Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Татьяна Ивановна Заика,
учитель французского языка высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 56 Ленинского района г. Новосибирска

Светлана Мирославовна Рогачева,
учитель русского языка первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 56 Ленинского района г. Новосибирска

Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя

Главная задача российской государственной политики в области образования – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Одно из условий реализации этой задачи – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, то есть педагогическими работниками с новым уровнем личностного и профессионального развития, современными педагогическими умениями и навыками.

В связи с этим в МБОУ СОШ № 56 Ленинского района города Новосибирска особо актуальной становится методическая работа, которая способствует развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях.

 В нашей школе научно-методическая работа представляет собою целостную  развивающуюся систему внутришкольной деятельности, которая помогает администрации решать ряд актуальных задач. Приоритетным направлением деятельности научно-методического совета (НМС) является  целенаправленная работа по повышению профессиональной квалификации и компетентности педагогов через организацию самообразования, систему взаимопосещения уроков, различного рода семинаров и совещаний; НМС направляет педагогических работников на курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, отслеживает их обучение. В течение учебного года регулярно действуют книжные выставки с целью информирования педагогического коллектива о новинках методической литературы.  

 НМС МБОУ СОШ №56 решает следующие задачи:

  • является главным консультационным органом при разработке концепции и программы развития ОУ, образовательных программ;
  • контролирует деятельность методических объединений;
  • создаёт условия для развития профессионального мастерства;
  • играет ключевую роль в ходе аттестации педагогических работников;
  • создаёт банк педагогических идей, стимулируя учителей делиться собственным опытом на школьных и внешкольных конференциях.

  Основные задачи методической деятельности на 2010-2011 учебный год  были определены в результате анализа работы школы за предыдущий 2009-2010 учебный год на августовском педсовете: 

  • завершить реализацию образовательной стратегии школы, разработанной на период с 2006 по 2010 годы, в соответствии с этим направить деятельность методической службы на создание оптимальных условий для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности учителей школы, а через это на решение главной задачи – повышение качества и эффективности образования;
  • усилить аналитическую составляющую управленческой деятельности педагогов и учащихся;
  • активизировать деятельность предметных методических объединений по обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;
  • уделять особое внимание работе с молодыми специалистами по их адаптации и профессиональному становлению;
  • создавать условия для интеллектуального и духовно-нравственного развития и воспитания каждого обучающегося.

Поставленные перед коллективом задачи решались через рост методической культуры учителя, совершенствование методики проведения урока, индивидуальную и групповую работу со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению.

В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив продолжил заниматься разработкой методической темы «Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках как условие их успешной самореализации в независимом образовательном пространстве». Данная тема не утратила своей актуальности, так как в течение всего учебного года  образовательные учреждения города Новосибирска готовились к переходу с 01.09.2011 г. на стандарты второго поколения, принципиальным отличием которых является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на овладение учащимися универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах образования. Системно-деятельностный подход, заложенный в основу новых стандартов, призван научить ребёнка учиться, самостоятельно познавать мир, проявлять творчество и инициативу и тем самым развивать свои личностные качества. В основу обучения должно лечь такое отношение к ученику, при котором учитель смог бы увидеть многообразие своих воспитанников, и сориентироваться на их развитие, учитывая индивидуальные особенности. Теоретические знания и практический опыт, накопленные педагогами в процессе работы в течение 2009-2010 учебного года над выбранной методической темой, позволили большинству из них  в 2010-2011 учебном году осознать, принять основные положения новой российской парадигмы образования и активно включиться в подготовку к переходу образовательного учреждения на новые стандарты.

С целью предотвращения профессионального выгорания педагогов и для создания условий для эффективной работы администрация, НМС школы, руководители МО рационально распределяют учебную нагрузку.

Таким образом, научно-методический совет в нашей школе играет ключевую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, активизирует работу учителей по самообразованию, учит их быть конкурентноспособными на современном рынке образовательных услуг.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в МБОУ СОШ № 56 можно отнести: предметные методические объединения, проблемные семинары и практикумы, наставничество, школу передового опыта, индивидуальную работу с учителями, проведение открытых уроков, мастер-классы, научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчёты учителей, педагогические консилиумы. Повышение профессионального уровня учителей проводится через участие в педагогических советах, семинарах, профессиональных конкурсах, прохождение курсовой подготовки. Все учителя-предметники имеют темы по самообразованию, наработанные материалы периодически представляются ими на методических декадниках.

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методические объединения.

Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.

 МО традиционно занимаются:

  • обобщением опыта творчески работающих учителей-предметников;
  • подготовкой к проведению семинаров, «круглых столов», педагогических советов;
  • изучением новых нормативно-правовых документов, новинок методической литературы;
  • составлением графиков проведения открытых уроков;
  • анализом посещённых уроков;
  • обсуждением результатов контроля за УВП, форм и методов промежуточного и итогового контроля;
  • разработкой оптимальной системы подготовки учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;
  • выработкой путей устранения выявленных в ходе различных проверок недостатков;
  • организацией и проведением предметных недель.

В 2010-2011 учебном году в целях организованной подготовки ОУ к введению Федеральных государственных стандартов второго поколения в нашей школе разработана программа, в рамках которой прошли следующие организационно-методические мероприятия:

  1. Информационно-мотивационное совещание «Новые образовательные стандарты – базис модернизации российской школы».
  2. Педсовет «Методическая культура учителя – важнейшее условие повышения качества и эффективности образования».
  3. Круглый стол «Переход на стандарты второго поколения в начальной школе: проблемы, пути их решения».
  4. Семинары:
  • «Проблемы формирования духовно-нравственной культуры в современной школе»;
  • «Программа формирования УУД учащихся. Связь УУД с содержанием предметов»;
  • «Реализация ФГОС НОО средствами образовательных систем и УМК»;
  • «Методики и технологии реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников; проектная деятельность»;
  • «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»;
  • «Формы организации внеурочной деятельности младших школьников».

Результатом работы семинаров является выработка совместного плана действий всех его участников.

Эффективность методической работы школы можно проследить на примере деятельности МО русского языка и литературы (руководитель С.М. Рогачева), работающего по теме: «Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы как условие их успешной самореализации в независимом образовательном пространстве». В качестве основных задач методической работы выступают следующие:

  1. Изучать, анализировать и внедрять инновационную педагогическую практику.
  2. Активнее использовать методики преподавания русского языка, литературы, в том числе ИКТ, способствующие формированию универсальных учебных действий.
  3. Совершенствовать нетрадиционные формы учебных занятий, адекватных содержанию учебного материала и целям образования.
  4. Проводить диагностику уровня обученности и качества знаний учащихся.
  5. Разнообразить формы внеклассной деятельности, способствующие самореализации одаренных детей и развитию личности каждого ребенка.
  6. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов и самореализации личности через активное участие в научно-методической работе и конкурсах различного уровня.

Все поставленные задачи направлены на достижение цели: повышение уровня профессиональной компетентности учителя для создания оптимальных условий, способствующих самореализации учащихся на уроках и во внеучебной деятельности.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей является участие в заседаниях МО, на которых обсуждаются актуальные проблемы российского образования, и вырабатывается стратегия повышения качества образовательных услуг:

  • Воспитание гражданственности и пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.
  • Организация исследовательской деятельности учащихся.
  • Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий.
  • Организация подготовки к ГИА и ЕГЭ.
  • Преподавание литературы в свете перехода на ФГО.
  • Ключевые и предметные компетенции учащихся.
  • Современные требования к уроку русского языка.
  • Межпредметная интеграция в рамках образовательной области.

По итогам заседаний членами МО выработаны памятки, подготовлены презентации. Создана и постоянно пополняется электронная методическая база МО.

Члены МО – активные участники школьного фестиваля открытых уроков, на которых демонстрируют высокий уровень профессионализма, заключающийся в глубоком владении материалом, разнообразии форм и методов организации учебной деятельности, целесообразном применении ИКТ (работа с интерактивной доской, использование ресурсов Интернета, подготовкой презентаций):

  • «Правописание союзов и их омонимов» (работа с интерактивной доской). О.Д. Гущина, учитель высшей квалификационной категории.
  •  «Бородинское сражение глазами историков и писателя Л.Н.Толстого» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Интегрированный урок. Е.А. Коллегова и И.А. Погосян, учителя первой квалификационной категории.
  • «Содружество муз». Русская поэзия и живопись» (защита проекта с применением ИКТ). С.М. Рогачева, учитель первой квалификационной категории.

Члены МО постоянно участвуют в различных профессиональных конкурсах и проектах. В 2010 году учитель О.Г. Гончаренко представляла школу в конкурсе «Учитель года», где давала открытые уроки по литературе, русскому языку. Она успешно прошла все этапы конкурса и стала его лауреатом благодаря высокому уровню педагогического мастерства, а также грамотной методической, организационной поддержке администрации школы, научно-методического совета.

Лучшим показателем профессионального мастерства учителя, безусловно, являются успехи его учеников. Так в течение 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов О.Д. Гущина и С.М. Рогачева подготовили победителей и лауреатов конкурсов различного уровня:

  • Всероссийская научная конференция «Юность. Наука. Культура» – 3 человека;
  • областные конкурсы – 2 человека;
  • городские конкурсы – 13 человек;
  • районные конкурсы – 12 человек.

Их ученики вошли в «Золотую лигу» города Новосибирска.

Благодаря качественной работе научно-методической службы школы учителя имеют возможность работать в режиме развития своего профессионального потенциала и успешно самореализовываться.

Педагоги О.Д. Гущина, С.М. Рогачева, О.Г. Гончаренко, Е.А. Коллегова, И.В. Морозова неоднократно награждены грамотами, благодарственными письмами за творческий подход в работе с одаренными детьми и высокий уровень подготовки участников конференций, конкурсов, интеллектуальных игр.

Таким образом, мы считаем, что администрация  МБОУ СОШ № 56 и НМС всемерно и разнопланово влияют на уровень, становление и развитие персонала учреждения в целях достижения высокого качества образования.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом