Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(2) Александра Игоревна Ландочкина,

педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 13»

Центрального района г. Новосибирска

«Родительская школа»

Родители часто ищут у разных специалистов ответы на наболевшие вопросы:

– Как построить нормальные отношения с ребёнком?

– Как заставить его слушать?

– Как строить отношения с ребёнком, чтобы в семье было комфортно каждому? И так далее…

А может ли практический психолог образовательного учреждения помочь родителям в их решении? Безусловно! Ведь одним из направлений его работы является консультирование и просвещение родителей.

 

 

Основная цель данного направления – это активное привлечение родителей к сопровождению их детей в процессе обучения через повышение и развитие их психологической компетенции в вопросах, актуальных для них в данный момент и соответствующих периоду развития ребёнка, а также принятие родителями на себя определённой ответственности за то, что происходит с их ребёнком в образовательном учреждении.

Одним из важных направлений в деятельности психологической службы гимназии № 13 является как раз работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача психолога помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая.

Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание – потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое.

В связи с этим действительно актуальным считается создание тематических встреч-семинаров родителей с психологом, который готов сделать все, чтобы школа стала для детей вторым домом.

Основными задачами проекта являются согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые; согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка; согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

В рамках семинаров хочется объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

В сентябре этого года родителям было предложено принять участие в новом проекте, который называется «Родительская школа». В рамках этого проекта один раз в четверть для родителей проводятся практические встречи, которые включают в себя теоретические блоки на темы о психическом развитии детей, их особенностях, манерах воспитания, путях адаптации и многое другое, а также практическую часть, на которой родителям предлагается в рамках дискуссии обсудить интересующие вопросы, в форме тренинга отработать те или иные ситуации или принять участие в самодиагностике. В качестве подведения итогов встречи психолог предлагает родителям совместно выработать рекомендации для дальнейшего эффективного взаимодействия с ребенком в той или иной ситуации.

Предполагаемые темы встреч:

– введение в школьную жизнь;

– первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка и вашей семьи;

– детские страхи;

– как можно избежать «школобоязнь»;

– стили семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье;

– роль семьи в развитии способностей;

– о поощрении и наказании в семье. Бесконфликтная дисциплина;

– скоро в школу (для родителей будущих первоклассников);

– с гордостью и тревогой. Переход из начального звена в среднее.

 

Предлагаю пример упражнений, которые могут проводиться в рамках проекта и помогают родителям понять действия и реакцию своего ребенка в зависимости от сложившейся ситуации:

1. Упражнение «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

– «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

– «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения; 

– «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);

– «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

1. Что вы чувствуете сейчас?

2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

3. Какие выводы вы для себя сделали?

2. Упражнение «Идеальный родитель».

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из родителей предлагается написать на листке, какие качества они бы хотели видеть в своем супруге, как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.

Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!»

Дополнительные вопросы:

  1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
  2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
  3. Чему вы готовы научиться… у своего ребенка?

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Методическая работа в МБОУ СОШ № 129
2. Модель взаимодействия семьи и класса
3. Создание широкого общекультурного эмоционально-значимого для ребенка фона освоения содержательного стандарта в процессе занятий в детской киностудии
4. «Образование – путь к успеху». Классный час в 7 классе
5. Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
6. Методика проведения мероприятия по гражданско-правовому воспитанию «Избирательное лото»
7. Педагогический проект «Волшебный мир анимации» (покадровая съёмка в процессе создания рисованного анимационного фильма «Как прекрасен этот мир»)
8. Повторительно-обобщающая игра для 5-х классов «Исторический калейдоскоп» как средство развития информационной, культурологической и коммуникативной компетентностей школьников
9. Путь к тайне
10. Здоровье учителя: практические приёмы психологической разгрузки и предупреждения синдрома профессионального выгорания
11. «Родительская школа»