Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Методическая служба как система повышения квалификации педагогических работников: сегодня и завтра»
Выпуск №36 Октябрь 2011 | Статей в выпуске: 96


Все статьи автора(5) Григорий Авраамович Шихваргер,

Заслуженный учитель РФ,
заместитель директора

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска

Музей образовательного учреждения г. Новосибирска как яркое явление культуры и образования

Гражданское воспитание – одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.

Развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами, средоточием которых является музей как социально-культурное учреждение, сохраняющее и транслирующее социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры.

Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием.

Школьный музей включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, а также – близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района.

Отмеченные позиции со всей определенностью указывают на то, что школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение.

Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

Второй уровень – интеграция музея в учебно-воспитательный процесс.

Третий уровень – связь музея с местным сообществом.

В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Но, рассуждая о школьном музее, дети чаще всего расстаются со стереотипами и желанием, чтобы музей в школе походил на «настоящий». Их предложения подтверждают, что в школьном музее видится отражение не жизни далеких предков, а прежде всего своей собственной. Мы декларируем – история создается сегодня.

Потенциальные возможности

образовательно-воспитательного воздействия

Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».

Итак, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Инварианты школьного музея (типы, профили, жанры)

Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что он – музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко-краеведческие, художественные, этнографические, истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно-исторического профиля.

Интеграция школьного музея в учебно-воспитательный процесс

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то следует, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

В заключение отметим, что интеграции в учебно-воспитательный процесс придает музею более высокий статус. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.

Связь музея с местным сообществом:

Контакты с другими школьными музеями 

Ближайшими партнерами школьного музея являются другие школьные музеи. Создание системы контактов школьных музеев, включая взаимное посещение их учащимися (сегодня – мы к вам, а завтра – вы к нам), было бы чрезвычайно перспективно. Поэтому мы планируем поддерживать тесный контакт со школьными музеями.

Контакты с помощниками и спонсорами

Являясь общественной инициативой, школьный музей не может существовать вне самых широких и разнообразных контактов. Причем это контакты не только с партнерами по образовательной деятельности, но и с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями, находящимися на территории района, с местными СМИ, а также с жителями района. Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые оказывают музеям самую разнообразную помощь. Как бы подтверждая сложившийся на практике опыт сотрудничества с семьей, учащиеся также называют в числе первых помощников музея – родителей.

Современная школа, а вместе с тем и музей, умело овладевают системой, или связью с общественностью. Речь идет о налаживании прочных партнерских отношений со всеми, кто способен внести любую, пусть самую скромную, лепту в школьную жизнь. Не будем считать, что это происходит только в силу суровой необходимости «выживания». В этом видится естественное продолжение исторической традиции, согласно которой школьный музей всегда являл собой плод безвозмездных усилий и инициативы многих. О том, что эти традиции не исчезают, свидетельствует опыт создания многих школьных музеев.

Социальные функции музея

Музейная работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной работы, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Ее осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.

Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, взял на себя «летописную функцию», чем не занимается ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения, описания, реставрации собранных документов и предметов.

Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий в процессе изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Особенности школьного музея

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е. нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Этапы становления музейной педагогики

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно-педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако, современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей, как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.

2) Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников.

3) Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них – возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Творческая лаборатория – объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль – действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча – собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб – общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки – театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых – организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно -образовательной деятельности – предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.

В настоящее время культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.

Школьный музей – это мероприятие, педагогическое взаимодействие, в котором реализуются задачи, содержание и методы воспитательного процесса по формированию гражданственности, патриотизма, общечеловеческих ценностей; школьный музей – это внешнее выражение содержания воспитания, гармоничного развития личности. Выбор музея как формы воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.

Заключение

Понимание огромных возможностей образования и «воспитания историей» привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.

Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 187)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела