Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Ведущая рубрики
Все статьи автора(27) Юлия Рафаиловна Герцвольф,

педагог, эколог, экотерапевт, методист Центра развития и досуга «Стрижата»

Формирование патриотизма и гражданского мировоззрения средствами туризма и краеведения

Само по себе краеведение (отведать, знать, изведать, изучать свой край) появилось с возникновением человеческого общества, социума. Человек как социальное существо постоянно находится в поиске. Он изведывал новые тропы, родники, места пребывания животных и произрастания пищевых растений. Тот, кто первым находил лучшее место обитания, вел своих соплеменников за собой. Так что изначально краевед не только первооткрыватель, изведывающий, но еще и ведущий. Обладающий знаниями всегда сильнее других и пользуется всеобщим уважением.

Каждый человек с момента своего рождения познает мир – все, что его окружает: мать с ее теплотой и лаской, заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края. И чем больше человек познает окружающий мир, тем сильнее разгорается страсть к последующему познанию.

Если бы первобытный человек не выходил из своей пещеры в поисках пищи, в розысках новых мест, где эта пища находится, он так бы и остался пещерным человеком, довольствующимся случайно оказавшейся рядом пищей. Но человек потому и стал разумным существом, что всегда стремился к познанию сначала близкого, а затем и далекого окружающего мира.

В России с 18 века начинается осознание необходимости обращения знания края на пользу государству. Петр I издает указ (1718 г.), по которому поощряется поиск древностей. В.Н. Татищев разрабатывает рассылаемую на места краеведческую анкету. М.В. Ломоносов при составлении вопросника для выявления полезных ископаемых призывает привлечь к этому делу детей. Н.И. Новиков предлагает включить краеведческий материал в учебный процесс.

Особый период развития краеведения начинается со второй половины  ХIХ века, когда существующий раннее термин «отчизноведение» переходит  в «родиноведение» затем, уже в 1920 гг., – в «краеведение». А что такое краеведение без походов, без костров и переправ, без ночлегов и романтических вечеров, встреч с местными жителями.

Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. Допущенные послабления, а порой отказ от воспитательной работы, привело к тому, что молодое поколение  растет в среде, где такие понятия как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали не престижными.  Все это накладывает на педагогов огромную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, будущего гражданина – патриота своей страны.

Туризм и краеведение традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, стремления молодежи приносить пользу своей стране.

Краеведение имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Систематическое изучение края, где проживают сами дети, дает им развернутое представление об общих закономерностях развития региона, той или иной исторической эпохи. Современное школьное воспитание, как правило, не дает целостного развития личности ребенка. Оно остается только теоретическим, дети изучают окружающий мир, не выходя из школы. Занятия в кружке по туризму и краеведению способствуют практическому обучению. В этом и заключается актуальность данного направления в нашем современном обществе. Туристический поход, который ставит своей целью не просто отдых, а участие в настоящих исследовательских работах, вызывает в сердцах детей большой интерес. А на этом фоне можно успешно воспитать у детей такие качества, как самостоятельность, привычку к труду, к своей истории, навыки научного исследования.

Понятие «Родина», «Отчизна»  в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, т.е. с конкретным  поселком,  деревней, городом или регионом, где живут сами ребята. Детям, кроме того, свойственно чувство гордости за свой край. Они часто обосновывают свой патриотизм какими-либо сведениями, аргументами о примечательных событиях из жизни своего края. Подобные сведения особенно становятся прочными, если ребята сами участвуют в их сборе.

Туристско-краеведческая деятельность – важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Основа этой работы – туристические объединения, кружки, клубы.

Дети приходят в кружок с мечтой о приключениях, о романтике свободного скитания, о приобретении «суверенности» от родителей. Они хотят получать от туризма удовольствие – и надо уважать их желание.

В основе работы кружка туристско-краеведческого профиля лежат практические занятия, проводимые в походе, на природе. Автономные условия существования походной группы, где все построено на самодеятельности и самообслуживании, создает уникальную воспитательную среду. Для туристско-краеведческой деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованного  воспитания), когда сама ситуация, обстановка является воспитательной средой, стимулирующей  выработку необходимых навыков и умений.

Тематический план эколого-краеведческого объединения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела