Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Модель гимназиста

(групповой проект)

 

Учащиеся 7 «Д» класса гимназии № 11 «Гармония» проанализировали теоретически и практически на примере своего класса модель гимназиста

Гимназисты 7 «Д» класса поставили перед собой цель: развитие качеств гимназиста в полной мере.

Достижение этой цели будет осуществляться через решение следующих задач:

- изучить определения этих качеств;

- исследовать эти качества на примере своего класса на данный момент;

- научиться применять теорию на практике.

1) Мысленное экспериментирование.

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникнуть образы предметов и явлений, с которыми он ни разу не встречался. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Практическое использование воображения.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-то делать, представляет, что и как он будет делать. Он уже заранее создаёт  образ вещи, которая будет изготовлена им в практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Виды воображений.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное делится на два вида: произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое и воссоздающее.

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе, т.е. он использовал мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений.

Основное понятие.

Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся в идеальном плане.

Проще говоря, это конструирование эксперимента, опыта и т.д. в уме с помощью воображения по определённому плану.

Значение мысленного эксперимента.

Мысленный эксперимент способствует появлению новых эвристических возможностей, может заменить реальный эксперимент, может служить его продолжением и развитием. Субъект, например, может провести косвенную проверку истинности знаний, не прибегая к реальному экспериментированию, там,  где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя принципиально возможные.

        Мышление в критических ситуациях.

Как правильно мыслить в критических ситуациях?

  • Сосредоточиться, не волноваться, так, скорее всего, придут правильные решения;
  • В критических ситуациях не нужно делать ничего наобум и торопливо, нужно всё обдумать и прийти к правильному выбору;
  • Выбирать тот вариант, который более всего реален, хорошо обдуман, как следует взвешен;
  • Мыслить рассудительно и справедливо, но в пределах разумного.

Приблизительный план действий:

  • Нужно спокойно выслушать ситуацию;
  • Если ситуация требует времени, то нужно обдумать всё, хотя бы несколько минут;
  • Нужно посоветоваться с людьми, у которых тоже есть мнение и если они совпадут, то нужно огласить их всем, если не совпадут, нужно ещё немного подумать и предложить другой вариант;
  • Наконец, нужно поделиться мнением с теми, кому это важно.

Наш 7 «Д» класс.

В нашем классе много учащихся, которые прекрасно мыслят в критических ситуациях. С другой стороны, в критических ситуациях мыслит каждый, потому что жизнь без них не обходится ни у кого. Например, когда мы делимся по командам, мыслят в группе те, кому больше всего доверяют. Это ребята, которые наиболее открыты, которые умеют себя зарекомендовать.

1-ая группа.

  • В этой группе будут ребята, которые могут высказать свою точку зрения:

Дружинин Никита, Вистунов Роман, Сикацкая Полина, Якунина Эвелина, Лахина Яна, Титоренко Елена, Чигатова Кристина, Малькова Юлия, Шакирзянов Абдуррахим, Конченко Иван.

2-ая группа.

  • В этой группе будут учащиеся, которые оценивают ситуацию, какой бы она не была:

Ильина Анна, Прошина Алёна, Гуляева Анастасия, Дедова Татьяна, Шорохов Николай, Формин Дмитрий, Франтенко Екатерина, Неустроев Антон.

3-я группа.

  • В этой группе будут ребята, которые чаще всего дают правильные логические выходы из ситуаций и рассудительность является их личным качеством:

Александр Толкачёв, Александр Золотухин, Иванникова Елена, Александров Евгений.

         4-ая группа:

  • Это последняя группа и в ней ребята, которые неактивны в групповых работах.

         Вывод:

Если выслушивать каждого внимательно, то можно услышать не только правильные выводы, но и хорошие ответы и подсказки для выхода из разных ситуаций, потому что у каждого свой опыт, каждый что-то видел, с чем-то сталкивался, поэтому может посоветовать и к советам нужно внимательно прислушиваться, так как большинство из них очень точные и правильные.

        2) Способность к предвидению.

Мы все обладаем способностью оценивать будущее, что также находит свое подтверждение. Одним из доказательств широкого распространения этого феномена является открытие Джан и Дюнн: они показали, что даже обычный человек успешно проходит тесты по дистанционному видению. Множество других открытий, как экспериментальных, так и заимствованных из тех или иных жизненных ситуаций, представляют дополнительные доказательства.

В 1934 году диктор Би-Би-Си Эдит Литтлтон, член знаменитой в английских политических и социальных кругах семьи Бальфур и президент Британского общества психических исследований, попросила слушателей прислать свое описание случаев предвидения. На нее обрушился поток почты, причем даже без не слишком убедительных историй хватило материала на целую книгу.

В этом плане сходны экспериментальные данные, полученные Луизой Райн, которые показывают, что из всех видов экстрасенсорного восприятия случаи предвидения являются наиболее распространенными.

Исследования показывают, что предвидения чаще касаются трагедий, что ожидания несчастий своей интенсивностью превосходят ожидания счастливых событий в отношении четыре к одному.

Причина, кажется, достаточно очевидна. Мы так настроены на то, что будущее нельзя предвидеть, что наши природные способности предвидения находятся в спячке. Подобно тому, как люди проявляют необычные способности во время критических для жизни ситуаций, предвидение проникает в наше сознание только во время кризисов – когда кто-нибудь из наших близких или знакомых умирает, когда наши дети или любимые оказываются в опасности и т. п.

Тот факт, что наше «умудренное» понимание реальности оборачивается неспособностью понять ее по-настоящему и установить тесные отношения с явлениями жизни, ясно демонстрируют примитивные культуры, представители которых всегда более успешно проходят тесты по экстрасенсорному восприятию, чем представители так называемой цивилизации.

Простейшее доказательство того, что мы уступили свои способности предвидения подсознанию, можно обнаружить в близкой связи между предчувствием и снами. Исследования показывают, что от 60 % до 68 % всех предчувствий приходят во снах. Несмотря на то, что мы убрали из сознания нашу способность видеть будущее, она по-прежнему существует в более глубоких слоях нашей психики.

В племенных культурах этот факт хорошо известен. Так, например, во всех шаманских традициях повсеместно подчеркивается, как важны сны в предсказании будущего. Подтверждение предсказательной силы снов мы находим в сочинениях древних авторов, как это видно на примере описанного в Библии сна фараона о семи тучных и семи тощих коровах.

Способность к предвидению основывается не только на каких-то прирождённых способностях, но и на способностях анализировать ситуацию и воспринимать информацию. Например:

  • Закончилась глава по алгебре, будет контрольная работа.
  • Не считать на калькуляторе на уроках математики, сделают замечание, запишут в дневник.
  • Не перебегать дорогу на красный свет, может сбить машина.
  • Если не делать домашние задания, не будет хорошего результата в учёбе и т.п.

3) Способность отстаивать свою точку зрения.

        Что нужно знать:

  • Помните, что ваше мнение имеет право быть;
  • Любое встретившееся на вашем пути мнение стоит воспринимать как мнение, которое поддается обсуждению;
  • Не надо ни на кого, даже на самых близких людей, обижаться за непонимание и отсутствие поддержки;
  • Каждый человек даёт советы по мере своего опыта.

Наш класс.

Мы задались таким вопросом: есть ли в нашем классе учащиеся, способные отстоять свою точку зрения? 

Вывод по наблюдениям:

В нашем классе такие ребята есть. Они могут ответить на оскорбление, но не зайти слишком далеко, они могут помочь. Они будут стоять за своё мнение.

У нас есть такие ребята, которые не способны отстоять себя или своё мнение. Им надо работать над собой, а самое главное, что они должны помнить, любое мнение имеет право на существование и мы не в праве лишать этой возможности людей!

Но… Не всё так просто, как кажется. В нашем классе есть те, кто не активен в делах класса, соответственно эти ребята не станут отстаивать свою точку зрения, не потому что не могут, а потому что не хотят! Но в малых группах они могут высказать свою точку зрения.

        4) Любознательность.

  • Любознательный – стремящийся к приобретению новых знаний, пытливый.
  • Любознательность – интерес к знанию, которое что-то даёт. Интерес к знанию – имеется в виду, что личность сама делает так, чтобы знание оказывалось потребным.
  • Любознательность – характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком. Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ричард Фейнман – все они обладали этой чертой. Именно благодаря своей любознательности Ричард Фейнман прославился множеством приключений.
  • Пытливость – пытливое отношение к окружающему.
  • Иногда мы готовы из кожи вон лезть, лишь бы докопаться до истины. Но одно дело – получить новые знания, чтобы применить их на практике. И совсем другое – беспардонно выведывать чужие секреты.

 Она активизирует умственные способности.

Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения стимулируют твои умственные способности.

Она помогает разуму замечать свежие идеи.

Когда ты чем-то увлечён, твой разум настраивается на появление свежих идей. Как только идеи приходят, они сразу же распознаются. Если любознательность отсутствует, даже идеи, оказавшиеся прямо перед тобой, могут быть упущены из-за того, что разум не готов их воспринять.

Она открывает новые грани и возможности.

Будучи любознательным ты можешь открыть для себя новые грани и возможности, которых обычно не видно. Они скрыты за ширмой повседневной жизни, и требуется пытливый ум, чтобы заглянуть туда и обнаружить их.

Она придаёт жизни интерес.

  • Жизнь любознательных людей нельзя назвать скучной. В ней нет места монотонному существованию. Что-то всегда привлекает их внимание, и всегда можно с чем-нибудь поразвлечься. Вместо того чтобы скучать, любознательные люди ведут активный образ жизни.

Несколько советов для её развития:

1. Сохраняй восприимчивость ума. 

Это необходимый шаг на пути к любознательности. Будь готов учиться, забывать и учиться снова.  Некоторые из известных тебе фактов могут оказаться неверными, и лучше заранее быть готовым допустить такую возможность и изменить своё мнение.

2. Не считай что-либо само собой разумеющимся.

Если ты просто воспринимаешь внешнюю сторону мира, не пытаясь заглянуть глубже, ты точно потеряешь «святую любознательность». Никогда не считай что-либо само собой разумеющимся. Постарайся заглянуть под поверхность того, что тебя окружает.

3. Беспрестанно задавай вопросы.

Верный способ заглянуть глубже – задавать вопросы: Что это? Почему сделано именно так? Когда было сделано? Кем придумано? Откуда берёт начало? Как работает? «Что», «почему», «когда», «кто», «где» и «как» – лучшие друзья любознательных людей.

4. Не называй что-либо скучным.

Поступая так, ты закрываешь очередную дверь возможностей. Любознательные люди всегда видят перед собой дверь в захватывающий новый мир. Даже если в настоящий момент у них нет времени на его изучение, они оставят дверь открытой, чтобы вернуться позже.

5. Относись к обучению с интересом.

Если воспринимать обучение как тяжкое бремя – смотреть на вещи глубже совершенно не захочется. Это лишь сделает бремя ещё более тяжёлым. Но если найти способ учиться с интересом – тебе естественным образом захочется узнать больше. Смотри на жизнь сквозь призму интереса и участия и наслаждайся процессом познания.

6. Читай самую разнообразную литературу.

Не зацикливайся лишь на одной сфере жизни; изучай и другие. Это откроет перед тобой новые горизонты, что в свою очередь может пробудить интерес к дальнейшему развитию. Один из возможных путей – читать разнообразную литературу. Выбери книгу или журнал по новой для тебя теме, и пусть с этим текстом начнётся увлекательное путешествие в новый мир.

Любознательные в нашем классе.

Нельзя сказать, что в нашем классе нет любознательных людей. Но есть те, которые чаще других задают вопросы на уроках, читают больше книг и т.д. Например Женя, Рома, Ваня, Лена И., Лена Т., Юля, Коля, Абдуррахим.

5) Комбинирование.

Комбинация – 1) сочетание, взаимное расположение чего-нибудь; 2) сложный замысел, система приёмов для достижения чего-нибудь.

Комбинировать – 1) сочетать, соединять какую-нибудь комбинацию; 2) строить какую-нибудь комбинацию.

Проблема.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Из каждой проблемы мы можем выйти победителем либо проигравшим. Например, нам надо решить сложную задачу. Мы можем её не решить или решить. Следовательно, решив задачу мы побеждаем, а не решив задачу, мы проигрываем.

Решение проблемы.

У каждой проблемы есть множество решений. Чтобы выбрать подходящее мы должны уметь прокручивать все варианты концовки в голове и выбрать наиболее подходящий вариант, при котором мы становимся победителями.

Так же мы можем сложить все положительные варианты с положительными, а отрицательные с отрицательными. Проанализировав их, у нас есть возможность создать новый вариант, при котором мы станем безоговорочными победителями.

Ещё мы можем создать алгоритм решения какой-либо проблемы. Теперь мы уже будем решать проблему пошагово.

Допустим нам надо решить сложную задачу, а мы не понимаем, как её решать. Это уже проблема. Мы перечитываем задачу, делаем краткую запись, если всё равно не понятно, мы можем сделать рисунок или представить в голове. Таким образом, мы создали алгоритм решения.

Итог:

Мы должны уметь находить более удобное для нас решение проблемы с помощью разных способов. Это может быть алгоритм, какое-то раннее известное решение или способ придуманный нами. Это поможет нам из каждой ситуации выходить победителями.

6) Аналитичность ума.

Ум (др.-греч. ????) – это познавательные и аналитические способности человека.

  • Аналитик – специалист по решению сложных организационно-технических проблем, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа.
  • Аналитичность – главное качество аналитика.

Таким образом, на наш взгляд аналитическим складом ума в 7 «Д» обладают:

Саша Толкачев, Никита Дружинин, Иван Конченко, Абдурахим Шакирзянов, Дима Формин, Полина Сикацкая, Роман Вистунов, Яна Лахина.

ВЫВОД.

Гимназист должен уметь:

мысленно экспериментировать,

уметь предполагать, что будет в будущем,

быть любознательным,

уметь отстаивать свою точку зрения,

правильно мыслить в критической ситуации,

правильно комбинировать разные вещи,

быть аналитиком.

Презентация группового проекта «Модель гимназиста»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 148)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт школы как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса
2. Связующее звено между учениками, родителями и учителями
3. Сайт образовательного учреждения – площадка для совместного творчества учителей и учеников
4. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени
5. Работать в школе?!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!

6. Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества
7. Мы – россияне!
8. Необычный подарок детям детского дома «Солнышко»
9. Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка
10. Слова с непроверяемым написанием
11. Модель гимназиста
12. Обучение чтению на уроках английского языка.
Усовершенствование навыков чтения через метод проектов.

13. Формирование гражданско-правовой культуры у учащихся через занятия по обществознанию
14. Страница на школьном сайте «English Club»