Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(3) Наталья Александровна Рябухина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида»,
тьютор программы Intel® «Путь к успеху»

Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске

В январе 2011 года Городской центр информатизации «Эгида» стал координирующим центром проекта Intel® «Путь к успеху» по городу Новосибирску.

Программа Intel® «Путь к успеху» является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». Данная программа не только обучает информационным технологиям, но и помогает учителю эффективно использовать их в учебном процессе. Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения. Работа в программе дает технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.

Сегодня Intel® «Путь к успеху» реализуется в Бразилии, Китае, Мексике, Египте, Индии, Израиле, Чили, Турции и России. За первые три года реализации программы в мире было обучено 622000 детей от 8 до 16 лет. За 5 лет реализации программы в России обучение по ней прошли более 100 000 учащихся в 14 регионах Российской Федерации: Республиках Карелия и Чувашия, Мари-Эл, Новосибирской, Воронежской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Томской, Нижегородской, Астраханской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге и г. Москве.

Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, поскольку не только формирует навыки работы с компьютером, но и развивает навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, выбора профессии, умении работать с другими людьми.

На момент старта проекта в ГЦИ «Эгида» в городе было всего 6 площадок – образовательных учреждений города, работающих по программе. На данный момент их 48. Сейчас в городе 74 педагога, имеющих право вести занятия по программе. Расширению проекта способствовало проведение тренингов по инновационной образовательной программе Intel® «Путь к успеху», дающих право проведения занятий по программе.

Вести занятия по программе может любой учитель-предметник, успешно прошедший тренинг. В проекте работают учителя начальных классов, информатики, технологии, русского языка, иностранных языков и другие учителя-предметники.

Тренинг необходим для передачи технологии проведения занятий по программе учителю. Учителя переходят от роли человека, транслирующего знания, к роли фасилитатора, организатора обучения, наставника. Процесс вхождения в эту роль не всегда простой. Значимую роль в становлении играют тренинги. На тренингах учитель моделирует направление для возможного развития совместной деятельности с учащимися. И каждый учитель, руководствуясь полученными знаниями, раскрывается с новой стороны для учащихся и самого себя.

Актуальность данного проекта увеличивается в связи с переходом на стандарты второго поколения, которые направлены на формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Программа Intel® «Путь к успеху» направлена на достижение основных требований ФГОС на трех ступенях обучения: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование.

Программа состоит из 3 курсов: «Технологии и местное сообщество», «Технологии и профессии», «Технологии и бизнес». У каждого курса своя возрастная аудитория.

Технология обучения, как и все курсы программы Intel® «Путь к успеху», включает три составляющих: компьютерная грамотность (технологии), критическое мышление, сотрудничество. Остановимся подробнее на каждом из курсов.

Занятия по курсу «Технологии и местное сообщество» проводят с учащимися начальных классов, а также в 5-6 классах. Продолжительность курса 68 академических часов или 30 астрономических. Обучение работе в следующих приложениях: текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, графический редактор, интернет-браузер. Ученики работают в парах над выполнением 20 заданий (по пять заданий в рамках каждой технологии), на тему сообщества, к которому они принадлежат. Итоговая работа: ученики работают в группах по 3-5 человек над презентацией проекта своего видения решения одной из проблем местного сообщества.

Второй курс программы «Технологии и профессии» адресован учащимся 5?8 классов. Желательно последовательное обучение, начиная с курса «Технологи и местное сообщество», но не является обязательным условием. Продолжительность курса 68 академических часов или 30 астрономических. Обучение работе в следующих приложениях: текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, графический редактор, интернет-браузер. Ученики работают в парах над выполнением 16 заданий (по четыре задания для каждой профессии) о том, как компьютер может помочь людям разных профессий. Итоговая работа: ученики работают в группах по 3-5 человек над проектом использования технологий представителями разных профессий.

В 2010-2011 уч. году стартовал пилотный, третий курс программы «Технологии и бизнес». Курс адресован учащимся 8-11 классов. Рекомендован также для учреждений дополнительного образования. Желательно последовательное обучение, начиная с курса «Технологи и местное сообщество», но не является обязательным условием. Продолжительность курса 16 занятий по 3 академических часа каждое. Обучение работе в следующих приложениях: текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, интернет-браузер. Итоговая работа: презентация бизнес-плана реализации бизнес-идеи.

Каждый курс сопровождается обеспечением учебником – рабочей тетрадью и справочником «Практическое руководство» (в электронном варианте).

Екатерина Сергеевна Гранина, учитель информатики школы № 111, впервые вела занятия по программе в 2010-2011 уч. году: «На мой взгляд, курс очень интересен. Ребята с огромным удовольствием брались за разработку проектов. Если говорить о курсе «Технологии и бизнес», то идей ещё на самом старте была масса. Ребята попытались продумать всё до мелочей. Очень приятно, что выпускники с заботой и огромным усердием работали над проектами для школы.

Что касается курса «Технологии и профессии», то здесь явно выражена актуальность данного направления. Ребята гораздо глубже узнали специфику и суть многих востребованных в настоящее время профессий, например,  таких, как судья, администратор, стоматолог и т. д. Этот курс – большой вклад в профессиональное ориентирование учащихся.

В ходе курса поменялись в лучшую сторону и отношения между мной и учащимися и между самими учащимися. Мы с ребятами стали на равных, представляя себя бизнесменами и продумывая, что и как нам необходимо организовать и на кого же всё-таки пойти учиться.

Конечно, не всё так гладко. Ребятам в начале курса было сложновато работать в предложенной разработчиками форме. Сложности возникали в ходе беседы, когда учащимся надо было формулировать свои мысли и идеи. Но в ходе курса мы решили эту проблему и научились правильно и грамотно выражать свои мысли. Для меня решение этой проблемы являлось маленькой, но целью.

Я считаю, что для первого раза мы справились совсем даже неплохо».

Екатерина Сергеевна не единственный педагог, отмечающий изменение отношений между учителем и учениками в лучшую сторону. Учащимся нравятся занятия по программе. По словам Ларисы Владимировны Штоп, учителя начальных классов гимназии № 12, ученики с нетерпением ждут занятий по программе.

C опытом проведения занятий в гимназии № 6 «Горностай» и в школе № 168 можно познакомиться на вики-странице проекта, в разделе Истории успеха.

Для участия в проекте образовательному учреждению необходимо:

  • Организовать учебную площадку по программе Intel® «Путь к успеху» на базе образовательного учреждения:
    • обеспечить возможность оплаты труда преподавателя в количестве 68 академических часов в год из средств регионального или местного бюджетов;
    • предоставить необходимое учебное время в компьютерном учебном классе;
    • оказывать административную и техническую поддержку преподавателям, работающим по программе;
    • обеспечить в течение учебного года обучение по методике и с применением технологий программы Intel® «Путь к успеху» каждым преподавателем программы не менее 20 учащихся.
  • Направить педагога на тренинг по программе Intel® «Путь к успеху» в ГЦИ «Эгида» с целью обучения педагога технологии работы с учащимися по программе и получения права преподавания программы в ОУ.

Подать предварительную заявку на тренинг по программе Intel «Путь к успеху» можно по тел.: 279-93-60.

ГЦИ «Эгида» для учатников проекта проводит обучающие мероприятия. Уже прошла серия практических семинаров «Вики-технологии как средство публикаии материалов в Интернет», планируется проведение тренинга по развитию критического мышления у учащихся, а также серия открытых уроков по программе.

Не так давно организован форум для участников проекта (перейти на форум можно с вики-страницы проекта).

Более подробно с программой можно познакомиться на вики-странице проекта.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль методической службы в формировании профессиональной компетентности учителя
2. Методическая работа предметного объединения как система повышения квалификации педагогических работников
3. Роль РМО в системе повышения квалификации педагогических работников
4. Педагогический бенефис.
Внимание! Новая социальная технология!

5. Реализация интеллектуально-творческого потенциала ребенка посредством участия в интеллектуальных играх
6. Конструирование интеллектуальных игр
7. Реализация проекта Intel® «Путь к успеху» в г. Новосибирске
8. «Отражение»
(открытое сетевое сообщество педагогов Новосибирска)

9. Развитие учебно-познавательных компетенций у учеников начальной школы
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми-аутистами
11. Современные технологии в формировании читательского интереса у младших школьников
12. Конспект урока: Цикл Repeat - Until (цикл с постусловием)
13. Материалы для повышения уровня грамотности преподавателя английского языка (методическая помощь)
14. Развитие личности ребёнка через деятельность творческого кружка «Мастерица»
15. Библиотека – информационно-методический центр поддержки образования
16. Основы моделирования урока
17. Помощь всегда рядом