Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Жанна Алексеевна Бочкарева,
руководитель школьного музея «Дети войны»
МБОУ СОШ № 160 Ленинского района г. Новосибирска

Сценарий литературно-музыкальной композиции праздника «Белых журавлей»

Заставка памятника на экране. (1 слайд)  

Звучит песня «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова в переводе

Н. Гребнева. На сцену поднимаются участники композиции.

 

 

1 УЧЕНИК: Крик белых журавлей – он до сих пор нам слышен,

Хоть и минуло уже много лет.

Он с тех полей войны становится все ближе

И вспомнить павших нас зовет в ответ.

2 УЧЕНИК: В селе Дзуарикау, что в Республике Северная Осетия-Алания, есть памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны семи братьям Газдановым.  

3 УЧЕНИК: На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей, это объясняет такую композицию памятника.

4 УЧЕНИК: Увидев этих журавлей, народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее была написана песня «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…».

Музыка громче, все замолкают. Пауза. Музыка замолкает.

5 УЧЕНИК: Журавли не имеют национальности .

6 УЧЕНИК: Они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Неслучайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям.

7 УЧЕНИК: Это говорит о том, что всех нас объединяет память о Великой Отечественной войне, общая история, общее родство.  

8 УЧЕНИК: 22 июня 1941 года началась великая Отечественная война.  Для советских людей закончилась мирная жизнь. Как это было?  

Все расходятся по сцене. Музыка «Довоенный вальс». Пары танцуют. В центре  появляются Настя и Андрей в одежде для выпускного бала.

1 УЧЕНИК: Короткая летняя ночь. 

Бал выпускной, рассвет.

Школьный вальс откружил,

Закончены десять лет...

Не знает ещё никто,

Что не допоёт соловей,

Что через час война

Взорвёт тишину полей...

В центре сцены танцуют под музыку Настя и Андрей. Все замирают.

– Настя, посмотри какой чудесный вечер! Хочется ни о чем не думать, а просто любоваться заревом заката.

– Да, Андрей, 22 июня 1941 года мы запомним надолго, ведь сегодня наш школьный выпускной.

– А впереди у нас целая жизнь. Вот я собираюсь поступать в политехнический, на инженера.

– А я в медицинский, на медсестру.

– Но, Настя, отчего же на сияющем лазурью небосводе сгущаются черные тучи?

– Да, Андрей, и все люди в панике куда-то бегут! (2 слайд)

Аудиозапись: голос Левитана о начале войны. Участники замирают. Фонограмма бомбежки. Пары на сцене смыкаются к центру, уходя вглубь сцены, разделяя Андрея и Настю. Под звуки бомбёжки Андрей и Настя расходятся в разные стороны.

Участники выстраиваются для литмонтажа.

2 УЧЕНИК: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. 

3 УЧЕНИК: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. (3 слайд)

4 УЧЕНИК:

Был отступленья путь солдатский горек, 

Как горек хлеба поданный кусок… 

Людские души обжигало горе, 

Плыл не в заре, а в зареве восток. 

Рев траков над ячейкой одиночной 

Других сводя, а нас не свел с ума. 

Не каждому заглядывали в очи 

Бессмертье и история сама. (4 слайд)

5 УЧЕНИК: Уже в первые дни войны сибиряки вместе с другими воинами Красной Армии приняли на себя удар врага и насмерть стояли на рубежах родной страны.

Пограничники, среди которых было много сибиряков, вместе с подошедшей 99-й стрелковой дивизией, тоже наполовину укомплектованной сибиряками, до 29 июня отражали натиск противника и только по приказу командования оставили город Перемышль. (5 слайд)

6 УЧЕНИК: В битвах и сражениях Великой Отечественной войны особое место занимают сибиряки. Сибирские дивизии и полки сражались на всех участках громадного советско-германского фронта, участвовали в Московской, Сталинградской, Курской и других важнейших операциях, а также в боях против японских милитаристов. (6 слайд)

7 УЧЕНИК: 26 июня из Сибирского военного округа ушла на фронт 24-я армия. В боях за древний русский город Ельня на Смоленщине с 7 августа по 6 сентября она разгромила 4-ю немецкую полевую армию.

8 УЧЕНИК:

Ракет зеленые огни 

По бледным лицам полоснули. 

Пониже голову пригни 

И, как шальной, не лезь под пули, 

Приказ: «Вперед!» 

Команда: «Встать!» 

Опять товарища бужу я. 

А кто-то звал родную мать, 

А кто-то вспоминал – чужую. 

Когда, нарушив забытье, 

Орудия заголосили, 

Никто не крикнул: «За Россию!» 

А шли и гибли 

За нее. (7 слайд)

1 УЧЕНИК: Первыми Героями Советского Союза среди сибиряков стали летчик старшина Н.Я. Тотмин, 4 июля 1941 года тараном сбивший немецкий самолет, и танкист, младший сержант А.М. Грязнов. Громили врага в воздухе и на земле летчики-сибиряки трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза подполковник П.А. Плотников, майор С.И. Кретов. (8 слайд)

2 УЧЕНИК: Двадцать сибирских дивизий и бригад участвовали в Московской битве. Они сражались насмерть на Бородинском поле и под Истрой, под Волоколамском, Серпуховом и Тулой.

3 УЧЕНИК: В годы войны не было такого подвига, которого не совершили воины-сибиряки. Летчики Тотмин и Авилов таранили немецкие самолеты, Сорокин и Кузьмин совершили такой же подвиг, как Алексей Маресьев, экипажи сибиряков Черных, Винокурова и Коляды повторили подвиг Николая Гастелло. Танкист Григорьев таранил немецкий танк, а Бухтуев – бронепоезд. 25 наших земляков закрыли своей грудью амбразуры вражеских дзотов. (9 слайд)

4 УЧЕНИК: В числе героев-панфиловцев были сибиряки Васильев, Емцов, Шадрин. Шемякин, Трофимов. Политрук  полка В.Г. Клочков, воодушевляя своих земляков и других бойцов отряда, 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково произнес ставшие знаменитыми слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» (10 слайд)

5 УЧЕНИК: Берлинская битва была самой крупной не только в истории Великой Отечественной, но и Второй мировой войны. Вместе с другими частями и соединениями Советской Армии в боях за Берлин участвовали 20 сибирских дивизий. Первой в столицу фашистской Германии ворвалась сибирская 52-я гвардейская Рижская четырежды орденоносная стрелковая дивизия под командованием новосибирца генерал-майора Н.Д. Козина. Она сражалась под Сталинградом и Курском, в Прибалтике и Польше. В Берлине она разгромила эсэсовскую дивизию «Адольф Гитлер» и захватила полицей-президиум, получила второе почетное наименование – Берлинская.

6 УЧЕНИК: Сотни тысяч сибиряков за боевые подвиги на фронтах были награждены орденами и медалями.

7 УЧЕНИК: Тысячи сибиряков не вернулись в свои семьи. (11 слайд)

Песня «Дымилась роща над горою». Звучит тише. Участники собираются к центру сцены.

8 УЧЕНИК:

Дымилась роща над горою, 

И вместе с ней горел закат… 

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят. (12 слайд)

1 УЧЕНИК: В основу песни «На безымянной высоте» положена реальная история. В Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят». Как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной – о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района Калужской области. (13 слайд)

2 УЧЕНИК: Безымянная находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии, там, впереди, в руках врага. Эта высота была господствующей, ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта. (14 слайд)

3 УЧЕНИК: В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение – сибиряки-добровольцы, новосибирские рабочие с завода «Сибсельмаш». Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Прошина должна была произвести смелую операцию – пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. (15 слайд)

4 УЧЕНИК: Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот! (16 слайд)

5 УЧЕНИК: В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых – сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись – Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов – пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии. (17 слайд)

6 УЧЕНИК: В Новосибирске помнят все имена бойцов безымянной высоты:

Николай Даниленко

Дмитрий Ярута

Емельян Белоконов

Петр Панин

Дмитрий Шляхов

Роман Закомолдин

Николай Галенкин

Тимофей Касабиев

Гавриил Воробьев

Александр Артамонов

Дмитрий Липовицер

Борис Кигель

Даниил Денисов

Петр Романов

Иван Куликов  (18 слайд)

7 УЧЕНИК: Из восемнадцати героев Безымянной девять работали до фронта на заводе «Сибсельмаш». Плечом к плечу, вкруговую стояли сибирские рабочие, бились до последнего патрона, до последней гранаты. (Евгений Долматовский. «На безымянной высоте», глава из книги «Рассказы о твоих песнях»).

8 УЧЕНИК: Трудными дорогами войны приближались солдаты к победе.  С нетерпением ждали последний бой, самый трудный бой.

Выходит на сцену в военной форме Андрей. Поют песню «Последний бой».

 

 

Андрей 1-й куплет произносит речитативом. Андрей уходит. Тихо звучит реквием Моцарта. Участники перестраиваются. На авансцену выходит 1 ученик.

1 УЧЕНИК: Многие бойцы так  никогда и не увидели своей мамы, своей сестры, своей жены, своих детей. Рассказывает жительница Новосибирска Вера Андреевна Вержбицкая (по материалам школьного музея). (19 слайд)

Мой отец, Комольцев Андрей Ермилович, с первого дня войны был призван в армию. (20- 21 слайд)

В 1942 году отец был тяжело ранен и лежал в госпитале в Уфе. Оттуда нам прислал открытку. (Открытка для дочки из Уфимского госпиталя). (22 слайд)

Потом ему дали отпуск, и он неделю был дома. (23 слайд)

Больше я его не видела. В августе 1943 года он погиб в бою под Курском.

В 1944 г. мать и дочь Камольцевы получили похоронку от мужа и отца. (24 слайд)

Посмертно Комольцев Андрей Ермилович был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени. (25 слайд)

«Мы встретились после горячих боёв. Но встреча наша была не долга. Нам не дал продлить её лютый враг.  Пройдёт время, снова будем с тобой…» (Из письма с фронта Андрея Камольцева жене). (26 слайд)

Ведущий: Почтим минутой молчания память всех погибших воинов в Великой Отечественной войне.

Все расступаются к краю сцены. Настя – на заднем плане, медленно приближается к Андрею, но не доходит до него, им будто мешает расстояние и время. Андрей – впереди.

– Настя, ты слышишь, как в ночном небе вспыхивают залпы орудий, и все люди выбегают на улицу с громким возгласом: «Победа!»

– Да, Андрей, я слышу, и не могу в это поверить!

– А видишь, как бойцы возвращаются к своим женам и матерям – поседевшие от горя и бед проклятой войны?

– Да, я вижу, и глаза мои наполняются слезами от счастья!

– А там, Настя, вдалеке, на разрушенном пустыре, где когда-то была наша школа, иду домой я… Ты только обязательно меня жди, и я вернусь. Я вернусь с Победой!

Андрей спускается со сцены. Уходит. Участники становятся на свои места. (1 слайд)

1 УЧЕНИК: Все войны когда-нибудь заканчиваются.  

2 УЧЕНИК: Трава пробивается из-под пепла.

3 УЧЕНИК: Дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей.

4 УЧЕНИК: Жизнь продолжается.

5 УЧЕНИК: Но для того, чтобы она была мирной, надо помнить

Хором: Великую Отечественную войну.

Песня «Журавли». Уход со сцены.

Презентация.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 23)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела