Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Людмила Алексеевна Никонова,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 80 Советского района г. Новосибирска, участник регионального этапа Ярмарки социально-педагогических инноваций 2011 г.

Тамара Ивановна Роженко,
учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 80 Советского района г. Новосибирска, победитель регионального этапа Ярмарки социально-педагогических инноваций 2010 г, награждена грамотой Министерства образования и науки Российской федерации

Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в курсе «Преподавание информатики на английском языке»

В МБОУ СОШ № 80 сложилась определенная система работы с одаренными детьми на основе совершенствования содержания образования, форм и методов обучения.

С 2006 года школа является экспериментальной площадкой Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования (ИПИО РАО).

В рамках работы экспериментальной площадки проводится апробирование обучающих программ для 5-11 классов. Особенно хорошие результаты дала работа с программами Г.И. Сапрыкиной «Теория множеств», «Элементы теории вероятностей», «Элементы комбинаторики» на факультативных занятиях по математике, «Функции и графики» (в 9-11 классах), «Тригонометрия» (в 11 классе). Хорошие результаты дает использование программного комплекса «Математика 6-8» (Авторы А.И. Роженко, С.А. Роженко, Т.И. Роженко, Л.Ю. Еремеева).

На уроках физики используется оборудование «L-micro» и электронные методические пособия, электронные учебники Старцевой Н.А., программа «Газовые законы» Г.И. Сапрыкиной и С.А. Роженко.

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе МБОУ СОШ № 80. Использование информационных технологий в процессе изучения английского языка способствует активному формированию коммуникативной компетенции как учащихся, так и педагогов.

С 2007 года в рамках экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий для развития творческих способностей учащихся школа работает по программе Intel «Путь к успеху».

Для этого кабинет английского языка был оборудован интерактивной доской, 13 компьютерами, комплектом наушников с микрофонами, колонками.

Задания курса соответствуют возможностям и способностям учеников. Характер заданий предусматривает возможность разделения труда. Курс интересен как темами практических занятий, так и методами проведения уроков. Одно из требований курса – сотрудничество: дети должны работать в группах, учиться распределять обязанности, уметь договариваться и общаться. И если работали на компьютерах дети с удовольствием, то с сотрудничеством часто возникали проблемы. В современном мире дети теряют навыки общения, становятся менее разговорчивыми. ЕГЭ в этом тоже сыграл свою роль: мы, учителя, стараемся приучить детей к тестам, письменным работам, ослабляя внимание по отношению к развитию речи. Была и ситуация, когда никто из группы не хотел работать с одним учеником.

С другой стороны, у детей и родителей повышается потребность в качественном изучении английского языка и развитии навыков устной речи.

Само собой пришло решение создать элективный курс «Преподавание информатики на английском языке». Мы согласовали проведение курса Intel «Путь к успеху» с центром информатизации «Эгида», и в 2010/11 учебном году было решено начать обучение по данному курсу в классе интенсивной подготовки. 

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Ну как не воспользоваться любовью детей к компьютеру и компьютерным играм и расширить их представление о пользовании компьютером.

Программа Intel «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» позволяет решать эти задачи.

Цель курса информатики на английском языке:  формирование мотивации учащихся к изучению иностранного языка через применение компьютерных технологий; интегрирование знаний по информатике и английскому языку. 

В рамках программы учащиеся овладевают компьютерной лексикой на родном и английском языке, который является базовым языком компьютера.

Занятия начались с компьютерной азбуки: устройство компьютера и знание компьютерных терминов.

В своих проектах они будут воплощать свои идеи и пути решения различных проблем местного сообщества на основе использования технологий и представлять их на двух языках: родном и английском.

В основе всех заданий и проектов лежит тема местного сообщества, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства – школы, двора, поселка, микрорайона. И первое творческое совместное задание в программе Paint – создание марки нашего микрорайона ОбьГЭС – технически выполнялось на уроке Т.И. Роженко, а на уроке английского вспомнили алгоритм работы и совместно с учителем учились представлять свою презентацию на английском языке.

Программа построена таким образом, что дети представляют готовые работы, выполненные на уроках информатики, и защищают их на английском языке на занятиях уже с учителем английского языка.

Последующие презентации готовились уже в группах, т.к. ребята уже изучили инструменты растрового графического редактора, усвоили приемы создания и редактирования графического изображения, работу с текстом в графическом редакторе.

Итоговые работы могут быть представлены приглашенным гостям, включая друзей, членов семей и лидеров местного сообщества и на научно-практической конференции.

Основным методом обучения является исследовательская и коммуникативная деятельность, направленная на развитие познавательных интересов, на развитие творческих способностей ученика, на развитие языковых способностей. Учащийся учится анализировать учебную проблему, ищет пути исправления собственных ошибок и, как следствие, решает поставленную задачу.

Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка путем овладения навыками работы с современными компьютерными программами. Качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний с помощью компьютерных упражнений, развиваются речевые умения при работе с программами мультимедиа, появляется возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку за счет использования интерактивных компьютерных средств.

Программа «Intel «Путь к успеху» на английском языке

Пояснительная записка.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Программа Intel «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» позволяет решать эти задачи

Курс «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» составлен на основе одноименной программы Интел и направлен на вовлечение детей в решение проблем школы, района, города и развитие коммуникативной деятельности учащихся, т.е. практическое владение английским языком на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель курса:

  • развитие у учащихся навыков критического мышления;
  • повышение у учащихся грамотности в области компьютерных технологий;
  • развитие у учащихся навыков сотрудничества.
  • формирование мотивации учащихся к изучению иностранного языка через применение компьютерных технологий.
  • интегрирование знаний по информатике и английскому языку

Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для его творческой активности. Программа Intel « Путь к успеху» способствует решению этой проблемы.

В образовательный процесс школы программа «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» внедрена в программу элективного курса в объеме 35+35(информатика + английский язык) для учащихся 5 б класса.

В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, как Microsoft Office Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и Microsoft Office Power Point и владения компьютерной лексикой на родном и английском языке, который является базовым языком компьютера.

Курс включает в себя 70 занятий. В течение первых 26(52) занятий учащиеся, работая в парах, будут использовать компьютерные технологии и навыки критического мышления для выполнения множества заданий. Задания будут посвящены сети Интернет, графике, работе с текстом, электронными таблицами и мультимедиа. В течение последних 12(24) занятий учащиеся будут работать в малых группах по 3-5 человек над созданием итоговых проектов. В них они будут воплощать свои идеи и пути решения различных проблем местного сообщества на основе использования технологий и представлять их на двух языках: родном и английском. Итоговые работы могут быть представлены приглашенным гостям, включая друзей, членов семей и лидеров местного сообщества и на научно-практической конференции.

Все задания и проекты, которые выберут учащиеся для разработки, потребуют планирования, создания, проверки и обсуждения идей и результатов работы с другими.

Сквозной темой курса является местное сообщество – место, где живет ребенок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа поворачивает ребенка лицом к тому, что его окружает, учит видеть проблемы и помогать в их решении.

Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Основы компьютерных технологий. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации.  Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.

Критическое мышление. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Существует множество путей решения проблем. Данный курс предоставит учащимся возможность развить и продемонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Так, например, работая над заданиями и проектом, они будут планировать, проверять и обсуждать свою работу.

Сотрудничество. Сотрудничество включает умение работать в команде, а именно, совместную работу с одним или несколькими людьми над решением поставленной задачи. Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.

Особенности программы.

1. Программа рассчитана на детей, имеющих незначительный опыт работы с персональным компьютером.

2. Обучение программным продуктам носит исключительно практический характер и строится на потребностях в конкретных знаниях, возникающих у ребенка при выполнении практических заданий. Дети впервые получают возможность использовать компьютер в качестве инструмента для выполнения самых разных работ.

3. Важнейшим аспектом программы является обучение навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации в Практическом руководстве.

4. Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы ребенок не боялся исследовать возможности компьютера, совершать ошибки, делать выбор.

5. Обучение выполнению заданий основано на строгом алгоритме – планирование, работа над заданием, проверка, обсуждение. Причем работа над заданием также ведется по строго определенному алгоритму (шагам), сочетающему поиск нужной информации, работу с компьютером, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности.

6. В основе всех заданий и проектов лежит тема местного сообщества, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства – школы, двора, поселка, микрорайона.

7. Содержание итоговых проектов носит социальный характер. Дети учатся видеть и помогать решать проблемы местного сообщества.

8. Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ на уроках по любому предмету.

9. Умение пользоваться справочным пособием позволяет детям самостоятельно продолжать знакомство с ресурсами Microsoft Office и использовать их при выполнении работ более сложного уровня за рамками данной программы.

10. Строгий алгоритм работы над заданиями, продуманный и простой механизм поиска необходимой информации, методика обучения самостоятельной работе помогают учителю, еще не очень уверенно владеющему компьютерными технологиями, учиться вместе с детьми, осваивать продукты Microsoft Office в том числе и для решения задач за рамками данной программы.

11. Программа построена таким образом, что дети представляют готовые работы, выполненные на уроках информатики, и защищают их на английском языке на занятиях уже с учителем английского языка

12. Ребенок учится самостоятельно оценивать свою работу. Строгие и четкие критерии оценки выполнения задания и проекта известны ученику еще до начала работы. Объективность критериев приводит к тому, что собственная оценка ученика практически никогда не расходится с оценкой учителя.

Специальные упражнения, открывающие работу с каждой новой компьютерной технологией, помогают ученику научиться самостоятельно знакомиться с ее возможностями не прибегая к чьей-либо помощи, не бояться сделать ошибку, получить удовольствие от новых открытий.

Требования к уровню подготовленности учащихся:

  • иметь представление о правилах работы с компьютером;
  • иметь основные навыки работы с мышкой и клавиатурой.

После окончания курса, учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Учащиеся должны знать:

  • основные правила работы на ПК;
  • технологию обработки информации с помощью ПК;
  • этапы работы над проектом. 

Учащиеся должны уметь:

  • решать поставленные задачи;
  • выбирать оптимальное решение из множества возможных (обосновывая выбор);
  • находить нужную информацию из большого его потока;
  • публично выступать с презентацией своей работы;
  • объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
  • создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;
  • создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;
  • создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint;
  • работать с электронными таблицами в программе Microsoft Excel.

Основным методом обучения является исследовательская и коммуникативная деятельность, направленная на развитие познавательных интересов, на развитие творческих способностей ученика, на развитие языковых способностей. Учащийся учится анализировать учебную проблему, ищет пути исправления собственных ошибок и, как следствие, решает поставленную задачу.

Содержание курса.

«Путь к успеху. Технологии и местное сообщество».

(35 час + 35 час)

Учебный план

Тема

Количество уроков

Знакомство с курсом

2

Графика

6

Работа с текстом

6

Электронные таблицы

6

Мультимедиа

6

Повторение

1

Проект

6

Резерв

2

Итого:

35

 

Учебно-тематическое планирование (35 ч.)

Занятие 1-2: Знакомство с курсом.

Подготовка к работе.

Введение. Обзор. Найдите кого-то, кто… Основы работы на компьютере

Поиск в Интернете. Местное сообщество. Правила поведения на занятиях Заключение.

Занятие 3-4: Графика.

Введение. Обзор рисунков. Задания по рисованию.

Почтовая марка. Фоновый рисунок рабочего стола. Заключение.

Занятие 5-6: Графика.

Введение. Обзор способов рисования. Задания по рисованию.

Почтовая открытка. Заключение.

Занятие 7-8: Графика.

Введение. Обзор способов рисования.  Задания по рисованию.

Знаки. Карта. Презентация. Заключение.

Занятие 9-10: Работа с текстом.

Введение. Обзор редактора Word.  Задания по работе в редакторе Word.

Объявление. Визитные карточки. Презентация. Заключение.

Занятие 11-12: Работа с текстом.

Введение. Задания по работе в редакторе Word.

Справочник. Календарь. Презентация. Заключение.

Занятие 13-14: Работа с текстом.

Введение. Задания по работе в редакторе Word. Статья. Презентация. Оценивание. Заключение.

Занятие 15-16: Таблицы.

Введение. Обзор работы с таблицами. Задания по работе с таблицами.

Адресная книга. Опрос. Презентация. Заключение.

Занятие 17-18: Таблицы.

Введение. Задания по работе с таблицами.

Транспорт. Статистика. Бюджет. Презентация. Заключение.

Занятие 19-20: Таблицы.

Введение. Задания по работе с таблицами.

Бюджет. Презентация. Оценивание. Заключение.

Занятие 21-22: Мультимедиа.

Введение. Обзор работы с мультимедиа приложениями. Задания по работе с мультимедиа приложениями.  Реклама. Шкала времени. Презентация. Заключение.

Занятие 23-24: Мультимедиа.

Введение. Обзор работы с мультимедиа приложениями. Задания по работе с мультимедиа приложениями. Мой герой. Программа новостей. Презентация. Заключение.

Занятие 25-26: Мультимедиа.

Введение. Задания по работе с мультимедиа приложениями.

Таланты. Презентация.  Оценивание работ. Заключение.

Занятие 27: Повторение.

Введение. Повторение – задание Альбом на память. Свободный выбор. Презентация. Заключение.

Занятие 28: Проект. Планирование.

Введение.  Планирование проекта.  Презентация. Заключение.

Занятие 29-31: Создание проекта.

Занятие 32: Проверка проекта.

Занятие 33: Презентация.

Занятие 34-35: Резерв.

Выполняют только на уроках информатики.

Выполняют только на уроках английского языка.

Выполняют как на уроках информатики, так и на уроках английского языка.

Практические задания:

  1. Почтовая марка (Paint).
  2. Фоновый рисунок (Paint).
  3. Почтовая открытка (Draw).
  4. Знаки (Draw).
  5. Карта (Draw).
  6. Объявление.
  7. Визитные карточки.
  8. Справочник.
  9. Календарь.
  10. Статья.
  11. Адресная книга.
  12. Опрос.
  13. Транспорт.
  14. Статистика.
  15. Бюджет.

Оценка работы учащихся

Работа учеников. Если в ней присутствуют все обязательные элементы, то работа «соответствует требованиям», если пропущены один или несколько элементов – «приближается к требованиям», если кроме обязательных элементов присутствуют еще и дополнительные – работа «превышает требования». Все обязательные требования перечислены в разделе «Проверка» каждого учебного занятия. Точно так же оценивается альбом на память и проект. Если у учителя возникнет необходимость перевести данную систему оценки в баллы для выставления в школьный журнал, он может самостоятельно разработать шкалу перехода, предварительно объяснив ее ученикам. Не рекомендуется вообще использовать отрицательные оценки работы учеников, давая возможность на занятии внести необходимые изменения до уровня «Соответствует требования». Для ученика гораздо важнее поддержка со стороны учителя в процессе работы над заданием, чем оценка результата.

Контролирующие материалы

На уроке – презентации работ. Учащиеся демонстрируют работы, созданные на занятиях по рассмотренной профессии. На основе таблицы критериев, выставляется оценка каждой работы. При этом оценивание может проводить как учитель, так и группа экспертов, выбранная из учащихся класса. Возможен вариант выставления оценки на основе усредненной: самооценка группы, оценка класса, оценка учителя.

Критерии

Превышает требования

Соответствует требованиям

Приближается к требованиям

Оригинальность

Работа высоко оригинальна, использовано уникальное сочетание средств, творчески иллюстрирующих идею работы.

В работе использован оригинальный дизайн, иллюстрирующий предложенную тему.

Работа частично оригинальна, некоторые элементы скопированы с иллюстрации в учебнике или у других учеников.

Обязательные элементы

Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». А также один или два элемента «Дополнительных возможностей» выполнены полностью.

Выполнены все обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы.

Выполнена большая часть, но не все, обязательные элементы раздела «Проверка». «Дополнительные возможности» не использованы.

Технические навыки

Для создания работы использовано множество различных технических навыков, каждый из которых необходим для реализации идеи работы.

Для создания работы использованы минимально-необходимые технические навыки.

Технические навыки были использованы для создания работы, но некоторые, необходимые для выполнения работы нуждаются в совершенствовании.

Выразительность

Цвета, размеры шрифта и другие элементы точно соответствуют характеру информации, и гармонично передают замысел работы.

Выбор цвета, размера шрифтов и других элементов соответствует характеру информации, но наблюдается отсутствие некоторой необходимой информации.

В работе отсутствует важная информация. Размеры шрифта, цвет и другие детали нуждаются в улучшении. В целом сочетание выбранных цветов и шрифтов отвлекает от целостного восприятия замысла работы.

Сотрудничество

Пара постоянно работала вместе, ребята помогали друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу.

Большую часть времени пара работала вместе, помогая друг другу планировать, работать над заданием, проверять и демонстрировать свою работу.

Пара работала вместе и помогала друг другу не всегда. Чаще всего один человек выполнял большую часть работы.

Если по большинству параметров работа удовлетворяет:

  • разделу Превышает требования, то выставляется оценка – 5;
  • разделу Соответствует требованиям – оценка 4;
  • разделу Приближается к требованиям – оценка 3.

Ниже приведена таблица, которую можно использовать для оценивания итоговых проектов.

Критерии оценки итоговой презентации

Название

Критерии оценки

Количество баллов

 

 1. Структура презентации.

(40 баллов)

 

 2. Оформление презентации.

(50 баллов)

 

 

 

 3. Содержание презентации.

(60 баллов)

 

 

 

 

 

 4. Эффект презентации.

( 10 баллов)

 

Правильное оформление титульного листа.

Наличие понятной навигации.

Отмечены информационные ресурсы.

Логическая последовательность информации на слайдах.

Единый стиль оформления.

Использование на слайдах разного рода объектов.

Использование анимационных объектов.

Правильность изложения текста.

Использование объектов, сделанных в других программах.

Сформулированы цель, гипотезы.

Понятны задачи и ход исследования.

Методы исследования ясны.

Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована.

Сделаны выводы.

Результаты и выводы соответствуют поставленной цели.

Общее впечатление от просмотра презентации.

 

Оценка

группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Отличная работа 160-140 баллов.
  • Хорошая работа 139-130 баллов.
  • Удовлетворительная работа 129-100.
  • Презентация нуждается в доработке 99-80.
  •  Слабая работа 79- … 

 

Литература

  1. Программа Intel «Путь к успеху» / Книга для учителя. 2006-2007 г.
  2. Программа Intel «Путь к успеху» / «Технологии и местное сообщество». 2006-2007 г.
  3. Интернет-ресурсы  для разработки уроков на английском языке.
  4. «Intel «Путь к успеху» на английском языке». 
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1356)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела