Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Вера Иулиановна Иванова,
заместитель директора ГБОУ ДОД «ДИО-ГЕН»

Лариса Адольфовна Дмитриева,
методист ГБОУ ДОД «ДИО-ГЕН»

Екатерина Анатольевна Дмитриева,
преподаватель Летней школы «Лаборатория Z»

Областная летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z»
(из опыта работы)

Одаренным детям, развитие и образование которых происходит в настоящее время, предстоит решать проблемы XXI века, поэтому необходимо выявить наиболее значимые из этих проблем и сформулировать те требования к одаренной личности, ее социально-психологическим и духовным ресурсам, которые дадут ей возможность реализовать свой потенциал на пользу общества.

Каникулярные профильные школы являются одним из наиболее действенных механизмов системы развития и поддержки одаренных детей Новосибирской области, возможности заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Так, в Карасукском, Куйбышевском, Сузунском и других районах Новосибирской области регулярно проводятся зональные учебно-тренировочные сборы, каникулярные школы, в которых ежегодно принимают участие более 350 школьников.

Традиционная Летняя школа юного программиста принимает около 100 участников, Школа развития Пифагора – около 60 учащихся 6-11 классов в зимние каникулы и летом – около 160 учащихся из Новосибирской области, Кузбасса, Кемерово и других регионов страны. Летняя школа СУНЦ НГУ – около 700 учащихся 9-10 классов из различных районов Новосибирской области и других регионов Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

Учредителем первой Областной летней школы «Лаборатория Z» является министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Летняя школа организована Центром дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» на опыте Летней школы СУНЦ НГУ, Летней школы юных программистов, других лучших естественнонаучных школ страны, а также на основе личного профессионального опыта сотрудников «Областного центра работы с одаренными детьми» и привлеченных сотрудников СУНЦ НГУ, НГУ и СО РАН.

Первая Областная летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» прошла на базе детского оздоровительно-образовательного центра им. Олега Кошевого, расположенного недалеко от Академгородка на берегу Бердского залива. В работе школы приняло участие 86 школьников 6-11 класса Новосибирской области, отобранных по рейтингу результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, других интеллектуальных турниров и конкурсов Новосибирской области, а также по результатам обучения в Воскресной научной школе на основании рекомендаций учителей. География участников проекта представлена следующими муниципальными образованиями: город Новосибирск, город Бердск, поселок Краснообск, районы Новосибирской области: Каргатский, Краснозерский, Ордынский, Купинский, Черепановский, Коченевский, Карасукский, Куйбышевский, Венгеровский, Чулымский, Сузунский.

Главной целью Летней школы было приобщение детей средней образовательной ступени к научной экспериментально-исследовательской деятельности.

Определены следующие задачи:

1. Создание образовательных условий, способствующих развитию научно-исследовательского мышления школьников, освоению опыта экспериментальной работы.

2. Расширение и углубление предметных знаний по физике, математике, химии.

3. Овладение подростками современной культуры коммуникации в  учебной и исследовательской деятельности.

Отвечая поставленным целям и задачам, в рамках проекта были организованы занятия по предметам естественнонаучного цикла в форме интерактивной, экспериментальной, проектной и учебной деятельности школьников, согласующиеся с общеобразовательными программами, реализуемыми на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. Организаторы пытались создать в рамках школы атмосферу толерантных отношений и содружества, возможность раскрепощения мышления. Необходимо было показать: что такое научный поиск? в чем его особенность? как формулируются исследовательские задачи? как взаимодействуют настоящие ученые и т.д.? Это оказалось достаточно сложной задачей, т.к. научное исследование, как правило, опирается на глубокие предметные знания, а навыки исследовательской деятельности развиваются и накапливаются с опытом.

Важным было показать увлекательность не одной конкретной науки, а сразу комплекса наук, и не только потому, что целевая аудитория – это дети 5-8 классов, у которых основной выбор для углубленного изучения предмета еще впереди, а потому что современные исследования опираются на междисциплинарность, и главные научные открытия происходят на стыке нескольких наук. К тому же, участники смены уже добились определенных успехов в изучении конкретных предметов, что подтвердили результатами своих выступлений на предметных олимпиадах, и важно было показать, что другие естественнонаучные дисциплины не менее интересны и увлекательны.

Содержательно, все 10 дней работы школы были разбиты на два этапа – «трёхдневки». Первая трёхдневка (2-ой – 4-ый день) была посвящена работе над конкретным исследовательским проектом по отдельным лабораториям. Темы проектов были объявлены еще до заезда, и каждый участник школы мог выбрать интересный именно ему проект. Сами проекты были любопытны по своей «житейской» сути (изготовление ароматного мыла и свечей, поиск альтернативных источников энергии, сборка оптимального полиспаста, теория игр); современны (искусственный интеллект, последовательности Конвэя); имели возможность прикладного исследования – так сказать «потрогать руками» (разоблачение математических фокусов, лук и стрелы, духовое ружье и телескоп своими руками); имели соответствующую уровню школьника  сложность.

Во вторую трёхдневку (6-ой – 8-ой день) были проведены предметные курсы. Каждый участник школы обязан был посетить курсы по математике, физике и химии, но внутри предмета школьники могли выбирать интересные для него темы и занятия. Знания, приобретенные на этих курсах, «неожиданно» пригодились для испытаний последнего дня пребывания в школе. Первый день смены был занят исследовательским штурмом, а пятый – научной конференцией, где были представлены итоги проектов.

Если рассматривать каждый день Летней школы вертикально по времени, то четко прослеживаются три слоя мероприятий: работа над проектами или на предметных курсах (первая половина дня), интеллектуально-конкурсные игры и соревнования (после обеда), досуговая и спортивно-творческая часть (вечернее время). Причем, каждое мероприятие было встроено в некоторую общую сюжетную канву, т.е. каждая из поставленных исследовательских задач представляла собой важный интригующий открытый вопрос, решение которого необходимо было для развития дальнейшего сюжетного действия школы. Поэтому спецификой образовательной программы летней школы явилось обязательное участие всех детей в каждом мероприятии и индивидуальное отслеживание результатов дня для каждого ребенка.

К педагогической находке «Лаборатории Z» можно отнести многоступенчатую вертикальную структуру взаимодействия между участниками проекта: кураторами (ученые, опытные педагоги-предметники, в том числе, из числа штатных сотрудников центра «ДИО-ГЕН», уже имеющих свои разработанные методики, концепции и идеи по работе с одаренными детьми) – заведующими лабораториями (студенты или аспиранты ВУЗов естественнонаучной направленности, представляющих науку) – ассистентами (старшеклассники) – юными исследователями (школьник 5-8 классов).

Данная вертикаль совпадает с моделью научного сообщества, где присутствует передача научного, предметного, педагогического опыта, совместное проектное творчество, обмен идеями, общий поиск решения, работа в команде. Для студентов и аспирантов – молодых преподавателей, привлеченных к работе с одаренными детьми – участие в Летней школе – это возможность интеллектуальной и творческой самореализации, возможность попробовать себя в роли автора, руководителя, эксперта научно-исследовательского проекта, педагога и единомышленника, старшего друга детей.

Важным элементом организационной структуры школы стали ассистенты-старшеклассники, которые были закреплены за каждой лабораторией и помогали не только вести занятия, но, наравне с преподавателями, показывали, как планировать и проводить эксперименты, как фиксировать их результаты, какими правилами техники безопасности руководствоваться, как проанализировать и сформулировать выводы и т.д.

Все лаборатории Летней школы были разделены на три направления: математические (3 лаборатории), физические (4 лаборатории), химические (3 лаборатории). Внутри своего предмета преподаватели были свободны, являлись специалистами в заявленной теме исследований. А для соблюдения принципа научной межпредметности были реализованы новые формы образовательной деятельности: исследовательский штурм, диалог «Теорема доказана», «Интеллектуальный финиш», конкурс несерьезных ответов на серьезные вопросы, для которых существуют целые научные теории.

Все перечисленные мероприятия преследовали одну цель – развить в детях умение формулировать цель и задачу исследования, что является самым трудным этапом в научно-исследовательской практике. Ведь искать ответ на хорошо поставленный вопрос гораздо легче, чем сформулировать сам вопрос.

Первая летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» стала для школьников Новосибирской области не только ярким, но и значимым событием в период летнего отдыха 2011года.  

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела