Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116

Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Если жить для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.  

Дмитрий Александрович Лихачев

 

Есть люди, которые не могут жить, не отдавая окружающему миру частицы своей душевной энергии. Они щедро делятся всем, чем владеют – знаниями, жизненным опытом, сердечным теплом. Учителя с большой буквы, чье душевное богатство притягивает не только учеников, но и людей всех поколений. Сегодня создано огромное количество образовательных сайтов, легко и быстро можно найти любую информацию, источник, книгу… но, ни Интернет, ни похвальное желание самообразовываться не могут заменить живого общения с учителем. Потому что УЧИТЕЛЬ – ЛИЧНОСТЬ, которая стоит тысячи книг. Он не только образовывает, он вкладывает душу в предмет, разжигает огонь, возбуждает интерес к знаниям. Безусловно, именно к такой категории относится подавляющее большинство педагогов Новосибирской области. Это способствует тому, что количество учащихся, которые с большим интересом занимаются научно-исследовательской, познавательной, творческой деятельностью в Новосибирской области растет с каждым годом.

Для интересующихся актуальными вопросами современной науки стало доброй традицией проводить «Академический час» – цикл научно-популярных лекций, организованных совместно Сибирским отделением РАН и Центром «ДИО-ГЕН». Здесь уместно привести слова Луи Пастера: «Культ наук в самом высоком смысле этого слова, возможно, еще более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации… Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей».

Следует отметить высокий профессиональный уровень (организационный и научный) подготовки и проведения каждого мероприятия этого цикла.

О реализации проекта рассказывает Юлия Владимировна Бибко, ведущий специалист пресс-службы Президиума СО РАН, в статье «Академический час»: занимательная наука для школьников».

Математические турниры, бои являются неотъемлемой частью качественного современного математического образования.

Популярность математических боёв обусловлена, прежде всего, тем, что эта форма соревнований является командной. Нужно уметь организовать процесс решения задачи так, чтобы каждый нашёл точку приложения сил, соответствующую его способностям. По сути – это погружение в предмет, обладающее колоссальным воспитательным потенциалом: бои воспитывают интеллектуальную честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Команды из Новосибирской области являются постоянными участниками Барнаульского турнира  математических боев. О том, как проходил турнир в 2012 году, статья Марии Ивановны Мазур, учителя математики Гимназии № 6 «Горностай».

Седьмой год Центр образовательных проектов «СИГМА» разрабатывает и осуществляет новые интересные и уникальные проекты. Центр сотрудничает с образовательными учреждениями Новосибирской области, совместно организует деятельность по повышению уровня математического и естественнонаучного образования учащихся, формированию сообщества ребят и взрослых, увлекающихся наукой.

Турниры и олимпиады, организуемые Центром, собирают сильнейших участников из Новосибирской и Кемеровской областей, Казахстана, Красноярска, Томска, Перми и других городов. 

Неизменным авторитетом и популярностью пользуется Летняя выездная школа развития «Пифагор», которая входит в перечень мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Успех Центра образовательных проектов «СИГМА» – это результат творческого труда коллектива, это точный расчет, качественная организация, интеллект и кропотливая работа. О деятельности  Центра и о важности дополнительного образования учащихся прочитаем в статье «Выше голову!», подготовленной Иваном Сергеевичем Полторацким, преподавателем Выездной школы развития «Пифагор», и Аникановой Натальей Викторовной, директором Центра образовательных проектов «Сигма».

Педагогами Новосибирской области все более осознается необходимость создания условий для развития способностей одаренных и талантливых детей. Осуществляется дифференциация обучения школьников, проводятся  конкурсы и олимпиады, действуют факультативы и кружки.

В Черепановском районе накоплен богатый практический опыт, достигнуты хорошие результаты в области разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров.

Опыт педагогов Черепановского района в нашей рубрике представляют:

1. Л.Ф.Сластухина, заместитель директора МОУ ДОД Дома детского творчества. В статье подробно описан «Системный подход к работе с интеллектуально одаренными детьми в Черепановском районе».

2. Ширшова Ирина Анатольевна, учитель МОУ Шурыгинская СОШ Черепановского района. В статье «Формирование творческих способностей младших школьников средствами художественной литературы» предложена одна из форм работы с одаренными школьниками начальных классов – проведение декады литературного чтения. 

3. Петухова Ольга Анатольевна, учитель математики МОУ СОШ № 3 города Черепанова. Статья «Система действий по оптимальному развитию детей, одарённых в области математики» повествует о методических приемах, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых детей и детей с повышенной мотивацией к математике.

А теперь, интересный исторический факт:

Был знаменитый учебник – «Арифметика» Магницкого. Знаете, откуда взялась фамилия Магницкий? Крестьянский сын отличался тем, что, прислуживая в деревенской церкви, выучил все песнопения. Это был видный парень, его отправили учиться в монастырь. Там он тоже выделился тем, что буквально все схватывал налету. Из монастыря его отправили учиться в Славяно-греко-латинскую академию, где был замечен царем Петром I. Петр, увидев, насколько этот мальчик любознателен, сказал: «Ты будешь Магницкий, потому что к тебе все знания тянутся, как к магниту». Так крестьянский сын  стал Леонтием Филипповичем Магницким. 

 



Системный подход к работе с интеллектуально одаренными детьми в Черепановском районе
Автор: Людмила Федоровна Сластухина
Статья понравилась: 9

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и консолидировать силы в рамках муниципальной системы образования.

(1708 просмотров)
Система действий по оптимальному развитию детей, одарённых в области математики
Автор: Ольга Анатольевна Петухова
Статья понравилась: 6

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учреждениях образования условий для развития одаренности.

(955 просмотров)
Выше голову!
Авторы: Иван Сергеевич Полторацкий, Наталья Викторовна Аниканова
Статья понравилась: 6

Вопрос о необходимости качественного дополнительного образования сегодня стоит особенно остро, так как стандартная школьная программа, к сожалению, не готовит учеников к самостоятельности мышления, а наоборот – загоняет в рамки узких тестовых задач, направленных только на сдачу ЕГЭ, без перспектив и пространства для мечты.

(767 просмотров)
Формирование творческих способностей младших школьников средствами художественной литературы
Автор: Ирина Анатольевна Ширшова
Статья понравилась: 8

Одной из главных задач школы является развитие творческих способностей учащихся, умений и навыков работы с разными источниками информации, активизация познавательной деятельности. Поэтому работа с одарёнными и способными детьми начинается с первых дней их пребывания в школе.

(1604 просмотров)
«Академический час»: занимательная наука для школьников
Автор: Юлия Владимировна Бибко
Статья понравилась: 9

На один день каждого месяца конференц-зал Выставочного центра СО РАН превращается в занимательный лекторий. Здесь проводится «Академический час» – цикл научно-популярных лекций, организованных Сибирским отделением РАН. Их цель – привлечь внимание школьников к актуальным темам современной науки.

(1143 просмотров)
Математическая культура как способ существования
Автор: Мария Ивановна Мазур
Статья понравилась: 6

Творческая среда для обучения математике, формирования математической культуры ребёнка – явление многогранное. Чем богаче она по содержанию, формам и личностной окраске, тем привлекательнее она для ученика и продуктивнее для его образования.

(927 просмотров)