Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Татьяна Леонидовна Богданова,
учитель математики высшей квалификационной категории НОУ специализированный лицей «ОР Авнер» Дзержинского района г. Новосибирска

Учимся думать

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». 

Л.Н. Толстой

 

Люблю экспромты. Во всем. Многие этого не понимают, других это раздражает: по плану-то оно спокойнее. Но встречаются, к счастью, и единомышленники.

Люблю на уроках задавать провокационные вопросы: «Неужели сумма углов выпуклого четырехугольника не зависит от его формы?» Таким вопросом легко сбить с толку того, кто просто учил, а не думал.

Люблю устраивать «математическое ассорти»: ученик выходит к доске, не подозревая, какое задание получит. Это вносит игровой момент в контексте урока, делает его интереснее.

Люблю, когда ученик говорит: «Не помню», имея в виду уже известный алгоритм. Именно с этого момента включается математическое мышление, интуиция, логика, аргументация, то есть у ученика появляется возможность продемонстрировать свою математическую компетентность.

Люблю повторять, что «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

В декабре 2011 года в нашем лицее проходил семинар «Современный урок-взгляд в будущее», в рамках которого учителя проводили открытые уроки. На мой взгляд, современный урок должен быть наполнен, прежде всего, новым содержанием. Поэтому темой моего урока стала «Проверка математической компетенции учащихся 11 класса в свете подготовки к ЕГЭ». Не секрет, что процесс обучения в отечественной школе недостаточно практикоориентирован, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни, он тяготеет к академической направленности. Только сейчас начинают меняться приоритеты в естественнонаучном образовании. Ориентация не только на освоение знаний, но и на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации, критически ее оценивать, выдвигать гипотезы  и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Эти направления проявились и в заданиях ЕГЭ. Но, по-моему, они очень прямолинейны и поэтому просты в решении. Этого не скажешь про задачи, которые предлагались учащимся 15-16 летнего возраста на международном тестировании, проводимом Международной ассоциацией школьников(PISA), на предмет определения у них математической компетентности. Разработанный инструментарий преследовал цель оценить сформированность общеучебных умений решать проблемы, с которыми человек может встретиться в жизни, а не на определение уровня освоения школьной программы – именно в этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

Мой урок был построен по следующему принципу: сначала учащимся (и присутствующим учителям) предлагалось задание из ЕГЭ, а затем из международного теста (МТ). Например, Задания № 1 и № 6.


Примеры заданий, проверяющих математическую грамотность


В 9. Найдите площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).

Ответ:____________________

 

 

МТ. Задание № 1.  Игральные кубики

Справа изображены два игральных кубика. Игральные кубики – особые, так как для них  выполняется следующее правило:

Сумма очков, изображённых на двух любых противоположных сторонах кубика, равна семи.

 

Вопрос 1.

Вы можете сделать обычный игральный кубик, вырезая, складывая и склеивая кусочки картона. Это можно сделать разными способами. Ниже изображены четыре развертки куба, на которых нанесены очки.

Из каких разверток можно сложить кубик, у которого сумма очков на противоположных сторонах будет равна 7?

 

Обведите слово «Да» или «Нет» в каждой строке следующей таблицы.

 

 Развертка

Выполняется ли правило: сумма очков на противоположных сторонах кубика равна 7?

I

Да/Нет

II

Да/Нет

III

Да/Нет

IV

Да/Нет


 

В 6. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1*1.

Ответ:___________________________


МТ. Задание № 6. Садовник.

У садовника имеется 32 м провода, которым он хочет обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов.

 

Вопрос 1.

Обведите слово «да» или «нет» около каждой формы клумбы в зависимости от того, хватит или не хватит садовнику 32 м провода, чтобы обозначить ее границу.

 

Форма клумбы

Хватит ли 32 м провода, чтобы обозначить границу клумбы?

Форма А

Да/нет

Форма В

Да/нет

Форма С

Да/нет

Форма D

Да/нет

 

Всего были представлены 6 пар заданий. Они включали в себя 4 содержательных области: пространство и форма, изменение и отношение, количество, неопределенность. Международные исследователи подчеркивают, что именно эти области покрывают диапазон математических знаний, необходимых выпускникам в качестве основы для жизни и дальнейшего расширения их математического горизонта.

Для наглядности и удобства подведения итогов на доске я поместила сводную таблицу, где фиксировала результат выполнения заданий каждым учеником.

В конце урока мы вместе оценили математическую компетентность каждого (включая и присутствующих учителей) и класса в целом. С выполнением заданий ЕГЭ учащиеся справились уверенно (95%), чего не скажешь, к сожалению, о заданиях МТ (48%). Такой результат вполне закономерен. Задания МТ отличаются уже предъявлением информации: детально описывается ситуация, что делает текст объемным. Задания предлагаются не только в вербальной форме, но и в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм; условие может содержать избыточную информацию, что предполагает умение анализировать проблему; в одном и том же задании представлены вопросы разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.

Математическая компетентность учащихся оказалась средней, но меня очень порадовало то, что все ребята на уроке думали, были очень активны, работали сосредоточенно, с интересом и удовольствием. Урок позволил им по-новому взглянуть на математику и стал отличной мотивацией к дальнейшему ее изучению. А это здорово!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внедрение инновационной системы менеджмента качества (PDCA) в Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка
2. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
3. Внедрение инновационной системы менеджмента качества
4. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы
5. Интеграция основного и дополнительного языкового образования как средство повышения качества образования
6. Технология подготовки образовательного учреждения к сертификации Системы менеджмента качества образования и к участию в конкурсе на премию в области качества
7. Применение инновационных дидактических пособий при изучении литературных произведений в школе для неслышащих
8. Внедрение ФГОС в начальной школе
9. Учимся думать
10. «Время. Образ. Стиль»
11. Роль пословиц в обучении понимания текста
12. Правописание –Н-НН- в суффиксах прилагательных
13. Внеурочная работа с книжкой-раскраской как один из способов привития интереса к изучению истории родины
14. Методическая разработка урока по химии на тему:
«Физические и химические явления»

15. Конкурсно-развлекательная программа в детском доме «Солнышко»
16. Литературное краеведение, или незабываемые встречи в «Библиотеке им. братьев Гримм»