Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Наталья Алексеевна Ольховская,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 64 Кировского района
г. Новосибирска

Использование новой линии учебников – Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Мой опыт педагогической деятельности составляет 20 лет, на протяжении всей работы в школе учителем географии придерживалась примерного тематического планирования, рекомендованного к каждому курсу географии 6-11 класса и работала по традиционным УМК.

С учетом реализации новой концепции содержания географического образования предполагается переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Потому при организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК считаю необходимым внедрять УМК нового поколения, особенностями которых являются:

– переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;

– формирование компетентностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении;

– усиление блока прикладных знаний.

Этим требованиям отвечает учебно-методический комплекс по географии, подготовленный единым авторским коллективом под руководством Домогацких Е.М.

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (6 класс). Изд-во «Русское слово-РС».
  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (7 класс). Изд-во «Русское слово-РС».
  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (8 класс). Изд-во «Русское слово-РС».
  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География (9 класс). Изд-во «Русское слово-РС».
  5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) (10-11 класс). Изд-во «Русское слово-РС».

Авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

В 2009-2010 учебном году я перешли на УМК Е.М. Домогацких.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Учебно-методический комплекс Е.М. Домогацких в целом охватывает все основные темы, рассматриваемые ранее в курсе географии 6 класса: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. В соответствии с программой Евгения Михайловича, предполагается 34-часовое изучении курса 6 класса. Еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Таким образом, идет увеличение часов на преподавание курса география в 6 классе до 68 часов.

Отличительные особенности УМК:

1. Информационный аппарат (структура учебника). Материал разбит на 33 параграфа;

  •  рисунки,  фотоиллюстрации;
  • понятия и термины выделены жирным шрифтом;
  • разделы курса сопровождаются рубрикой «Интересные даты»;
  • в конце параграфа даны рубрики:
    • повторим главное;
    • ключевые термины и имена;
    • проверим знания;
    • а теперь более сложные вопросы;
  • приложения – итоговые вопросы и задания, как самому сделать карту, словарь терминов;
  • тесты, ответы на тесты.

2. Справочный аппарат включает словарь основных терминов, ответы на тесты.

3. В учебнике реализованы приоритеты географического образования:

  • внутри и межпредметная интеграция с историей, астрономией и т.д.;
  • гуманитаризация – много сведений о персоналиях;
  • экологизация содержания географического образования;
  • регионализация содержания географического образования.

4. Методический аппарат учебника способствует формированию умений:

  • применять разнообразные источники географической информации – таблицы, картосхемы, карты, иллиюстрации;
  • конструировать топографические карты.

5. Методический аппарат представлен рубриками:

  • повторение («повторяем главное», «проверим знания», «а теперь более сложные вопросы»);
  • контроль ЗУН (итоговые тесты);
  •  уровневая дифференциация (проблемные и творческие задания);
  •  краткие исторические сведения о первооткрывателях и т.д.

Внимательно проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности учебника, мною были отмечены некоторые сложности в работе с ним.

В 6 классе изучается  целый ряд предметов, содержание которых должно взаимно дополнять друг друга. Так как некоторые вопросы, изучаемые в курсе географии, опираются и перекликаются с содержанием учебного материала по математике (авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.), ОБЖ (автор М.П. Фролов), биологии (автор Н.И. Сонин). Но если смотреть на распределение учебного материала по четвертям, а соответственно и на логику его изложения, то здесь и возникают многие несоответствия, включающие в первую очередь  нестыковку или опережение учебного материала. В итоге получается, что ученику очень трудно усвоить некоторые географические вопросы, причем многие из которых являются ключевыми, на которые опирается достаточно много последующего материала.

Наиболее значимые нестыковки учебного курса географии 6 класса с учебным курсом математики. Так как на математические знания опирается целый ряд географических тем, таких как «План и карта», «Атмосфера».

Самой большой сложностью является опережение географии в подаче такого материала, как географические координаты. В математике координатная плоскость приходится на конец III четверти. В географии – это начало изучения курса. Другая проблема при изучении темы «Атмосфера». Всем хорошо известно, что изучение этой темы сопровождается многочисленными практическими работами, связанными как с чтением, так и с построением разных графиков. В математике графики также изучаются в конце III четверти, и мы должны знать, что дети придут к нам на урок совсем не подготовленными. С этой же темой связана и другая проблема: отрицательные температура, которые в той же математике рассматриваются как отрицательные числа, и тоже в III четверти. Таким образом, ребята не смогут самостоятельно вычислить ни амплитуду температур, ни среднюю температуру, если в значениях будут появляться отрицательные числа.

Кроме этого, сама структура учебника, в плане формирования географических понятий и представлений, является не совсем совершенной.

Анализируя тему «Географическая карта» авторами не даются представления о плане местности, об условных знаках на плане местности, при том, что определение расстояний, определение сторон горизонта и азимута на плане местности имеются. И понятия «абсолютная высота», «относительная высота», «изогипса» даются на плане местности. А ведь работа по фрагментам планов местности является одним из заданий итоговой аттестации ГИА, ЕГЭ и олимпиадных заданий! Таким образом, в теме «Географическая карта» необходимо предусмотреть изучение таких вопросов как «план местности», «значение плана местности и географической карты» и практическую работу «составление плана местности» (в Приложении описание этой работы приводится авторами учебника). Рассматривая вопросы темы «Земля как планета», не целесообразным, на наш взгляд, является изучение системы географических координат, т.к. учащиеся ещё не знакомы с понятиями «параллели» и «меридианы», которые рассматриваются при изучении темы «географическая карта».

В теме «Литосфера» недостаточным, на наш взгляд, является освещение вопроса «вулканизм». Безусловно, эта тема всегда выигрышная в плане интереса учащихся и можно предусмотреть задания для ребят по более глубокому изучению данного вопроса с использованием дополнительной литературы.

В теме «Атмосфера» отсутствует разъяснение о насыщенности водяным паром воздуха, понятие «абсолютная влажность», «относительная влажность», которые являются необходимыми при дальнейшем изучении климата и проведении практических работ.

За два года работы по этому учебнику можно отметить положительные моменты: в изучении темы «Литосфера» включены отдельные параграфы по изучению полезных ископаемых и видов выветривания горных пород, очень хорошо освещен вопрос единства гидросферы, включение в тему «Биосфера» охраны природы, включена тема «Почва и геосфера», способная сформировать единое представление о природе Земли.

В целом, УМК Домогацких Е.М. 6 класса является очень удобным в плане перекомбинации тем, поскольку каждая из них построена как самостоятельная структурная единица учебного материала. Кроме того, в учебном комплексе четко выражена линия единства географической оболочки, и изменение порядка изучения тем не изменяет общую идею курса.

С целью полного представления учащихся о планете Земля в начальном курсе физической географии, считаем необходимым изучение темы «Население Земли».

Отзывы родителей и учащихся об УМК Е.М. Домогацких.

1. Учебник очень яркий, красочный, снабжен фотографиями, схемами, таблицами, картосхемами,  причем все они легко запоминающиеся.

2. Простой и доступный язык изложения материала.

3. Хорошо представлен понятийный аппарат, словарь терминов и понятий.

4. Учебник отвечает научности и доступному восприятию учащихся. Все разделы и темы тесно взаимодействуют.

5. Содержание мотивирует учащихся и способствует применению знаний в реальной жизни.

6. Задания в конце тем позволяют успешно работать с учащимися разного уровня подготовки, способствуют самопроверке.

7. Подводится итог изучения темы в виде рубрики «Повторим главное». Это позволяет закрепить изученный материал.

Каждый предмет, изучаемый в течение учебного года, должен способствовать усвоению другого, и особенно не противоречить ему. Наша главная задача, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь учащемуся сформировать комплексное, системное мировоззрение о Земле как о планете людей.

Учитывая интересы ребенка, нужно найти взаимопонимание хотя бы на уровне учителей-предметников, если этого не могут сделать на более высоком уровне. Ведь для ребенка-ученика важно, чтобы изучаемый на уроках материал был для него, прежде всего, понятен и доступен, тогда и учиться ему будет легче, и в школу он будет ходить с удовольствием.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 56)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела