Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Светлана Владимировна Штабина,
руководитель музея, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 140 Первомайского района г. Новосибирска

Проект «Виртуальный музей истории школы № 140»

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества, культуру общества в целом и на культуру каждого отдельного человека.

Отмечаются тенденции снижения общего уровня духовной и нравственной культуры населения, и особенно молодежи, идет фактическое уничтожение таких важных жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, семья, дружба.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания традиционно являлся музей – хранитель социокультурной памяти. Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Но, к сожалению, современная молодежь редко посещает музеи и знакомится с его экспонатами, поэтому становится актуальным применение в условиях музейной среды современных информационных технологий, что будет способствовать приобщению молодого поколения к музейной культуре.

Обозначенная проблема побуждает к поиску наиболее эффективных форм предоставления информации о культурном наследии, одной из которых является, на мой взгляд, виртуальный музей.

Виртуальный музей (от virtual – возможный, скрытый, как бы существующий) – информация на электронном носителе о музее, который существует реально, или только в сетевом пространстве. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователь может «перемещаться» по залам, получать любые сведения. Виртуальные музеи, не заменяя реальные музеи, могут служить экспериментальной площадкой для музейного проектирования.

У меня первоначально возник замысел создания на школьном сайте рубрики «Виртуальный музей истории школы». Это необходимо для пополнения архивной базы музея и формирования мотивации родителей и выпускников к поддержке школьных традиций.

На мой взгляд, создание виртуального музея имеет практическую значимость: архивные материалы, представленные на сайте, могут быть использованы как педагогами, так и учениками в учебно-воспитательной деятельности: на различных уроках, при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий и при разработке творческих проектов. Именно эта особенность позволяет использовать продукт данного проекта при формировании программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задуманный проект будет реализоваться с привлечением общественности, учащихся и учителей в течение 1 года 9 месяцев. Для его осуществления будет сформирована рабочая группа и последовательно будут привлекаться к его организации и функционированию учащиеся, родители, учителя, администрация. Он будет представлять собой мультимедийный продукт, который будет постоянно обновляться и пополняться, будет происходить формирование системы использования экспозиции на различных уроках, при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий и разработке творческих проектов.

Как и у любого проекта, у нашего тоже есть свои этапы реализации. Немного охарактеризую каждый из них: 

Подготовительный этап:

  • Анализ состояния проблемы, проводимый учителями и администрацией, позволяет скорректировать направления деятельности музея.
  • Изучение методико-педагогической литературы Активом музея, позволяющей выявить состояние проблемы, проанализировать опыт создания школьных виртуальных музеев с целью формирования и воспитания гражданско-патриотических чувств учащихся находит отражение в корректировке плана работы музея.
  • С помощью школьного библиотекаря и учителя информатики проводится библиографический поиск по проблеме, необходимый для создания списка литературы и ресурсов.
  • Актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса; определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуальной экспозиции музея с привлечением Совета учреждения, социальных партнеров, актива музея и учителей, администрации за круглым столом.
  •  Разработка программы деятельности.

Затем мы переходим к основному этапу:

Создание виртуального музея с привлечением учителей истории и информатики, ветеранов педагогического труда, родителей, бывших учеников, т.е. создание сайта.

Виртуальные экскурсии:

  • Смотри и играй (история школы).
  • История армии в истории семьи.
  • Была война и была Победа.
  • Живи и помни (Олег Егоров).
  • Неизвестное об известном (история школьных принадлежностей).
  • Наша гордость - выпускники.

Каждый раздел необходимо оформить, придерживаясь определённых требований: эпиграф; фотогалерея; краткий текст, несущий уникальную информацию и вызывающий желание узнать об этом экспонате или человеке больше; ссылки на дополнительный источник информации по разделу.

  • Выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архиве Музея истории школы – тематические списки.
  • Формирование банка методических разработок с помощью учителей.
  • Создание творческих групп музея.
  • Организация поисковой работы.

И последний, завершающий этап:

  • Представление проекта: презентация на педагогическом Совете школы, выступления на НПК, публикация статьи по данной теме в СМИ и на сайте школы, виртуальные экскурсии для учащихся, родителей и педагогов.
  • Мониторинг влияния деятельности музея в школе: статистика использования музейной среды в урочной и внеурочной деятельности, статистика посещения виртуального музея, статистика посещения школьного музея.
  •  Подведение итогов и анализ результатов в аналитической справке и программе развития музея.

Возможные формы работы:

Использование экспонатов музея в качестве объектов изучения во время уроков и во внеурочной деятельности.

Проведение виртуальных экскурсий.

Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.

Поисково-собирательская деятельность.

Для реализации проекта требуется создать в виртуальном музее следующие музейные экспозиции:

1.1.         «Как все начиналось» (история школы).

  • Символика школы: герб, флаг, гимн.
  • Награды школы (О нас пишут, участие в конкурсах, проектах).
  • Первые учителя школы.
  • Директора.
  • Ветераны педагогического труда.
  • Заслуженные учителя.
  • Учителя-выпускники школы.
  • Золотые и серебряные медалисты.
  • Выпускники разных лет.
  • Выдающиеся выпускники разных лет.

1.2.          Школа день за днём.

  • Октябрята – дружные ребята; пионерская организация; комсомольская организация.
  • Школьная жизнь сегодня.
  • Наша гордость – спортсмены школы.
  • Творческие работы учащихся.

1.3.         Была война и была победа.

  • Учителя – участники Великой Отечественной войны.
  • Выпускники школы, выполнявшие интернациональный долг.

1.4.         «У нашей школы – юбилей».

  • План торжеств.
  • Сценарии проведения юбилейного вечера.
  • Оформление школы.
  • Гости.
  • Источники финансирования.

 

Поисковая, научно-исследовательская работа будет заключаться в следующем:

  1. Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними.
  2. Будет проводиться анкетирование «Что ты хотел бы видеть в школьном музее?»

 Анкета учащегося «Что ты хотел бы видеть в школьном музее?»

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения.
  3. Класс.
  4. ФИО классного руководителя.
  5. Посещаете ли Вы школьный музей?
  6. Что более всего привлекает Вас в экспозиции музея?
  7. Участвовали Вы в работе школьного музея?
  8. Что Вы хотели бы увидеть в музее?
  9. Что хотели бы изменить в работе музея или его оформлении? Ваши предложения.

Спасибо за ответы.

 Анкета преподавателя.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения.
  3. Домашний адрес.
  4. Учебное заведение, в котором Вы учились.
  5. Год и месяц начала трудовой деятельности. Трудовой стаж.
  6. В каких школах работали? Кто был директором школы? Как называлась школа прежде и теперь? Что Вы знаете об истории появления школы?
  7. С кем из учителей Вы работали и работаете вместе?
  8. Наиболее знаменательные акции, трудовые дела, проводимые в школах, где вы работали (подробное описание), другие свершения (дописать). 
  9. С какими руководителями и заслуженными работниками просвещения Вам приходилось встречаться, при каких обстоятельствах (расскажите о них).
  10. Опишите наиболее запомнившиеся Вам яркие эпизоды из вашей педагогической жизни.
  11. Какими правительственными наградами Вы поощрены (перечислите, за что). 
  12. Ваши первые ученики, где и  кем они сейчас работают? Ваш любимый класс (указать год выпуска). Расскажите о них.
  13. Какую общественную работу Вы выполняли (когда, где, указать).
  14. Ваши пожелания школе.

Анкета выпускника.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения.
  3. Домашний адрес.
  4. Должность.
  5. Место работы.
  6. Годы обучения в школе.
  7. Год выпуска.
  8. Ф.И.О. классного руководителя.
  9. Ф.И.О. учителей.
  10. Ф.И.О. одноклассников.
  11. Наиболее знаменательные акции, трудовые дела, проводимые в школе (подробное описание).
  12. Опишите воспоминания о пионерских и комсомольских организациях, о школьных делах.
  13. Ваши пожелания учащимся школы.
  14. Расширить поиск и сбор информации о выпускниках, анкетирование.
  15. Продолжить сбор информации об учителях, ветеранах педагогического труда; анкетирование учителей.
  16. Поиск информации для создания альбома «История появления школьных принадлежностей».

В ходе проектной деятельности предполагается получить и оценить следующие результаты:

  • освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
  • формирование комплекса методических разработок на базе архива музея;
  • подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта;
  • освоение педагогами информационных технологий;
  • формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы;
  • приобретение учащимися социального опыта посредством виртуального музея.

Для проекта характерно наличие бюджета, общая стоимость которого 78625 рублей, в него входит оплата труда учителя информатики и руководителя музея и закупка новой оргтехники, канцелярские расходы.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела