Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Ивановна Бертрозова,
учитель английского языка НОУ специализированного лицея «Ор Авнер» Дзержинского района г. Новосибирска

Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка

Любой мастер в своей работе обязательно учитывает свойства материала, с которым он работает, будь то столяр, работающий с разными породами деревьев, или селекционер, который выводит новые сорта пшеницы. Тем более ответственна наша работа. Учитель работает с детьми. На наших глазах ребёнок растёт, взрослеет и выходит из школы состоявшейся личностью.

Важно, что в наше время на первый план ставятся задачи развития личности ребёнка. Известный лингвист А.Н. Леонтьев сказал: «Обучая иностранному языку, мы формируем личность, формируя личность, обучаем иностранному языку».

Я работаю над развитием речевых способностей монологической речи в условиях личностно-ориентированного обучения учащихся. Известно, что невозможно найти двух одинаковых людей. У каждого свои психологические особенности: память, внимание, темперамент, способности. И не учитывать их нельзя. Доказано, что 40 % языкового материала усваивается учащимися благодаря учёту этих особенностей.

В реальной жизни, прежде чем  начать произносить монолог, человек хорошо понимает, зачем он это делает. Он хочет выговориться и считает это необходимым.

На уроке всё немного по-другому. Ситуацию надо создать, иначе исчезнет самая главная характеристика монолога – целенаправленность.

Из методики известно, что существует два пути обучения монологу. Путь «сверху вниз» идёт от работы с текстом. Путь «снизу вверх» –  монолог строится без опоры на конкретный текст.

Некоторые учителя отвергают первый путь, считая, что большой пользы от пересказа текста нет, что пересказ служит лишь для тренировки памяти и не более.

По моему мнению, важно и то, и другое.

Какие плюсы есть при работе с текстом?

  1. Текст достаточно полно представляет речевую ситуацию, и учителю не надо придумывать химроумные способы для её создания на уроке. Эту ситуацию можно просто использовать, предлагая разные установки и упражнения, не забывая при этом об индивидуальных особенностях детей.
  2. Грамотно подобранные тексты несут информацию, что определяет содержательную ценность высказывания.
  3. Такие тексты дают хорошую речевую опору, образец для подражания при составлении собственных высказываний.

Какие задания можно дать учащимся после прочтения текста?

ПРИМЕР:

Прочитав текст, ученики работают в группах по 3-4 человека, по степени нарастании трудностей даём задания разным учащимся в зависимости от их способностей и подготовки. Менее подготовленные могут ответить на вопросы к тексту, разделить текст на смысловые отрывки, передать кратко в нескольских фразах основное содержание текста, определить основную идею. Более подготовленные учащиеся могут охарактеризовать отдельных героев, более подробно передать основное содержание текста. Сильные ученики могут подробно изложить содержание прочитанного, составить аннотацию к тексту, пересказать текст от лица главного героя и т.д.

Путь второй.

Монолог без опоры на текст лучше брать на начальном этапе обучения, когда ученики только учатся читать, а тексты не трудны по содержанию.

На среднем и старшем этапах у учащихся уже достаточный лексико-грамматический запас. В этом случае монолог строится на материале многих прочитанных на родном и иностранном языке текстов с использованием общего понимания вопроса, индивидуального отношения к излагаемому.

Примеры таких упражнений даются на начальном этапе с учётом подготовленности и индивидуальных качеств учащихся. При работе с лексикой по теме необходимо:

– назвать слово, глядя на картинку;

– выбрать слова, подходящие  к данной теме;

– составить словосочетание из предложенных слов и др.

При отработке слов на уровне предложения:

– ответить на вопросы к имеющимся ответам;

– задать вопросы к имеющимся ответам;

– заполнить пропуски, закончить предложения.

На более продвинутом уровне это могут быть следующие задания: описать картинку, поиграть в игры на отгадывание и др.

На среднем и старшем этапах при повторении изученного материала можно провести беседу по данной теме, составить план или схему обсуждаемого материала, высказать своё мнение по разным вопросам, объяснить пословицу, подготовить доклад или сообщение по теме и т.д.

При желании каждый учитель сам сможет подобрать и придумать массу таких упражнений, которые развивают монологическую речь учащихся.

При таком творческом подходе урок станет ярче, интереснее и лучше запомнится.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт школы как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса
2. Связующее звено между учениками, родителями и учителями
3. Сайт образовательного учреждения – площадка для совместного творчества учителей и учеников
4. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени
5. Работать в школе?!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!

6. Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества
7. Мы – россияне!
8. Необычный подарок детям детского дома «Солнышко»
9. Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка
10. Слова с непроверяемым написанием
11. Модель гимназиста
12. Обучение чтению на уроках английского языка.
Усовершенствование навыков чтения через метод проектов.

13. Формирование гражданско-правовой культуры у учащихся через занятия по обществознанию
14. Страница на школьном сайте «English Club»