Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Владимировна Герлингер,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 13 Заельцовского района г. Новосибирска

Дистанционное обучение – возможность или необходимость?

В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности. Насколько целесообразно применять дистанционные формы обучения для осуществления личностно-ориентированного обучения в начальной школе? Я постараюсь ответить на этот вопрос.

Для того чтобы произвести оценку, рассмотрим понятия «личностно-ориентированное обучение» и «дистанционное обучение» и сравним их.

Личностно-ориентированное обучение младших школьников – это обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала. Знания нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых и, прежде всего, нестандартных учебных задач [1]. Такое обучение подразумевает развитие умения самостоятельно добывать знания и повышение мотивации учебной деятельности. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, ищет способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Обучение становится сознательным, продуктивным и более результативным. Ученики получают новую роль – роль «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания. Важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, т.е. предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Таким образом, учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Под дистанционным обучением в школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий [2]. Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Учебная деятельность младших школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов – видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:

а) познавательно-продуктивная деятельность – создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств; реализуется в системе таких форм, как дистанционные творческие олимпиады, проекты и курсы. Основной целью такой деятельности является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций [3]. Для учащихся начальной школы можно выделить такие умения, как целеполагание, планирование, поиск информации в сети Интернет, определение с помощью учителя базовых знаний, умений и навыков, которые они могут освоить в тех или иных формах дистанционного обучения; выделение учащимися тех познавательных и творческих направлений, которые учащиеся хотели бы освоить;

б) коммуникативная деятельность – взаимодействие субъектов дистанционного обучения.

Т.е. учебная деятельность в дистантном режиме служит развитию у школьника специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

Почему возникает вопрос о целесообразности дистанционных форм обучения в начальной школе?

Обучение учащихся начальной школы строится с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста (в основном 6,5 – 11 лет). В этом возрасте существует большой разброс в темпах развития детей, который определяет индивидуальные различия в их познавательной деятельности и сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить подбор и реализацию индивидуальной траектории. Поэтому дистанционное обучение является личностно-ориентированным, только на более высоком уровне.

Теперь рассмотрим насколько целесообразно применять дистанционные формы обучения для осуществления личностно-ориентированного обучения в начальной школе.

Основными формами организации телекоммуникационной деятельности школьников сегодня являются: асинхронные (e-mail телеконференция, веб-форум, веб-доска объявлений, гостевая книга) и синхронные (чат-уроки и чат-конференции в реальном времени). Наиболее приемлемыми для начальной школы на сегодняшний день являются асинхронные формы (e-mail, веб-форум).

Практически в каждой семье имеется компьютер. Почти 100% детей играют в компьютерные игры. Многие умеют набирать тексты. Данные умения ученики уже используют в учебной деятельности при оформлении сообщений. Для поиска информации около 40% детей используют Интернет. Причем 39% школьников уже умеют это делать самостоятельно. У 4-х % третьеклассников есть небольшой опыт обучения на дистанционных курсах. 38% учеников начальной школы ежегодно принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Это происходит как в домашних, так и в школьных условиях.

Возможность приобретать навыки работы на компьютере предоставляет школа. В нашей  школе есть два компьютерных класса, имеется выход в Интернет. Для учеников начальных классов организованы кружки по информатике, в которых обучают простейшим приемам работы на компьютере. Под руководством учителя третьеклассники уже принимали участие в Форуме и чат-занятии.

Но, безусловно, есть и свои трудности. С одной стороны, дистанционное обучение требует специфических навыков: ставить цель, планировать свою работу, выделять главное, отслеживать результаты, оценивать результаты. Этими навыками дети еще не владеют. Поэтому в процессе обучения необходима постоянная помощь наставника, который обучал бы базовым способам учебной работы и сопровождал индивидуальный образовательный маршрут. Это не обязательно учитель. В этой роли могут выступать и родители, которые заинтересованы в успехах ребенка.

Следующей трудностью является то, что это процесс трудоемкий для учителя. Он требует больших затрат времени, более тщательной подготовки, личную заинтересованность.

Учитель сам должен быть компетентен, владеть компьютерной грамотностью на уровне продвинутого пользователя.[4] Этот факт отражен в проекте Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения в требованиях к педагогическим работникам.

С другой стороны, ребенок выбирает то, что интересно и важно для него. Повышается познавательная мотивация. В ходе такой работы школьник осознает, как можно удовлетворить свой интерес в рамках учебного предмета. Если работа наставником организована правильно, то ребенок не только приобретает прочные знания, но и непринужденно овладевает универсальными учебными действиями, приобретает «умение учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Что в современном образовании является приоритетным.[4]

Также важную роль играет и материальная сторона вопроса. На сегодняшний день дистанционное обучение – будь то конкурс, конференция или курсы – является платным. Не все родители соглашаются оплачивать это обучение. Поэтому приходится искать другие формы. Мы нашли выход из сложившейся ситуации. Центр детского творчества «Содружество» проводил игру для 1-2 классов. Тема была заявлена заранее, даны сайты, где можно взять информацию. Главное – дети учились с удовольствием и приобрели не только знания, но и получили опыт дистанционного общения. В итоге наша школа заняла 2 место среди 7 школ принимавших участие.

Завершая статью, хочется обратить внимание еще на один момент. В основе реализации Cтандарта, на который перешли с 1 сентября 2011 года, лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [4]. И я считаю, что дистанционные формы обучения в скором времени станут просто необходимостью.

Литература

  1. Андрианова А.Г. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении.
    www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm
  2. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа.
    www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html
  3. Пасько Г.И. Методические особенности становления личностно-ориентированной образовательной среды в начальной школе.
    www.lyc.zelenogorsk.ru/project/npk10/htm/pasko.htm
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования: начальное общее образование. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела