Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Михайловна Коровина,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 103 Калининского района г. Новосибирска

Интерактивная игра на факультативных занятиях по литературному чтению

Ни для кого не секрет, что в наши дни наблюдается падение интереса к чтению, в том числе и семейному чтению: вспомните прежние времена, когда вся семья вечерами собиралась в уютной комнате и все читали. А сегодня дети предоставлены сами себе, телевизору и компьютеру. Ребёнок, выросший в таком окружении, не будет стремиться получать информацию посредством чтения, используя новые информационно-коммуникационные технологии. Хотя чтение является жизненно необходимым для каждого человека. Способность и умение читать позволяет человеку уверенно чувствовать себя не только в книжном мире, но и в новейшем «море» информации. Кроме того, книга – не только источник информации. Чтение книги – процесс уникальный по сути своей: это погружение в другой мир, это новые знакомства и открытия. Читая книгу, человек невольно «проживает» события вместе с героями, испытывая вместе с ними разные чувства: волнения и тревоги, обиды и огорчения, радостные минуты.

Для развития интереса к чтению на факультативе «Литературное чтение» провожу интерактивные игры. А.С.Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.

Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

Педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме.

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.

Это способствует выработке таких регулятивных учебных действий, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.

Это способствует выработке таких коммуникативных учебных действий, как:

 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– определение цели, функции участников, способа взаимодействия;

– постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– формирование невербальных способов коммуникации.

Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели.

Это способствует выработке  таких познавательных учебных действий, как

– структурирование знаний;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

 Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.

По окончании игры, после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.

Это способствует выработке таких личностных учебных действий, как:

– формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

– формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

– действия нравственно-эстетического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»).

Процесс анализа начинается с концентрации внимания на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в ходе игры и по ее окончании. Затем следует переход к содержательному аспекту: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т. д. Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и умозаключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.

Интерактивные игры на факультативе «Литературное чтение»  способствуют:

– осознанию значимости чтения для личного развития; формированию представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формированию потребности в систематическом чтении;

– пониманию роли чтения, использованию разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умению осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

– умению самостоятельно выбирать интересующую литературу;

– пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Презентация 1.

Презентация 2.

Литература 

  1. metod-interaktivnoj-igry
  2. pedsovet.su
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела