Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Нина Юрьевна Пугачёва,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 58 Заельцовского района г. Новосибирска

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама

Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

(От Луки, 11:33)

 

Звенит будильник. Всё громче, всё настойчивее и требовательнее. Утро рабочей недели. Встаю, подхожу к окну. К моей великой радости, утро ясное, какое-то прозрачное (не люблю в дождливую погоду выходить из дома). Какая удивительная осень в этом году: тихая, ясная, печальная, без затяжных дождей, грязи. Многие деревья ещё стоят в золотом убранстве. Наряд немного поистрепался, но всё-таки радует глаз...

Как много лет прошло с тех пор, когда я впервые переступила порог школы в качестве учителя, а не ученицы. Какое чувство гордости я испытывала тогда! Не хотелось бы, чтобы обо мне сказали: «Нам не повезло с учителем». Поэтому меня постоянно терзают вопросы: «Почему я стала учителем? В чем смысл моей педагогической деятельности?..» Постоянный поиск. Урок за уроком... Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле...

Я – учитель!

А что значит для меня – быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Любить... Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа... Для меня быть учителем – это и значит жить.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность этой отрасли. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика. И я абсолютно согласна с этим.

Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд – каким будет ребенок, когда он вырастет. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью. Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой». А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей; не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В.А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Одной из важных и обсуждаемых тем сейчас выступает взаимоотношение школы и семьи. Этой проблеме уделяется внимание и в проекте «Наша Новая школа». Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть – своих детей. Нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня зависит, сложится ли школьная жизнь ребёнка, отношения родителей к школе, станут ли они нашими единомышленниками.

Если учитель страдает от синдрома эмоционального выгорания, то работать в школе нельзя. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что, «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».

Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «ученики», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать: «Себя как в зеркале я вижу». Правда, отражение мое не всегда мне нравится. Но это и хорошо. Значит, не превращаюсь в ходячую «истину в последней инстанции», значит, способна меняться и – менять.

Но самым дорогим признанием моей работы для меня является поздравление выпускницы 1998 года Брицыной Марии: «Нина Юрьевна, поздравляю Вас с 1 сентября! Что пожелать любимой учительнице: умных учеников, приятной рабочей обстановки! Да здравствует русский язык и литература!»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама
2. Нужные, необходимые, очень хорошие люди…
3. Я решил!