С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная деятельность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответа на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях воспитательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественного-эстетического цикла – с образами домашних животных, в произведениях писателей, поэтов с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода обучения.
– Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы).
– Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
– Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса.
– Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
– Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.
Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой и изодеятельностью. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в раздел ОБЖ. Особый интерес представляет интеграция по одному проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод осуществляется по следующим этапам:
1. Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее.
2. Комплексные блочно-тематические занятия.
3. Интеграция:
– частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
– полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).
4. Метод проектов:
– форма организации образовательного пространства;
– метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изучения проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждают план с родителями).
3. Составление плана-схемы проекта.
4. Сбор, накопления материала.
5. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
7. Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
– к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
– в каких источниках можно найти информацию;
– какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
– с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. Исследовательно-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн групп, витражи и так далее).
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являются развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения;
– развитие творческого мышления;
– развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
Младший возраст:
– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
– активизация желания искать пути разрешения проблемы (вместе с педагогом);
– формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Старший возраст:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
Этапы проекта
- Формирование проблемы.
- Введение в игровую ситуацию.
- Формирование задач.
- Помощь детям в решении задач.
- Помощь детям в планировании деятельности.
- Организация детской деятельности.
- Практическая помощь.
- Направление и контроль за выполнением проекта.
- Подготовка и презентации.
- Презентация.
Рекомендации:
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивость интереса к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, соблюдая индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; это детская самостоятельность; это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личности программы.
Удачи вам!