Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Владимир Германович Виноградов,
Заслуженный учитель РФ, учитель истории высшей категории МБОУ КШИ «Сибирский Кадетский Корпус» г. Новосибирска

Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины

Некоторое время назад я увидел небольшую книжку-раскраску – «Коллекция приключений». В ней, казалось бы, в незатейливой форме рассказывалось о якобы состоявшемся путешествии мальчика из будущего по имени Родислав в историю старинных русских городов. Сюжет повествования состоит в том, что этому мальчику в руки попали монеты, посвящённые истории нескольких старинных городов нашей страны, поэтому коллекция эта и называлась «Древние города России». Сначала мальчик Ро (так его звали все близкие) просто рассматривал монеты, а потом ему стало любопытно, а почему на них изображены именно эти города и именно эти сюжеты? Что за события хотели увековечить авторы этих монет? Далее авторы книжки с большим тактом к пониманию истории показали те яркие события из далёкой и не очень жизни старинных русских городов: Азова, Белгорода, Великого Новгорода, Гдова, Дмитрова, Дорогобужа, Калуги, Мурома, Мценска, Пскова, Ряжска, Смоленска, Старой Руссы. Создатели книги в очень лаконичной форме изобразили события  прошлого этих малых, но столь значимых для нашей Родины городов. Каждый рисунок сопровождался неплохими стихами и яркими изображениями герба города. Не могу не отметить тот факт, что в столь внешне «простеньком» издании в весьма доступной форме графического рисунка (очень удобного для раскрашивания и карандашами, и фломастерами), стихотворения, краткой исторической справки и очень яркого изображения герба города, о котором идёт речь на данной странице, заключается, на мой взгляд, огромный познавательный потенциал для детей от 9 до 13 лет. И я решил его использовать во время проведения «Декады кафедры гуманитарных наук», которая проходит у нас в Корпусе уже добрых два десятка лет. Я предложил кадетам и барышням шестых классов конкретные задания для того, чтобы использовать потенциал, заложенный в данном издании. Конкретные задания были изложены в «Путевом листе» путешественника по некоторым страницам этого интересного издания. Задания касались некоторых страниц книги, но они подталкивали  прочитать её всю.

Путевой лист путешественника по древним городам России, читающего книгу «Коллекция приключений».

Я читаю, думаю, рисую, отвечаю… Ф.И.О. (класс)______________________________________________

  1. Создайте цветную версию рисунка на стр. 14-15.
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Каких цветов была кокарда у французского офицера времён наполеоновских войн________________________________________________________________________________
  4. В какое время года шли бои на Перемиловской высоте у города Дмитрова в 1941-1942 гг. _________________________________________________________________________
  5. Каково значение слова «нумизматика»?_________________________________________
  6. Какой из городов, перечисленных в книге, самый древний?_________________________
  7. Какое сражение произошло весной 1242 г.?______________________________________
  8. Найди на рисунке на стр. 8-9 «засеку» и раскрась её.
  9. В каком году была выпущена коллекция монет, о которой говорится в книге?__________.
  10. Какой «оберег» вы видите на гусляре со страницы 3?______________________________
  11. Какой старинный город расположен на реке Хупта?_______________________________
  12. Откуда был родом богатырь, изображённый на стр. 4?______________________________
  13. Кто командовал русской ратью во время Ледового побоища?_______________________
  14. Как называется восьмиколесный агрегат, изображённый на одном из рисунков?________
  15. В каком городе в годы первой мировой войны располагался штаб Северного фронта русской армии?____________________________________________________________
  16. Какую славную дату в нашей стране будут отмечать в 2012 г.?_______________________
  17. Как вы думаете, в старинный герб какого города было добавлено изображение спутника?________________________________________________________________
  18. Вопросы знатокам геральдики (ответы пишите на обратной стороне Путевого листа).
  19. Какая птица сидит на пушке, изображённой на гербе г. Смоленска?
  20. Что изображено на гербе г. Дорогобужа?
  21. Почему г. Ряжск называется Ряжском?
  22. Изображение на гербе г. Старая Русса говорит о продукте, которым был славен этот город в далёком прошлом. Что добывали в Старой Руссе?
  23. Если смотреть на герб г. Гдова, то станет ясно, какой сельскохозяйственной культурой был славен этот город. Какой?

Победителей во всех конкурсах ждут призы. Дерзайте!

Для реализации этой идеи я обратился к руководству ООО «Альбо Нумисматик», которое собственно и издало эту книгу, с просьбой предоставить нам несколько экземпляров их продукции. Каково было моё удивление, когда среди руководителей этой фирмы оказался мой давнишний ученик. Он и его товарищи и предоставили нам около сотни своих книжек-раскрасок. Когда все желающие шестиклассники получили альбомы да ещё по коробочке цветных карандашей, то работа закипела. Я с некоторым удивлением увидел, как, казалось бы книжка-игрушка, подвигла моих 11-12 летних учеников залезать в книжные каталоги, в словари, в альбомы. Но больше всего «досталось», конечно, Интернету. Действительно, попробуйте раскрасить мундиры воинов-участников Отечественной войны 1812 г., не заглянув в специальную литературу. Примерно через десять дней стали поступать работы участников конкурса. Справедливости ради надо сказать, что из более чем 90 розданных альбомов в жюри вернулось около 60, но и условие добровольности участия в конкурсе никто не отменял. Работы некоторых участников были просто великолепны.

Самым интересным и в то же время трудным для меня и моих друзей из «Альбо Нумисматик» было подведение итогов этого заочного путешествия в историю нашей Родины. Работы были разные, но почти во всех был виден неподдельный интерес к предмету исследования. Как оказалось, кадеты и барышни столь сложного с точки зрения педагогики возраста с большим удовольствием раскрашивали детали обмундирования, расшифровывали, буквально по мельчайшим деталям, старинные гербы. Они это делали даже более заинтересованно, чем они это делают во время игр в «стрелялки и пугалки». Радовало, что на смену бэтманам и лягушатам-нинзям пришли наши родные и понятные герои. Радовало, что, раскрашивая детали, изучая гербы, мои ученики многое узнавали о старинных городах, о существовании которых они, скорее всего, до этого и не подозревали.

После подведения итогов более десяти участников были награждены призами в различных номинациях: «за цветную версию рисунка», «за лучшие ответы на вопросы», «за знание геральдики», «за идею монеты о родном городе», «за необычную технику выполнения заданий». За самые полные ответы три кадета получили призы в виде альбомов для хранения коллекции монет.

Так при помощи, казалось бы, непритязательной книжки-раскраски мы совершили путешествие в историю. А может, этот маленький шаг и является первым на пути к поиску национальной идеи?

Скорее всего, подобное путешествие может ещё продолжаться, т.к. познавательный ресурс этой книги ещё далеко не исчерпан, да и в планах издателей эта книга первая, но не последняя.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»