Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Инновационный менеджмент в управлении образовательным учреждением»
Выпуск №40 Апрель 2012 | Статей в выпуске: 129


Все статьи автора(3) Сергей Леонидович Трегубов,
учитель истории МБОУ СОШ № 7
Дзержинского района г. Новосибирска

Методы работы с литературно-одаренными детьми

Современные условия жизни в обществе показывают, что успешно выживать и строить свое будущее может только творческая личность с активной жизненной позицией, поэтому задача школы сегодня: выявлять и развивать в разных сферах человеческой деятельности одаренных учащихся, развивать их творческие способности, повышая тем самым их статус в обществе. Исходя из этого тезиса, мы сформулировали цели и задачи литературного клуба учащихся «Пегас», который работает в школе с 2003 года:

1. Развивать творческие способности одаренных учащихся в литературной и изобразительной (художественной) сферах через публикацию лучших произведений на страницах альманаха «Пегас».

2. Формировать высокие нравственные, политические и патриотические качества учащихся школы через произведения авторов, откликающихся на исторические, политические и нравственные проблемы современности в своих произведениях.

3. Пропагандировать здоровый образ жизни в ежегодном традиционном конкурсе стихов и плакатов по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и курения!»

4. Развивать творчество и активную жизненную позицию авторов и  учащихся через традиционные встречи с лучшими представителями Союза Писателей РФ, Ветеранами Великой Отечественной Войны, лучшими людьми города.

5. Через сотрудничество с музеями школ и архивами формировать и развивать историческую память учащихся.

6. Найти спонсоров (родителей, депутатов, предпринимателей) для расширения издательской деятельности литературного клуба «Пегас».

7. Активно участвовать во всех конкурсах и проектах районного, городского, областного и Всероссийского масштабов.

Мы используем с литературно одаренными детьми следующие формы работы:

1. Личностно-ориентированный урок.

2. Индивидуальная консультация или беседа.

3. Различные виды внеклассной деятельности:

а) олимпиады;

б) участие в научных ученических обществах;

в) литературные конкурсы разных уровней;

г) интеллектуальные игры;

д) публикации в печатных изданиях.

Часто оказывается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта и одаренности. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.

Первый этап работы – это выявление одаренных детей в области литературы. Для этого мы используем общие признаки одаренных детей:

  • интеллект выше среднего;
  • умение принимать решения;
  • чувство ответственности;
  • обостренное чувство справедливости;
  • настойчивость;
  • терпимость и терпение в работе с людьми;
  • энтузиазм;
  • умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме;
  • живость и любознательность;
  • независимость в действиях;
  • инициатива, стремление участвовать во всем новом;
  • использование воображения в мышлении;
  • гибкость в подходах к проблемам;
  • разнообразные интересы;
  • чувство юмора;
  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
  • нежелание быть таким, как все;
  • трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
  • ранний интерес к проблемам мироздания.

Кроме учета этих особенностей я провожу тестирование по выявлению сугубо литературных способностей. Ученик должен ответить на вопросы, что такое рифма и ритм стиха, какие виды рифм он знает, но, самое главное, может ли он написать стих на заданную тему. Чаще всего толчком к выполнению такого задания служит личный пример учителя. Первые работы учащихся, как правило, носят подражательный характер, но затем многие создают свои маленькие, а иногда и большие шедевры. Поскольку литературно-одаренная личность мыслит образами, я часто прошу авторов нарисовать иллюстрации к своим стихам, а также привлекаю к иллюстративному оформлению детей, обладающими одаренностью в области изобразительного искусства. Очень часто мы в этом достигаем большого успеха.

Достижения в деятельности литературного детского клуба «Пегас»:

Литературный альманах «Пегас» издается в школе № 7 с октября 2003 года. Периодичность издания – 1 раз в четверть. Тираж 15-20 экземпляров.

За год до начала издания в школе было создано литературное объединение учащихся старших классов. Позднее в объединение вошли  учащиеся 5-7 классов.

Первые два номера альманаха назывались «Первый блин» и «Колобок», а начиная с №3, члены клуба «Пегас» решили этим же именем назвать свой альманах, где стали публиковать не только стихи, но и рассказы, статьи, школьный юмор.

В 2003 году члены клуба стали победителями районного и городского конкурсов поэтов-школьников. Заев Роман завоевал титул «Король сибирской поэзии –2003» (1-е место), а Лобода Катя – 3-е место.

В 2004 – 2006 гг. наш литклуб прочно удерживал призовые места в литературных конкурсах школ района. Заев Роман – 1-е место, Ерастова Оксана – 2-е.

Мы тесно работаем с Союзом Писателей России, представители которого были членами жюри всех конкурсов. Кроме того, Заев Роман и Ерастова Ольга являлись до 2006 года членами редколлегии районной межшкольной литературной газеты «Дар», редактором которой является член Союза Писателей России Романов В.П.

В последующие годы обновленный состав литературного клуба успешно участвовал во всех районных и городских конкурсах и проектах. При участии клуба проводились следующие мероприятия в 2008-2011 уч. гг.:

а) творческие встречи с поэтом В.П. Романовым – членом Союза Писателей России;

б) встречи с поэтессой В.В. Жбановой;

в) юбилейный вечер поэта Н. Шевякова – члена Союза Писателей России;

г) литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Елизаветы Стюарт;

д) традиционные ежегодные конкуры на лучшие стихи, плакаты и рисунки по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и табака»;

е) участие в конкурсе «Золотое перо памяти», посвященном 40-летию родной школы;

ж) участие в городском конкурсе литературного творчества детей, проводимом Городской Избирательной Комисиией в период выборов Президента РФ и мэра г. Новосибирска;

з) участие в городских конкурсах детского литературного творчества «Золотое перышко»;

Победители и участники городского поэтического конкурса 2003 года. Слева направо (стоят): Ерастова Оксана (вып. 2006 г.), Лобода Екатерина – 2-е место (вып. 2007 г.), Заев Роман – 1-е место (вып. 2006 г.). Слева направо (сидят): член жюри – поэт В. Светлосанов – член СП России, руководитель клуба и редактор альманаха «Пегас» – С. Л. Трегубов.

и) участие в Международной Акции-Проекте «Мы – Наследники Победы!», посвященной 300-летию победы русской армии в Полтавской битве. Все авторы юбилейного литературного альманаха  «Пегас № 19» награждены памятными медалями и грамотами Центрального штаба;

к) участие в празднике Дня Соседей совместно с ТОС «Лада» на жилмассиве;

л) выпуск литературного альманаха к выборам в Городской Совет (14 марта 2010 г.);

м) активное участие и публикация стихов при подготовке к празднику 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войны;

н) в 2010 году руководитель клуба «Пегас» представил материалы о его работе на Всероссийский конкурс «Учитель, перед именем твоим…» и получил диплом лауреата в номинации: «содержательный досуг», а также был представлен на Всероссийский конкурс «Байконур», посвященный 50-летию полета Ю.А. Гагарина, юбилейный номер альманаха «Пегас» с лучшими стихами учащихся школы;

о) 25 сентября 2011 года Министерство культуры Новосибирской области и Дом национальных культур им. Г. Заволокина проводили Областной поэтический фестиваль. 6 участников из 80 получили дипломы лауреатов, в том числе и автор этих строк;

п) в октябре 2011 года в Издательском доме «Вертикаль» вышла антология поэзии школы № 7, где собраны лучшие стихи авторов литературного клуба «Пегас» за восемь лет его работы. Составитель антологии С.Л. Трегубов.

В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности,  даже если она и не будет связана с литературой.

 

Список литературы

  1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». – М., 1991. – С.149-159.
  2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
  3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. – 416 с.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 923)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела