругов возникает множество проблем. Исследование уровня сформированности брачно-семейных представлений воспитанников продемонстрировало трудности прохождения процесса психосексуальной идентичности, недостаточной значимости вопросов создания семьи для большинства, неопределенности семейного будущего, идеализации отношений.

В связи этим специалисты детских домов города активно участвуют в формировании брачно-семейных представлений у детей-сирот. В индивидуальных планах работы каждого педагога запланированы занятия, беседы, направленные на формирование у воспитанника осознанной роли семьянина. Специально организованные воспитателями, социальными педагогами и педагогами-психологами тренинги и индивидуальные консультации ориентируют выпускников в возможных социально-психологических проблемах, вопросах межполовых и брачно-семейных отношений.

Таким образом, ядром адаптационного процесса является освоение выпускниками социально-профессиональной деятельности и роли семьянина. С целью повышения эффективности подготовки к самостоятельной жизни выпускников необходимо внести системные изменения в работу детских домов по следующим направлениям:

  1. Развитие новых моделей учреждений и укрепление их экономической самостоятельности, предусматривающих наиболее полный учет потребностей детей в воспитательно-реабилитационных действиях, в устройстве в семьи. Это могут быть социальные гостиницы при детском доме, приют и воспитательный дом, центры постинтернатной адаптации.
  2. Расширение социального опыта воспитанников. Оно предусматривает разработку и внедрение инновационных технологий жизненного самоопределения.
  3. Личностно значимое образование: подготовка к самостоятельной жизни, к образованию семьи и воспитанию детей, к профессиональному и личностному самоопределению. Использование системы школ-интернатов при высших учебных заведениях.
  4. Формирование новых подходов к содержанию педагогического труда работников интернатных учреждений. Создание новых специальностей в соответствии с функциональными обязанностями, разработка программ обучения, повышения квалификации, действенности аттестации кадров, внедрение системы дифференцированной оплаты труда.

Учет предложенных направлений позволит создать реабилитационное пространство в Новосибирске для адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела