Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Юлия Владимировна Котельникова,
заместитель директора по учебно-методической работе
Дома детского творчества им. А.И. Ефремова
г. Новосибирска

Интеграция основного и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в экономике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях школа как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Решение проблемы непрерывного образования как одного из главных факторов развития личности на протяжении всей её жизни достигается двумя тесно связанными процессами: воспитанием у детей потребности в приобретении знаний, умения ими распоряжаться во благо человека; обеспечением возможностей для получения полноценного образования через создание новых образовательных структур и совершенствования традиционных образовательных услуг. В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей, в систему образования в качестве одного из её звеньев и было введено дополнительное образование.

Вопросы интеграции общего и дополнительного образования в Новосибирске поднимаются уже 10 лет. За эти годы накоплен богатейший опыт различных вариантов взаимодействия. Поэтому положения инициативы «Наша новая школа» не стали большой неожиданностью.

Стандарты второго поколения декларируют 5 направлений развития личности учащихся. Это:

– спортивно-оздоровительное;

– духовно-нравственное;

– социальное;

– общеинтеллектуальное;

– общекультурное.

На сегодняшний день в г. Новосибирске сложилась система дополнительного образования, состоящая из двух субъектов: собственно учреждений дополнительного образования и инфраструктуры дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Поэтому можно смело говорить, что дополнительное и общее образование – это взаимовлияющие и равно относящиеся друг к другу понятия. Таким образом, в системе дополнительного образования предусматривается два направления: внеурочное и внешкольное.

Внеурочное дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе (циклы лекций, олимпиад, конкурсов, экскурсий, предметных недель и т.д.), т.е. через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора. Внешкольное дополнительное образование осуществляется различными УДОД (Дома творчества, клубы и т.д.) и имело два варианта реализации: занятия в объединениях по интересам (клубы, студии, театры, секции и пр.) могли проводиться как в школе на основе двустороннего соглашения между школой и УДОД (как это было до последнего времени), так и вне её – на базе самого УДОД. Также УДОД осуществляло разнообразные массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности и последующим знаниям в объединении основных образовательных программ. В Кировском районе эту составляющую обеспечивает районная воспитательная программа «Мы вместе!».

Национальная инициатива «Наша новая школа» ставит главной задачей современной школы – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. По моему глубокому убеждению, эту задачу в полной мере возможно решить только совместными усилиями общего и дополнительного образования.

Ценность дополнительного образования в том, что оно призвано, с одной стороны, углубить ЗУНы, получаемые детьми в школе (факультативы, научные общества учащихся и т.п.). С другой стороны, оно призвано обеспечить детям предоставление образовательных услуг по предметным областям не представленным или слабо представленных в учебном плане общеобразовательной школы. Таких, например, как театр, хореография, журналистика, телевидение, узкопрофильные спортивные секции и т.д. Спрос на эти направления огромен. И не удивительно, ведь они не только объединяют в себе несколько предметов из школьного курса, но и позволяют ребенку раскрыть свои творческие способности, научиться совместному творчеству, выработать активную жизненную позицию, получить богатейший опыт эмоционально-ценностных отношений и, в конце концов, даже определиться со своей будущей профессией. Обучение в детских творческих объединениях происходит в непринужденной, зачастую почти неформальной обстановке. В конечном итоге детское объединение становится сплоченным сообществом единомышленников (как взрослых, так и детей), объединенных общими взглядами, устремлениями, целями. Все это становится залогом мощной мотивации к развитию личности ребенка, что является залогом его будущей успешности.

Дом детского творчества им. А.И. Ефремова сегодня – это сообщество 96 педагогов дополнительного образования и почти 5000 детей, которые реализуют совместную деятельность как на базах 2-х зданий Дома творчества, так и на 21 площадке ОУ Кировского района. Детям в учреждении на выбор предлагается 65 детских объединений.

На базах школ образовательная деятельность нашего Дома творчества представлена по следующим направлениям:

– ИЗО и декоративно-прикладное творчество на базах 17 школ;

– вокально-хоровое пение и фольклорные ансамбли в 9 школах;

– народные, современные, эстрадные и спортивные бальные танцы в 9 школах;

– театральные студии в 5 школах;

– музыкальные студии по классу фортепиано, гитары, баяна и аккордеона в 3 школах;

– детские пресс-центры в 3 школах;

– видеостудия в 2-х школах;

– клубы интеллектуальных игр в 2-х школах;

– эколого-биологическое объединение в 3-х школах;

– различные спортивные секции в 8 школах.

Образовательные программы всех этих детских объединений направлены не только на освоение узкоспециальных профилирующих навыков, но и предоставляют богатый опыт социальной деятельности и позитивного межличностного взаимодействия.

Любая программа, реализуемая Доме творчества направлена на:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Не смотря на большую востребованность дополнительного образования мы сталкиваемся с проблемами:

1) Заключение договоров о безвозмездной аренде с ОУ через Департамент земельных и имущественных отношений;

2) Перспектива бесконечных внесений изменений в Устав в связи с «подвижностью» коллективов на базах школ;

3) Получение лицензии на закрепленные за нами в школах помещения, где мы и будет предоставлять дополнительные образовательные услуги;

4) Повышение требований к фактическому образованию педагога дополнительного образования (некоторые педагоги дополнительного образования не имеют высшего педагогического образования);

5) Финансирование образовательного процесса (компьютеризация, приобретение программного обеспечения, оснащение объединений технического творчества, приобретение сценических костюмов, обуви, спортивного инвентаря и т.д.).

Но самая главная, на мой взгляд, проблема – это объективное снижение качества образования. Во-первых, обязательное посещение занятий на базе школы в рамках стандарта ущемляет право ребенка на свободу выбора своего дополнительного образовательного маршрута. Во-вторых, идет увеличение нагрузки на детей, посещающих занятия вне школы, т.к. до сих пор этот момент четко не регламентирован.

На УДОД возлагаются большие надежды в обеспечении реализации стандартов второго поколения для начальной школы. Эти и другие проблемы нам предстоит решать в наступившем учебном году. Но я надеюсь, что мы все преодолеем. Ведь цель у нас одна – и для учреждений дополнительного образования, и для школ главное – это воспитать разносторонне развитую, успешную личность, свободно ориентирующуюся в быстро меняющемся мире. И достичь этого можно только вместе. Мы всегда открыты для сотрудничества!

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 51)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела