Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(6) Юлия Сергеевна Литвинова,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ Лицея № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах

Государство ставит перед образовательными учреждениями задачу достижения высокого и доступного качества образования. Задачи функционирования и развития образования определены в таких концептуальных документах, как «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию, активную познавательную деятельность обучающихся [1].

Задача каждого педагога, исходя из обозначенных потребностей государства, общества и личности, создать такие условия обучения, которые позволят реализовать себя каждому из обучающихся, следовательно, необходимо создавать условия для развития ключевых компетентностей, в первую очередь ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности и надпредметных компетенций учащихся. Работа в профильных классах предполагает углубление и систематизацию исторических знаний, увеличение самостоятельности обучающихся. Это приводит к необходимости использования во многом новых организационных форм, способов и средств обучения.

Одной из них является модульная система обучения. Она позволяет реализовать требования стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Расшифровывая сущность данных результатов, авторы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорят об общих компетентностях и надпредметных компетенциях обучающихся [2]. В МАОУ «Лицей № 9» они включены в модель компетентностей выпускников лицея, на которую и ориентируются педагоги при разработке учебных программ [3].

Модули позволяют придать образовательному процессу большую гибкость и адаптивность, расширяют и актуализируют мотивационную сферу обучающихся. Особенно это касается небольших по объему часов курсов, которые ранее были «растянуты» в курсе учебной программы в течение всего года. Таким является курс «История Сибири», на который выделялось в региональном компоненте Базисного учебного плана 0,5 часа в неделю. Для учащихся старших классов даже профильной направленности зачастую данный курс был не актуален, поскольку шел в зачет общего курса истории России. Появление отдельного курса «История Сибири» в 10 классе МАОУ «Лицея № 9» в условиях реализации модели компетентностей выпускников лицея сделало необходимым изменения подхода к преподаванию истории Сибири и привело к включению данного учебного предмета в систему модулей, реализуемую в МАОУ «Лицей № 9».

При разработке программы модуля «история Сибири» опора была сделана на определение Т.Н. Щеднова, что «модуль – это блок учебной программы, логически завершенный и состоящий из нескольких структурных единиц, каждая из которых представляет собой объем знаний и умений, необходимых для выполнения одной законченной операции или изучения логически завершенной части учебной информации» [4].

Модуль «История Сибири» представляет собой программу курса по истории Сибири, рассчитанную на 35 учебных часов (по 2 учебных часа в неделю), основанную на требованиях государственного образовательного стандарта. Сам курс является блоком-модулем к курсу Истории России в 10-11 классах.

Работа с модулем предполагает не только разработку учебной программы, но и таблицы рейтинговых работ на каждое занятие (См. Таблица 1), которая позволяет учащимся определиться с уровнем претензий и понять, какое количество баллов они должны заработать для того, чтобы получить желаемую отметку, а педагогу отследить уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся и надпредметных компетенций. Каждые два урока – это законченная логическая часть модуля, нацеленная на формирование определенного показателя сформированности компетентности.

 

Таблица 1

Раздел

Тема

Цели и задачи

Основные понятия, личности

Задания

Кол-во баллов

Максимальное количество баллов по теме

Сибирь в древности и средневековье

Первобытный мир Сибири

Знать и понимать единство развития Сибири с другими территориями, особенностей развития Сибири в первобытную эпоху.

Уметь бегло, сознательно, правильно читать тексты различных стилей при соответствии темпа чтения утвержденным нормам;

осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы;

высказывать суждение в виде алгоритма мыслей; свободно вступать в полемику

палеолит, неолит, археология, орудия труда, древние люди, археологическая культура, А.П.Окладников

 

Работа с текстом учебника.

Сравнение: «Развитие Европейской части России и Сибири в эпоху палеолита» .

10

 

 

10

20

 

Существует дополнительная возможность заработать баллы (См. Таблица 2), которая позволяет  школьникам улучшить свои результаты и повысить рейтинг, а соответственно и отметку.

Таблица 2

Задания

Количество баллов

Сообщение

10

Реферат

20

Эссе

15

Составление внеклассного мероприятия для 1-6 классов по истории Сибири

15

Проведение мероприятия

10

Составление плана урока

10

Проведение урока по составленному плану

15

 

Режим работы учащихся предполагает самостоятельную работу с консультированием учителя. Педагог выступает в роли координатора и направляет учебную деятельность учащихся. Отношения выстраиваются субъект-субъектные, учебная деятельность переходит в ранг осознанной, расширяется мотивация учащихся. Деятельностный подход позволяет создавать условия для реализации модели компетентности лицеиста, разработанной в МАОУ «Лицей № 9». Задания подбираются исходя из количества и качества источников, категории обучающихся, задач модуля. Активно используются и средства ИКТ. Мультимедийные презентации позволяют быстро работать с информацией, иллюстративным материалом, интерактивными картами. Для учащихся подача материала с помощью презентации более привычна и узнаваема, чем зачастую печатный текст, но она не заменяет, а дополняет текст.

Результатом является формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию [5]. Предметное содержание курса формирует осознание гражданской идентичности, толерантности. Формы работы, используемые на занятиях, позволяют формировать коммуникативную компетентность, создают условия для формирования метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы [6].

 

Примечания

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, С. 1//http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/Там же, С.4-5
  2. http://kunevskaia.vx9.ru/normpravdoc.html
  3. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации. / Под ред. М.В.Рыжакова – М., СпортАкадемПресс, 2005, С. 11
  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, С. 5-6//http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, С. 6-8//http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 40)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Применение методики прогнозирования Л. М. Плаховой, В. П. Быковой как пример инновационного менеджмента в управлении качеством обученности учеников
2. Новой школе – новый учитель
3. Воспитание историей (из опыта работы классного руководителя по краеведению)
4. Записки не постороннего
5. Воспитательная система 1-4 классов
6. Система работы классного руководителя по повышению качества обученности
7. Особенности формирования образа «Я» детей младшего школьного возраста
8. Жить – значит участвовать в диалоге
9. Экологическая игра «Природа Сибири»
10. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Пасхальные потешки»
11. Школьные праздники как форма воспитательной работы
12. Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Конкурс знатоков химии»
13. Реализация модульной технологии на примере курса «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в профильных классах
14. Школьные выборы как способ политической социализации и прогнозирования