Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(7) Татьяна Владимировна Помулева,
юрисконсульт отдела юридического сопровождения и
мониторинга МКУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Семейные капиталы

В средствах массовой информации последнее время довольно часто можно услышать выражение «материнский (семейный) капитал». Возможно, многие граждане уже воспользовались средствами федерального бюджета, переданного в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ (далее – ФЗ № 256-ФЗ). Но не все знают, что с 1 января 2012 года вступает в силу Закон Новосибирской области «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» от 30 сентября 2011 года № 125-ОЗ (далее – Закон № 125-ОЗ), который устанавливает право многодетных граждан на получение областного семейного капитала.

В настоящей статье кратко рассмотрим порядок обращения граждан за получением материнского (семейного) капитала, предусмотренного федеральным законодательством, и, более подробно, порядок обращения за выдачей сертификата на областной семейный капитал.

Согласно п. 1, 6 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. При таких обстоятельствах заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 873 (далее Правила), в пункте 5 предусматривают перечень документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), которые требуется подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации совместно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а именно:

– удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

– подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте «а» пункта 3 Правил;

– удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

– подтверждающих рождение (усыновление) детей;

– подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, – для лиц, указанных в подпункте «б» пункта 3 Правил;

– подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, – для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 3 Правил, их законных представителей или доверенных лиц.

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах Российской Федерации, представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок, с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче (п. 6 Правил).

Напомним, что средства материнского (семейного) капитала (в 2011 году составляют 365.698,4 рубля) могут быть направлены на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (детьми) или на формирование накопительной части трудовой пенсии. А с вступлением в силу Изменений, которые вносятся в правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 931, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

При направлении средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в образовательном учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

Средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат, включающим в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в образовательном учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, путем безналичного перечисления этих средств на счета (лицевые счета) данного учреждения, указанные в договоре между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат.

В отличие от материнского (семейного) капитала, предоставляемого федеральным бюджетом, средства областного семейного капитала (в размере 100.000 рублей), согласно п. 3 ст. 6 Закона № 125-ОЗ, могут быть распределены гражданами в полном объеме либо по частям по одному или нескольким следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для граждан, имеющих право на дополнительные меры поддержки;

4) приобретение автотранспорта. Приобретаемое с использованием средств (части средств) областного семейного капитала автотранспортное средство оформляется в собственность на лицо, указанное в частях 1, 3 статьи 3 Закона № 125-ОЗ, либо на совершеннолетнего ребенка (одного из совершеннолетних детей), указанного (указанных) в части 4 статьи 3 Закона № 125-ОЗ.

Пунктом 3 ст. 3 Закона № 125-ОЗ определены лица, имеющие право на дополнительные меры поддержки, а именно, граждане Российской Федерации, проживающие на территории Новосибирской области (в том числе приемные семьи) не менее трех лет на момент обращения за сертификатом на областной семейный капитал:

– женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка начиная с 1 января 2012 года;

– женщин, родившие (усыновившие) четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры поддержки, предусмотренные Законом № 125-ОЗ;

– мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры поддержки, если решение суда об усыновлении ребенка вступило в законную силу после вступления в силу Закона № 125-ОЗ.

При возникновении права на дополнительные меры поддержки у указанных граждан не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

Право на дополнительные меры поддержки возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей (п. 7 ст. 3 Закона № 125-ОЗ).

То есть первые выплаты по областному семейному капиталу граждане смогут получить в 2013 году.

Вышеуказанные граждане вправе обратиться в территориальный орган областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области, по месту жительства многодетной семьи (далее – территориальный орган) за получением сертификата на областной семейный капитал (далее – сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области, но на данный момент не установлены.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом в месячный срок, с даты приема заявления о выдаче сертификата.

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а в случае необходимости запрашивает в соответствующих органах дополнительные сведения, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также иные сведения, необходимые для ведения учета многодетных семей.

Основаниями для отказа, согласно п. 6 ст. 4 Закона № 125-ОЗ, в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) Отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с Законом № 125-ОЗ.

2) Прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 Закона № 125-ОЗ.

3) Представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры поддержки.

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям),  согласно условиям, указанным (указанными) в частях 4 и 5 статьи 3 Закона № 125-ОЗ.

С наступлением Нового года всегда ожидаешь хороших перемен. Такое положительное обновление произойдет и в законодательстве Российской Федерации с вступлением в силу Закона № 125-ОЗ, который будет предусматривать помощь многодетной семье. Кроме того, продолжится действие ФЗ № 256-ФЗ, устанавливающего право на дополнительные меры государственной поддержки и применяющийся к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела