Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Виктор Владленович Михеев,
учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Записки не постороннего

Неоднократно задумывался над последним периодом жизни нашей страны и долгое время не мог понять, почему Советский Союз, казавшийся незыблемым великаном, рухнул как колосс на глиняных ногах? Почему Великая Держава вдруг рассыпалась в одночасье? В голову почему-то всё время приходили банальные объяснения, которые внедрялись и продолжают внедряться в сознание нашего народа с экранов телевизоров, страниц газет и научно-популярной литературы: «Советский строй был плохим, и ему на смену пришёл новый, демократический, более справедливый. Коммунистический проект зашел в тупик, и народ в поисках выхода разрушил и тупик, и сам проект». Однако подобный ответ меня не устроил, и, продолжая размышления, я пришёл к выводу: «Наш народ потерял ИДЕЮ, а вместе с нею смысл жизни и существования». Мало того, идея, назовём её «Русской идеей», постепенно, незаметно подменялась в умах людей идеей другой – западной, американской.

Для того чтобы понять, как и почему это произошло, необходимо решить, что понимать под «Русской идеей»? Споры о сути ИДЕИ шли между образованными людьми России, пожалуй, на протяжении всей нашей истории, само существование ИДЕИ не отрицал никто, расхождения касались именно её определения. Вспомним западников, славянофилов, монархистов… Наиболее стройно сформулировали суть «русской идеи», на мой взгляд, именно монархисты, у них она была представлена триадой: «Самодержавие, православие, народность». Я самонадеянно позволил себе не согласиться с ними и попытался вывести собственную триаду: «Государство, Воля, Любовь» – части которой составляют диалектическое единство «Русской идеи». Но разберёмся по порядку, попытаемся объяснить себе, что мы имеем ввиду под всеми этими понятиями.

«Государство». Идея государства, по моему, впитывается каждым русским (кстати, термин «русский» я применяю не к нации так таковой, а к любому человеку, родившемуся на территории Великой некогда Империи, и действующему на её благо и разделяющего «Русскую идею») с молоком матери, генетически. Почему? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к нашей истории и решить, в какие исторические периоды русский народ процветал, был уважаем другими народами мира, вспомнить с чего началась сама история русского народа.

А история эта началась именно с создания первого централизованного государства – Киевской Руси. Дробление и разрушение этого государства имело вполне закономерный итог – татаро-монгольское иго, и лишь создание новой державы, Руси Московской, позволило русскому народу вновь обрести самостоятельность. Деятельность Ивана III, Ивана IV Грозного по укреплению централизованного государства, создание империи Петром Великим – всё это вехи реализации русской государственной идеи. Однако в какой-то момент первая составляющая «Русской идеи» входила в противоречие со второй, «государство» – это всегда аппарат принуждения, ограничения «воли». Это противоречие приводило к тому, что люди, стремящиеся к воле, бежали из-под гнета государства. Они шли за Уральские горы всё дальше и дальше на восток, преодолевая суровую тайгу, стылую тундру, пока не вышли к Тихому океану, но и здесь не остановились, а перемахнули в Америку и за короткий по историческим меркам период времени громадная территория от Урала до Аляски была не освоена, нет, она была пока лишь открыта… «В чем же здесь парадокс?» – спросите вы. А вот в чём! Люди, бежавшие от гнёта власти, от давления государства, освоившись на новых местах, тут же слали гонцов к царю-батюшке с просьбой принять новые земли под свою монаршую руку! Вот вам и диалектическое единство казалось бы несовместимых понятий – государство и воля (почему именно воля, а не свобода, я попытаюсь пояснить позднее). Осталась ещё одна составляющая русской идеи, которую мы не рассмотрели – любовь. Любовью пропитана, по-моему, вся история русского народа, любовью не к себе самому, а к грядущим поколениям, именно устремлением в будущее совершались все мероприятия по строительству Великого государства, именно с любовью шли землепроходцы, открывая для своих детей и внуков всё новые и новые земли и присоединяя их к Великой Руси. Кстати, колонизацию Сибири и Дальнего востока можно и нужно сравнивать с колонизацией европейскими поселенцами Северной Америки. В северной Америке поселенцами двигала отнюдь не любовь, а жажда наживы – коренное население сгонялось со своих земель, уничтожалось в угоду «белому человеку» (исторический факт – на вопрос имеет ли индеец бессмертную душу, европейская церковь ответила отрицательно, отказав таким образом индейцам в праве именоваться людьми и сняв с колонизаторов грех убийства себе подобных). В России, несомненно, были эксцессы, но все же землепроходцы шли на новые территории именно с любовью, их отношение к коренным жителям было скорее отношением старшего брата к младшему, чем отношением завоевателя к порабощенному.

Советский Союз, по-моему, соединил в себе все составляющие «русской идеи». Во-первых, была создана мощнейшая, индустриальная Великая Держава, с сильной государственной властью, а это удовлетворяет первому компоненту нашей формулы – «государство». Второй компонент – «воля». Кто-то может сказать, что воля была задавлена государством, в ответ на это я возражу: «Не путайте волю со свободой и анархией. Советский человек был волен в своих поступках до того предела, пока его свобода не входила в противоречие с интересами общества. Советский человек был волен с детства выбирать себе занятие, а позднее и профессию по душе, он не был скован сословными и классовыми рамками, он мог при желании занять сколь угодно высокое положение в обществе, мог рассуждать о философских проблемах бытия и мечтать о полётах к звёздам. Наконец, третий компонент – любовь. Всё, что делалось в стране, делалось ради грядущих поколений. Советское общество было устремлено в будущее. Как различить общество, устремленное в будущее и в прошлое? По-моему, очень просто: общество, устремлённое в будущее, строит школы, устремлённое в прошлое – церкви.

В советском социалистическом строе «Русская идея» получила своё наиболее полное воплощение и отдала стране и народу весь тот потенциал, который в себе заключала.

Но расцвет «Русской идеи» таил в себе и ее гибель. Расцвет был настолько ярким и мощным, что ослепил народ… Советский народ был настолько уверен в своём незыблемом настоящем и светлом будущем, что не заметил, как исподволь, ловкие прохиндеи, явные и тайные враги Советского государства, враги на Западе и предатели в высших эшелонах власти подменили составляющие «Русской идеи». Государство на наживу, волю на свободу, любовь на наслаждение. Мы все вдруг принялись примерять на себя штатовские жизненные ценности, но забыли при этом, что США – государство, созданное людьми ради наживы и свободы, но не как воли, а как возможности делать все, что кажется полезным и выгодным тебе и только тебе, невзирая на людей, живущих рядом с тобой. В этом случае, кстати, тоже существует противоречие: как выжить обществу, где каждый сам за себя и против всех, как выжить обществу, где все индивиды не сотрудники и союзники, а конкуренты в борьбе за наживу и вседозволенность? Решение данной проблемы было найдено, в США создан мощнейший государственный аппарат подавления воли и всеобъемлющего контроля. И сегодня, когда они заявляют, что являются самым свободным в мире обществом, нам остаётся лишь рассмеяться им в лицо и ответить: «Да, вы свободны растрачивать свою жизнь на приобретение достатка, на наживу, возможность творить всё, приобретать наслаждение, что и дарует вам ваше общество сверхпотребления, но вы не вольны, не вольны выйти из этого замкнутого круга, круга безумного прожигания жизни в дорогих ресторанах, на курортах, пользуясь сегодня благами, которые вам предоставляет весь мир. Вы не вольны выйти из этого круга и посмотреть на свою жизнь со стороны, на жизнь, которая всё больше становится жизнью не духовной, а биологической, вы не вольны в этом, и, даже если вы задумаетесь вдруг и захотите изменить своё существование, вам не дадут этого сделать ваши же соседи, весь окружающий вас социум. Они не смогут понять, почему это вы вместо того, чтобы считать деньги, вышли ночью на улицу, чтобы посмотреть на звёзды!..

И, тем не менее, исторически и материалистически это справедливо – лучше живет тот народ, который умеет считать деньги, а не тот, который мечтает о звёздах, лучшем будущем для своих детей и для всего человечества. Ну, да и бог с ними, с США, если бы они навязывали свои ценности и свой образ жизни другим, не экспортировали их, где тайно, исподволь внедряя свою разрушительную идеологию, где явно – ковровыми бомбардировками и «умным, интеллектуальным» оружием XXI века. Благо, США остались сегодня единственной сверхдержавой мира и теперь вполне могут открыть всему человечеству своё истинное лицо – лицо уголовного авторитета. И как у них не было сдерживающих факторов в момент колонизации Северной Америки, так нет их и теперь, только в роли индейцев сегодня выступают все народы земного шара.

«А что же делать в этом случае нам, русским?» – спросите вы меня. Я не знаю сегодня ответа на этот вопрос. Могу посоветовать оторваться от телевизора, взять в руки хорошую книгу, вспомнить, что ещё недавно мы были самым читающим народом мира, или, быть может, включить музыку Чайковского или Рахманинова – ощутить благодать и понимание своей принадлежности к великому народу. Затем включить другую музыку: Ленинградскую симфонию Шостаковича, песню «Священная война», ощутить мурашки на коже, встрепенуться и встать на борьбу со всей той грязью и мерзостью, которая обрушилась на нашу страну в последние годы. И если не один, не десять, не сто человек сделают такой шаг, а тысячи и миллионы, тогда, быть может, нам еще представится шанс оставить что-нибудь своим детям, что-нибудь лучшее, чем пиво и жевательная резинка, чем шоу тупых клоунов в «ящике», чем зелёная бумажка с портретом штатовского президента!

На этом заканчиваю свои размышления, прошу прощения за некоторый сумбур в мыслях, но это то, что я чувствую в данный момент. Призываю Вас, не будьте посторонними в СВОЕЙ СТРАНЕ!!!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования