Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Людмила Владимировна Белова,
воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная деятельность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответа на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях воспитательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественного-эстетического цикла – с образами домашних животных, в произведениях писателей, поэтов с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода обучения.

– Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы).

– Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

– Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса.

– Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

– Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой и изодеятельностью. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в раздел ОБЖ. Особый интерес представляет интеграция по одному проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод осуществляется по следующим этапам:

1. Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее.

2. Комплексные блочно-тематические занятия.

3. Интеграция:

– частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);

– полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).

4. Метод проектов:

– форма организации образовательного пространства;

– метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изучения проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждают план с родителями).

3. Составление плана-схемы проекта.

4. Сбор, накопления материала.

5. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7. Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ 

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

– к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательно-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн групп, витражи и так далее).

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являются развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развитие познавательных способностей;

– развитие творческого воображения;

– развитие творческого мышления;

– развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

Младший возраст:

– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

– активизация желания искать пути разрешения проблемы (вместе с педагогом);

– формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший возраст:

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

Этапы проекта

  1. Формирование проблемы.
  2. Введение в игровую ситуацию.
  3. Формирование задач.
  4. Помощь детям в решении задач.
  5. Помощь детям в планировании деятельности.
  6. Организация детской деятельности.
  7. Практическая помощь.
  8. Направление и контроль за выполнением проекта.
  9. Подготовка и презентации.
  10. Презентация.

Рекомендации:

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивость интереса к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, соблюдая индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; это детская самостоятельность; это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личности программы.

Удачи вам!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела