Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(8) Татьяна Дмитриевна Трубина,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

Ленинского района г. Новосибирска

Введение стандартов нового поколения: перспективы, трудности, первые результаты

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия» с сентября 2010 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (статус пилотной площадки). Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем  апробацию условий введения ФГОС НОО. Работа была начата с анализа методического, кадрового и материально-технического потенциала гимназии, а также изучения педагогического опыта тех учреждений, в которых апробация новых стандартов была начата в 2009 году.

Была создана нормативная база ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение).

Кроме того были приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения (учителя начальной школы, руководителей студий и творческих объединений второй половины дня, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ, психолога).

При введении ФГОС в гимназии была создана рабочая группа, которая обеспечивает координацию действий педагогов начальной школы, отвечает за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение образовательного процесса, утверждает проекты, стимулирует деятельность учителей, разрешает возможные конфликты. Деятельность рабочей группы по внедрению ФГОС НОО регламентируется специальным Положением.

Состав рабочей группы и порядок ее работы утвержден Приказом директора образовательного учреждения.

Члены рабочей группы прошли профессиональную переподготовку для внедрения ФГОС, активно сотрудничают с НИПКиПРО, центром научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб, самостоятельно изучают материалы по внедрению стандартов.

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 6 октября 2009 года), в гимназии разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования. По каждому учебному предмету разработаны и утверждены рабочие программы.

В 2011-2012 учебном году по новым образовательным стандартам во Второй Новосибирской гимназии обучаются восемь классов 1абвг, 2абвг. Общая численность детей составляет 227 учеников.

Обучение осуществляется по образовательной системе «Школа 2100». Все дети обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования. Классы оборудованы интерактивными досками и дополнительными средствами обучения, имеются в достаточном количестве ЦОР, раздаточный и демонстрационный материал. Для эффективной работы учителя используют современные образовательные технологии:

здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии: игровые образовательные технологии;

психотерапевтические  технологии: игровая  терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.;

информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; демонстрационные компьютерные программы; использование интерактивной доски; компьютерные презентации. И многое другое.

Яркой отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта является внеурочная деятельность, которая объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможна реализация задач их воспитания и социализации. Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий детей и их родителей.

В гимназии реализуются следующие виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность;
  • досугово-развлекательная деятельность.

Модель реализации раздела «внеурочная деятельность» учебного плана Второй гимназии представлена следующими компонентами:

  • Организованы занятия студий, клубов и секций по направлениям, заданным в ФГОС: духовно-нравственное (школа психологического здоровья «Лад», театральная студия «Маскарад»), общеинтеллектуальное (клуб медалистов «Умники и Умницы», шахматный клуб «Белая Ладья»), оздоровительное (клуб спортивного ориентирования «Азимут»), социальное (экологический клуб «Юннаты»), общекультурное (творческая мастерская «Самоделкин», изо-студия «Акварельки», дизайн-студия «Витражи»).
  • Заключены договоры о сотрудничестве с ДТДиУМ «Юниор» и МБОУ ДОД КОЦ «Юность», бассейном «Заря».
  • Предоставлена дополнительная возможность развития детей через посещения занятий в центре «Платных дополнительных услуг» МАОУ «ВНГ»: вокал, танец, английский язык, валяние шерсти, обучение игре на фортепьяно, плаванье.

Все разнообразные виды внеурочной деятельности представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляет психолог гимназии. Она провела входную диагностику в первых классах, используя методики для выяснения интеллектуальной и личностной готовности детей к обучению в школе. Педагогическая диагностика «Готов ли ребенок к школе», авторы Е.Э. Кочурова и М.И. Кузнецова, выявляла готовность обучающихся к овладению грамотой и математикой.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что абсолютное большинство первоклассников готовы обучаться в школе.

Для организации методической работы по методической и мотивационной подготовке кадров к внедрению новых стандартов проводятся тематические заседания кафедры начального образования ВНГ, практико-ориентированные семинары с участием к.п.н. Волчек М.Г., начальником Центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб. А также, участие в методических мероприятиях различного уровня, тематические консультации, обобщение опыта на страницах периодических изданий различного уровня, проведение открытых уроков. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 324)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела