Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Анна Викторовна Буланова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 12 Центрального района г. Новосибирска

Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Вопрос формирования познавательного интереса школьников считается одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспект. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Эта проблема имеет давнюю историю. Выдающийся вклад в ее изучение внесли классики педагогики, видные психологи и методисты, талантливые учителя и руководители школ – Талызина Н.Ф., Щукина Г.И., Ананьев Б.Г., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Амонашвили Ш.А., Истомина Н.Б. и др.

Для успешного воспитания детей необходимо в первые годы школьного обучения пробудить интерес к учебным знаниям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

«Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к тем или иным понятиям, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности в процессе познания.

         В образовательном процессе актуальны следующие технологии:

  • развивающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • разноуровневого обучения;
  • проектного метода обучения;
  • использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • критического мышления;
  • систему инновационной оценки «Портфолио».

Из общего показателя интереса – активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:

  1. Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.
  2. Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.
  3. Эмоциональная активность.
  4. Стремление учащихся участвовать в деятельности.

Для этого:

  1. Ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала.
  2. Учитель должен:

2.1.         Связывать новый материал с ранее изученным.

2.2.         Разнообразить учебный труд.

2.3.         Оценивать деятельность учащихся.

2.4.         Создать эмоциональную атмосферу на уроке.

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.  Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции

Приёмы для создания комфорта:

  • Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.
  • Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка, умеренные жесты, мимика.
  • Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
  • Замечания отдельным учащимся.
  • Организация деятельности, а не поведения.
  • Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

 

 

 

Модель работы по формированию познавательного интереса

младших школьников

Учитель и ученик

Познавательная деятельность

Урок

Кружки, внеклассная деятельность

Игры, викторины

Турниры, конкурсы

Проектная деятельность

Музеи, театры, филармония и т.д.

Творческий рост

Сотрудничество с учреждениями и специалистами, а также конкурсная деятельность, участие в олимпиадах помогают более успешно развивать познавательную активность ребят.       

 

Средства повышения познавательного интереса:

Упражнения, познавательные задачи. Важно, чтобы эти упражнения побуждали ученика к продуктивной деятельности, в основе которой лежат такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.

 Проблемное обучение. На начальной ступени обучения это: проблемное изложения знаний учителем, привлечение учеников к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес пропадает.

Вопрос становится проблемным при условиях:

  • Он должен иметь логическую связь как с ранее известным, так и с тем, что подлежит усвоению в определенной учебной ситуации;
  • Должен содержать познавательную трудность;
  • Должен вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным.

Существенную роль в формировании познавательного интереса школьников играет и самостоятельная работа как метод обучения. К.Д. Ушинский говорил: «Самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

Еще одним из средств формирования познавательного интереса у учащихся к содержанию учебного материала является занимательность. В начальных классах на уроках используется различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи-шутки, задачи-смекалки, задачи-головоломки, ребусы, пословицы, поговорки, считалки и др. Но, включая его в урок, следует помнить, что занимательность материала ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся.

Рекомендуемые задания на уроках математики:

  • Сочинение задач, их художественное оформление (альманах задач).
  • Обыгрывание задач.
  • Работа со счетным, геометрическим материалом.

На уроках чтения рекомендуемые задания:

 

  • Литературная викторина.
  •  Урок-путешествие в страну «Литературию» с использованием заданий творческого характера.
  • Написать письмо от имени героя произведения; написать отзыв о прочитанном.
  • Придумать продолжение (что будет дальше?).
  • Прогноз (что будет, если…?).
  • Выпуск газет.

 

 

  • Создание синквейна (пятистишие) – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии (технология критического мышления).
  • Создание собственного произведения на данную тему.

 

 

 

 

Рекомендуемые задания на уроках русского языка:

  • Сочинение предложений со словарными словами, составление кроссвордов.
  • Создание собственных опорных схем по изучаемым темам.

На уроках «Ознакомление с окружающим миром» по каждой теме готовится выставка дополнительной литературы: дети с большим удовольствием создают кластер («гроздь»), приносят энциклопедии, атласы; рассказывают о прочитанном, создают свои карты, картины, схемы, сравнивают с текстом в учебнике  и т.д.

 

 После изучения очередной темы хорошо провести урок-викторину, «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Счастливый случай», выпуск газеты по теме, создание «Красной книги», подготовка докладов и сообщений и т.д.

Рекомендации по организации контроля как способа активизации деятельности:

  • Каждый контрольный акт преследует конкретную цель.
  • Обсуждение результатов контроля.
  • Объективность оценочных суждений преподавателя. Требования к выполнению заданий, критерии сообщаются заранее.
  • Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценок.
  • Разнообразие форм и приёмов контроля.
  • Индивидуализация контроля, организация его с помощью техники.
  • Преобладание функции обучающей над контролирующей.
  • Использование и поощрение самоконтроля и самооценки.

Целенаправленно на каждом уроке работа строится так, чтобы развивались и слабые, и сильные ученики. В процессе обучения вовлекается не только интеллект ученика, но и эмоции, чувства, стремление каждого к результатам. Чтобы каждый новый учебный материал поднимал и активизировал все связи, все слои знаний. Активно используются все формы добывания детьми знаний. Необходимо ежеурочно проводить устный контроль в индивидуальной, фронтальной и комбинированной форме.

Конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы и т.д.). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимися с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.

Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности. Необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 62)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом