Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Наталья Сергеевна Прохода,
педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ Заельцовского района
г. Новосибирска

Нужные, необходимые, очень хорошие люди…

«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, кучера, актёры, сторожа... и все мы – и актёры, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди», – так писал в своей пьесе известный драматург Евгений Шварц.

Откуда же берутся эти «нужные, необходимые, очень хорошие люди»?

Создание их – дело не простое. Впервые я поняла это в школьные годы, когда наблюдала за своей учительницей Аллой Валентиновной. Я задавала себе вопрос: как ей удается достойно справляться с коллективом таких разношерстных и в то же время ярких личностей, которые пока еще и сами не догадываются, на что они способны и как могут проявить себя в дальнейшем. Благодаря ей я поняла, что важно не только передавать детям знания, но и в любых ситуациях оставаться благородным, тактичным наставником с открытой душой и чистыми помыслами. Оставаться просто Человечным. Для моих детских глаз, наблюдавших за ней, воспринимавших каждое ее слово и движение, теперь именно она остается тем примером, к которому неосознанно возвращается моя детская память.

И все же, как создаются хорошие люди? А с чего начать мне? На часах ровно 15:00, я нахожусь в кабинете, готовлюсь к занятию. Пока нет никого, опаздывают. Меня начинают мучить сомнения: «А вдруг сегодня никто не придет? Вдруг я что-то сделала не так, может, кто-то из детей разочаровался во мне?» Тихонько приоткрывается дверь, и в кабинет заглядывает Настя. Все страшные мысли сразу улетают, особенно после того, как она с радостными воплями и бурной жестикуляцией руками пытается мне объяснить, что она придумала, пока была дома. Через несколько минут появляются остальные, такие же радостные, эмоциональные, и каждый пытается поделиться со мной своими мыслями и маленькими открытиями. Ну что ж, значит, предыдущее занятие прошло неплохо, теперь нужно хорошо провести и это.

Мне всегда нравилось заниматься художественным творчеством. Желание творить и, создавая красоту, придумывать что-то своё, новое, привело меня в институт искусств. Обучая школьников во время педагогической практики, я поняла, насколько приятно бывает видеть неподдельный интерес в их глазах, чувствовать, что ты делаешь что-то очень нужное, полезное и необходимое. А осознав, поняла: это моё. И я с любовью и радостью делюсь с ними всем тем, что знаю и умею. Моя профессия требует большой отдачи, но ещё больше обогащает меня. Недавно моя ученица, делая кисти рук для куклы, задала вопрос: «Почему в этот раз у меня получилось сделать их намного быстрее, чем в прошлый? Это потому, что с каждым разом у нас будет получаться все лучше и лучше?» Я улыбнулась и кивнула в ответ. А если только вспомнить, как она делала самые первые ручки? Сколько слёз она пролила, пока лепила кукольные пальчики и при этом пыталась придать им живое движение. А сейчас я с радостью и удовлетворением вижу, как она спокойно сидит и уверенно занимается делом. Я понимаю, что чему-то научила этого ребёнка. А вчера она принесла готовый каркас куклы, который самостоятельно выполнила дома – правильно выстроенный, с соблюдением всех пропорций. Я была неожиданно и приятно удивлена. У меня получилось научить ее сложному процессу за сравнительно короткий период времени. Вот как, оказывается, проявляются природные способности ребенка! И когда я вижу, что ребенок затих в ожидании чуда, напряженно размышляя над листком бумаги с карандашом в руках, ликую: он сделал открытие, придумал что-то новое, творчески мыслит и развивается! Радуюсь, когда вижу в глазах моих учеников интерес, понимание, восторг.

Говорят, совершенству предела нет. И это действительно так: я совсем не считаю, что я готовый мастер по изготовлению кукол или созданию мультфильмов. Обучая других, учусь сама, никогда не стою на месте. Многое получаю от своих учеников. Заметила разницу между десятилетними детьми, с которыми я работала четыре года назад в лагере, и десятилетками, которые приходят ко мне в студию. Мои сегодняшние дети более технологически развиты, информированы. Чувствую, что они учатся уже в новых школах, где стараются использовать новые информационные технологии. Интернет уже не считается чем-то неизвестным и загадочным, они с ним на «ты». И, наверное, это даже здорово, вот только нужно сделать так, чтобы в центре этого информационного пространства новый учитель поместил ребенка, с его сомнениями и радостями, детскими желаниями и открытием своего «Я». И сделать это нужно гармонично. Но как сложно созидать гармонию! А так хочется справиться с этой задачей.

Каким тогда должен быть современный учитель? Безусловно, отлично разбирающимся во всех инновациях, но при этом старающимся общаться с детьми не через компьютер, а открыто или наедине. В новой школе учитель становится не только наставником, помощником, но и другом. К нему можно обратиться за помощью, поделиться наболевшим или личным секретом, с ним можно вместе посмеяться, обсудить тему занятия или новый фильм, а можно сочинить рецепт для экзотического блюда...

Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем. Но свою задачу я вижу в том, чтобы воспитать мыслящую, творческую личность, сопереживающую окружающим, обладающую знаниями и способную применять их в непростой взрослой жизни.

Я думаю, что Учитель – это тот, кто в постоянном поиске, тот, кто глубоко убежден в своей миссии наставника, друга, помощника. Как молодой педагог, я еще только прикасаюсь к секретам мастерства этой профессии, но на данном этапе я твердо осознаю, что отношусь к числу тех, кто создаёт нужных, необходимых, хороших людей.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама
2. Нужные, необходимые, очень хорошие люди…
3. Я решил!